Муниципальные публичные библиотеки в 1990 гг.: проблемы развития и способы их преодоления

(по материалам Нижнего Тагила)

    Сеть публичных библиотек является самой крупной библиотечной сетью страны. В нее входят центральные библиотеки всех 89 субъектов Российской Федерации – универсальные, научные, детские, юношеские, специальные библиотеки для слепых. Важнейшей же ее составляющей является сеть муниципальных публичных библиотек, которые находятся в ведении системы местного самоуправления [1]. К центральным библиотекам, по существующему законодательству, на уровне района относится центральная районная библиотека, города – центральная городская библиотека [2].

    В 1990 г. в Нижнем Тагиле насчитывалось 182 библиотеки, из которых 24 находились в ведении Министерства культуры. Имеющиеся до этого партийные библиотеки были закрыты. Однако их судьба долго оставалась нерешенной. Трудности 90-х гг. особенно остро испытала на себе сеть публичных библиотек. Тогда же на уровне правительства было принято решение свести все местные публичные библиотеки в централизованную локальную сеть, так в городах и районных центрах появились ЦБС – центральные библиотечные сети.

    В Нижнетагильскую ЦБС в 1990 г. входило 12 библиотек – центральная библиотека и филиалы, расположенные во всех районах города. Ряд филиалов имели специализацию по различным направлениям библиотечной деятельности (филиал № 1 – юношеская библиотека, филиал № 2 – библиотека семейного воспитания, филиал № 5 – библиотека-клуб и т. п.). К 1998 г. сеть расширилась за счет закрытия бывших профсоюзных библиотек и составила 16 филиалов. В 2000 г. эта цифра оставалась неизменной.

    Основной проблемой на протяжении всех 10 лет существования библиотечной сети было недостаточное финансирование. Отчасти это объяснялось нестабильной социально-экономической обстановкой в стране. В результате уменьшился поток читателей, некоторые их категории перестали посещать библиотеку вовсе, например, рабочие в возрасте от 30 до 50 лет; временно закрывались филиалы; не поступали в полном объеме литература и периодика; задерживались и без того небольшие зарплаты сотрудникам библиотек. Так, в 1991 г. в библиотеки ЦБС был привлечен 19 421 читатель. Почти вдвое уменьшился контингент постоянных читателей [3]. Самое большое невыполнение плановых показателей за 1991 г. оказались у филиала № 5, который располагался в холодном и сыром помещении (печное отопление) ЖЭУ № 12 на Гальяно-Горбуновском массиве. Вопрос о переводе филиала в другое место по финансовым причинам затянулся на несколько лет.

    К острым экономическим проблемам тех лет можно отнести и низкие зарплаты сотрудников. Как следствие – нехватка библиотечных кадров и их текучесть. Так, в 1991 г. штат ЦБС составлял 83 библиотечных единицы. Но только 71 ставка была занята, соответственно 12 ставок – свободны [4]. Такая ситуация продолжалась до конца 1990 гг.

    На качестве работы и обслуживания сказывалось отсутствие у большинства сотрудников профессионального образования. В 1996 г. только 55 % библиотекарей имели библиотечное образование. В связи с этим в Центральной городской библиотеке (далее ЦГБ) с 1996 г. была организована система курсов повышения квалификации. Регулярно стали проводиться семинары (например, "Современная библиотека: формула успеха", "О новых подходах к качеству комплектования библиотечных фондов", "Новые учетные документы"), учебные занятия ("Реклама в библиотеке"), консультации, обзоры методических материалов профессиональной периодики и т. п. [5]. Также ЦГБ практиковала ежегодные выездные методологические семинары (в центральную библиотеку Новоуральска, областную библиотеку им. В. Г. Белинского и т. д.), участие в научно-практических конференциях. Безусловно, все эти меры способствовали повышению профессионального уровня сотрудников ЦГБ.

    Для мотивирования труда работников из собственных ресурсов библиотеки постоянно выделялись дополнительные средства. Только в 1997 г. доход от платных услуг (ночной абонемент, копирование документов, информационное сопровождение заказанной темы в течение года; предварительный заказ на подбор материалов по теме; составление тематических картотек; разовый поиск в годовой подшивке; копирование информации из файла на цифровой носитель; графическое и цифровое оформление документов на компьютере и т. д.) составил 65,5 млн р. Однако сотрудники ЦГБ, понимая сложность экономической обстановки в стране, добровольно отказались от получения премий за счет коммерческих услуг. Все средства были направлены на материально-техническое оснащение библиотеки. Но часть денег, по решению администрации и профкома, все-таки пошла на поощрение юбиляров-библиотекарей и юбиляров-филиалов. Для стимулирования труда использовались меры морального поощрения: благодарности, благодарственные письма, почетные грамоты, предоставление дополнительных нерабочих дней и просто добрые слова [6]. Из бюджета города также выделялись деньги на повышение зарплаты работникам (25-процентная надбавка каждому сотруднику библиотеки).

    Однако средств, выделенных городом и заработанных самой библиотекой, все же не хватало для решения насущных проблем. В том же 1997 г. библиотекарям систематически задерживали заработную плату, к концу года задержка составила 7 месяцев. Да и то, что полагалось сотрудникам по тарифной сетке, не соответствовало прожиточному минимуму. Это, по мнению директора ЦГБ В. П. Шуклиной, являлось прямым нарушением прав библиотекарей.

    Но нарушались и права читателей. За год подписка на периодические издания составила всего 15 % от необходимого количества, приобретение литературы исчислялось сотнями экземпляров книг (а не тысячами, как раньше), существующий фонд физически устаревал. Читатели не имели возможности даже для удовлетворения общеобразовательных потребностей в получении экономической, юридической, политической литературы. Сотрудники ЦГБ прогнозировали: "если фонд не будет пополняться, то через 2–3 года нечего будет выдавать; если не будем выписывать газеты и журналы, то люди окончательно деградируют и библиотеки потеряют свой статус; если зарплату не будут выдавать, то библиотекари вымрут, отставание от развитых стран будет не на 20, а на 100 лет" [8].

    И все-таки в невероятно тяжелых условиях библиотекарям удалось выжить, сохранить и пополнить фонды, удержать читательский интерес, обеспечить благоприятный климат в коллективе. К 2000 г. ЦГБ объединяла 16 библиотек с общим количеством пользователей 74 604 чел. Ежегодно проводились массовые мероприятия (иногда по 600 в год): литературные вечера ("Слово о Пушкине", "Первоапрельские шутки", "Святая Русь" и т. д.), беседы, обзоры по искусству, краеведению, здоровому образу жизни ("Край, в котором мы живем", "Мир без наркотиков"), литературные гостиные ("Судьба поэта", "Свет мой зеркальце скажи…" и т. д.), турниры ("Путешествие по музеям мира", "Турнир знатоков этикета" и т. д.), КВНы ("Путешествие в Спортландию", "Сказки русские" и т. д.), беседы-кроссворды, лекции-игры, лекции с видеорядом и т. п. [9]. Постоянные читатели безвозмездно передали библиотеке большое количество книг. Так, в 1998 г. в дар было передано 1256 экз. книг [10].

    Для выхода из кризиса системы публичных библиотек в 2000 г. принимается ряд мер. Среди них наиболее значимыми были утверждение специальной коллегией при Главе города муниципальной целевой программы "Развитие библиотечного дела в г. Н. Тагил (2001–2005 гг.)", создание межведомственного библиотечного Совета, информационных центров для библиотек, разработка и реализация целевой многоуровневой программы: "Библиотекарь-профессионал".

    Администрацией Нижнего Тагила было принято решение об изменении с 2000 г. системы оплаты труда и модели аттестации работников муниципальных библиотек города. При этом библиотекарям были сохранены все существующие надбавки. Для реализации программы и создания локальной компьютерной сети городом было выделено необходимое оборудование. Муниципалитет также взял на себя обязательство финансировать программу из бюджета в объеме 3 128 424 тыс. р. [11].

    В течение 2000 г. работа ЦГБ постоянно освещалась в эфире местного телевидения и на страницах городской печати (всего 20 статей). Таким образом, к проблемам библиотеки удалось привлечь внимание жителей города. Во многом благодаря бескорыстной поддержке читателей значительно пополнился книжный фонд ЦГБ и ее филиалов. Всего в дар было принято 1386 экз. книг. На абонементе ЦГБ при активной поддержке читателей был создан "Частный фонд" (ЧФ). В конце года ЧФ насчитывал 40 читателей и 70 книг. Книговыдача составила 620 экземпляров, а это значит, что обращаемость ЧФ составляет 8,9, в то время как общий фонд имеет обращаемость 1,88. В целом повысилась читательская активность.

    Таким образом, несмотря на социально-экономические трудности
90-х гг., ЦГБ Нижнего Тагила не прекращала своей деятельности, предоставляя жителям города самую разнообразную информацию.

    В заключение хотелось бы отметить, что любая публичная библиотека – это уникальный феномен культуры, средство социализации личности, так как она аккумулирует и сохраняет произведенные культурные ценности и информационные ресурсы, а также обеспечивает их доступность и распространение, т. е. сочетает в себе информационные, образовательные, общекультурные и досуговые функции. Перспектива развития социального института публичной библиотеки в нашей стране зависит, прежде всего, от осознания на всех уровнях первостепенной важности достойного содержания общедоступных библиотек для полноценного существования нации.

   

Примечания

    1. Справочник библиотекаря. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 2004. С. 47.

    2. Там же. С. 44.

    3. Информационный отчет ЦБС г. Нижний Тагил за 1991 г. [Рукопись] / ЦГБ г. Нижний Тагил. Нижний Тагил, 1992. С. 4.

    4. Там же. С. 27.

    5. Информационный отчет ЦГБ г. Нижний Тагил за 1996 г. [Рукопись] / ЦГБ г. Нижний Тагил. Нижний Тагил, 1997. С. 11.

    6. Информационный отчет ЦГБ г. Нижний Тагил за 1997 г. [Рукопись] / ЦГБ г. Нижний Тагил. Нижний Тагил, 1998. С. 13.

    7. Там же. С. 2.

    8. Информационный отчет ЦГБ г. Нижний Тагил за 2000 г. [Рукопись] / ЦГБ г. Нижний Тагил. Нижний Тагил, 2001. С. 1–5.

    9. Информационный отчет ЦГБ г. Нижний Тагил за 1999 г. [Рукопись] / ЦГБ г. Нижний Тагил. Нижний Тагил, 2000. С. 7–8.

    10. Информационный отчет ЦГБ г. Нижний Тагил за 1998 г. [Рукопись] / ЦГБ г. Нижний Тагил. Нижний Тагил, 1999. С. 10.

    11. Информационный отчет ЦГБ г. Нижний Тагил за 2000 г. [Рукопись] / ЦГБ г. Нижний Тагил. Нижний Тагил, 2001.

Т. Ю. Панова, студентка Социально-гуманитарного института Нижнетагильской государственнойсоциально-педагогической академии

По материалам II Всероссийской научно-практической конференции "Homo legens в прошлом и настоящем", Нижний Тагил, 22–23 апреля 2009 г. Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия. – Нижний Тагил, 2007. – 345 с.

Главная страница