Они вошли в историю вагоностроения
В 70-е годы на Уралвагонзаводе была проведена коренная реконструкция вагоносборочного производства без остановки выпуска полувагонов. Впервые в СССР предприятие полностью перешло на серийный выпуск цельнометаллических полувагонов модели 12-532 на роликовых подшипниках с широким применением специальных экономичных профилей проката. Этот вагон был самым технологичным за всю историю отечественного вагоностроения.
В музее истории Уралвагонзавода прошла встреча с ветеранами – людьми, которые были локомотивом технической революции в цехах ВСП.
Одним из почетных гостей был Зиновий Ткачук, заместитель главного инженера завода по реконструкции с 1970 по 1977 гг., с 1984 года – директор вагоносборочного производства. После окончания с отличием львовского политехнического института в 1956 году молодым специалистом он пришел работать на Уралвагонзавод. Зиновий Григорьевич занимался внедрением бригадных форм труда в цехах вагонного производства, что обеспечивало ритмичную работу конвейера.
В процессе внедрения новой техники на заводе создавались мобильные группы из конструкторов, инженеров-наладчиков, технологов, которые могли не только оперативно принять решение, но и сами их выполнить. Трудность заключалась не только в том, что техника приходила сложная, она не имела аналогов. По словам Зиновия Григорьевича, благодаря многочисленным рационализаторским предложениям наладчика шестого разряда на участке прессового формирования цеха колесных пар, специалиста высочайшей квалификации Василия Зубрильчева осуществлялась ритмичная работа цеха. Василий Меркулович был удостоен званий "Лучший рационализатор" по заводу и министерству и "Заслуженный уралвагонзаводец". По его рекомендации доработана индикаторная система прессов ПО-135. Стаж работы Василия Меркуловича на предприятии составляет более 50 лет. Он является лауреатом премии имени И.В. Окунева, в честь 70-летия Уралвагонзавода удостоен Сединской премии – высшей корпоративной награды одного из партнеров предприятия.
Одним из инициаторов создания комплексной бригады, работающей на один наряд, был мастер, затем начальник участка буксового узла цеха колесных пар Юрий Губич. Созданная им бригада работает по сей день, в ее составе более 80 человек.
О том, в каких тяжелых условиях до реконструкции работали сварщики в цехе хребтовых балок, рассказал Владимир Герман – инженер-конструктор, заслуженный конструктор России. В начале 70-х он занимался аттестацией вагонной продукции на знак качества.
На встрече присутствовали высококвалифицированные сварщицы – Лидия Гультяева и Нина Сивец, отдавшие своей профессии более 30 лет.
Начальник ВСП Леонид Матвеев рассказал о том, как удавалось организовать ритмичную работу конвейера, какие сложности возникали и как они решались.
Владимир Баранов, с 1963 года работавший на Уралвагонзаводе на руководящих постах, с гордостью поведал о том, что в период реконструкции многие способы изготовления узлов полувагона и конструкции комплексов и линий были защищены работниками завода авторскими свидетельствами на изобретения. Получены дипломы ВДНХ, Уралвагонзавод добился присвоения знаков качества двум своим тележкам.
На Уралвагонзаводе впервые в стране было создано комплексно-механизированное автоматизированное производство вагонов, впервые в мире – созданы и внедрены в производство контактная сварка металлов больших толщин, автоматическая сварка вертикальных швов со свободным формированием, кантователь кузова полувагона, встроенный в конвейер. В 1976 году Уралвагонзавод выпустил на магистрали страны 500-тысячный вагон, к 75-летию предприятия – миллионный.
Гозель ГАБДРАФИКОВА, заведующая просветительским отделом выставочного комплекса Уралвагонзавода.
Литература: Газета "Машиностроитель" от 16.12.2011, №94.