От войны – до наших дней

    На Уралвагонзаводе работают более 120 династий. Несколько десятков из них имеют стаж работы на заводе по 200 и более лет. Есть династии, у которых стаж более 600 лет.

    Четыре поколения Устюжаниных внесли свой вклад в развитие Уралвагонзавода. Их общий трудовой стаж – более половины тысячелетия. Всегда представители этой большой династии поддерживали друг друга, передавая детям и внукам преданность одному делу – танкостроению.

    Начало XX века. Агафья Устюжанина с супругом и детьми жила в деревне Прошкино, Туринского района, Свердловской области. В середине тридцатых годов пришло время старшему сыну Никите получать профессию. На семейном совете было принято решение отправить его в Нижний Тагил к родственникам. Знали Устюжанины, что идет строительство огромного завода и умелые руки там востребованы. Никита окончил училище при УВЗ и устроился в цех 630 слесарем-ремонтником.

    И тут в семью пришла беда: из-за несчастного случая погибает глава семьи. Агафье ничего не остается, как собрать свои небольшие сбережения и вместе с маленькими детьми ехать в город к старшему сыну. Времена были не из легких, но сложности не пугали женщину, ведь нужно прокормить и одеть детей. Семье дали комнату в бараке. Никита устроил мать в свой кузнечный цех.

Устюжанины у танкового конвейера

Устюжанины у танкового конвейера

    Грянула великая отечественная война. На Урале ни один выстрел не нарушил привычную тишину, но люди разом перестали улыбаться. Рабочие сотнями шли добровольцами на фронт. В заводских цехах оставалось все меньше мужчин, женщины и подростки вставали за станки.

    Каждый день с фронта приходили письма бывших трудящихся УВЗ: "Дела идут неважно, немцы наступают, не хватает еды, техники, оружия". Когда на Уралвагонзаводе начался выпуск танков, люди вздохнули с облегчением. На митингах и собраниях рабочие давали клятвы выполнять по 400, 500 процентов нормы. Каждые 40 минут с конвейера завода сходил легендарный танк Т-34. Вклад танкостроителей в победу над фашистской Германией был высоко оценен советским правительством. Самоотверженный труд рабочих, инженеров, конструкторов был приравнен к подвигу на полях сражений.

    Никита Устюжанин и его жена Ирина, которая трудилась в цехе 550 формовщицей, получили медали "За доблестный труд в великой отечественной войне 1941-1945 гг.". Всю свою жизнь они оставались верны УВЗ, отработав здесь по 40 лет.

    – Мама рассказывала, что большинство практически жили на заводе, – вспоминает сын Никиты и Ирины – Владимир Устюжанин. – В красном уголке цеха ставили кровати и раскладушки, чтобы люди могли отдохнуть хотя бы несколько часов. На питание выдавали талоны, которые ценились дороже денег. Победа была долгожданной. Вскоре родились две мои старшие сестры Валентина и Лидия, затем – я. Мы вместе радовались каждому новому дню, ходили на парады и демонстрации.

    Иван – младший сын Агафьи Степановны – пришел на завод в 1945 году, когда до победы оставались считанные месяцы. Он тоже удостоен медали "За доблестный труд в ВОВ". После его призвали на службу, в танковые войска. Шесть лет служил в Польше, вернувшись,пришел в 130-й – там всегда требовались хорошие кадры. Здесь же техником-плановиком работала и его супруга Маргарита. Вновь семейное постоянство сыграло свою роль – по четыре десятка лет они отдали одному подразделению. Ушел Иван Сергеевич на заслуженный отдых в должности старшего диспетчера службы ПДБ. В этот же цех супруги устроили племянника – Владимира.

    – Раз производство танковое, я старался и в армии попасть в те же войска, – продолжает Владимир Никитович. – На распределении все-таки доказал свое желание быть танкистом. По иронии или случайности судьбы меня направили в Германию. "Учебка" проходила в Дрездене, после получения звания сержанта был переведен в город Ратенов, где прошел курсы офицерского состава. Возвращался в Тагил переполненный гордостью: моя мечта сбылась!

    Больше 40 лет он трудился водителем-испытателем в цехе 130. Сначала испытывал танк Т-62, после – Т-72. Последняя модель уступала в объемах выпуска только легендарному Т-34. испытания проходили в разное время года, в любую погоду. Случалось, что зимой металл леденел, броня трещала. Но не было никогда ни одной минуты сомнения в том, чтобы поменять работу.

    – Наши родители трудились намного больше, – уверен Владимир. – Дети, рожденные после войны, были воспитаны победителями.

    Связь с боевыми машинами у Устюжаниных – "на роду". Уже правнуки Агафьи Степановны продолжили достойный трудовой путь династии. Сергей Владимирович – начальник бюро управления 70, а Ирина Владимировна – смотритель выставочного комплекса. В день нашей встречи она пригласила Устюжаниных в музей, где рассказала о танковом конвейере, старых и новых легендарных разработках Уралвагонзавода, поздравила с 70-летием тагильского танкостроения.

    – Стараемся в работе соответствовать родителям, – говорит Ирина. – к примеру, мой папа редкие выходные проводил дома. Когда было "посвободнее" на конвейере боевых машин, Владимира Никитовича задействовали в службе энергетика. Ни одна модернизация производства, реконструкция цеха не обходились без него.

    Сейчас представителей династии Устюжаниных можно встретить в разных подразделениях Уралвагонзавода: цехах 130, 170, 550, 790, 883, отделах 12, 15, 17, 47, 50, 62, 70, 75. В их общей семейной "копилке" более 10 медалей различных уровней, много почетных грамот, благодарственных писем. Устюжанины, как и раньше, каждый праздник собираются вместе, за одним большим столом. Рассказывают внукам и правнукам историю своей семьи, знакомят с традициями и обычаями. Новое поколение, придя на Уралвагонзавод, будет достойной сменой своим отцам и дедам.

Екатерина ЕВЛАШИНА.

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 11.10.2011, №76.

 

Главная страница