Глиняные изделия с гравировками на территории Среднего Зауралья

    Украшенные гравировками каменные и костяные артефакты достаточно хорошо известны на территории Среднего Зауралья. А вот гравировки на глиняных изделиях встречаются чрезвычайно редко. Объясняется это тем, что глина является пластичным материалом, на котором до обжига можно нанести любое необходимое изображение. Нанесение же гравировок уже по сухой глине связано с неучтенными заранее обстоятельствами. Гравировки по глине можно разделить на две группы. В первую входят изделия с нанесенным по сухой глине орнаментом. Вторую группу представляют предметы с гравированными знаками.

    К первой группе отнесены "утюжки", скульптуры и пряслица. "Утюжки" с Кокшаровского холма и Андреевского озера украшены резными прямыми, слегка волнистыми или перекрещивающимися линиями, которые нанесены уже по подсохшей глине [1, 243].

    К скульптурным поделкам отнесено любопытное изделие в виде шарика с Кокшаровского холма. Шарик слегка сплюснут и имеет неправильные очертания. Его высота 3 см, максимальный диаметр – 3,2 см, минимальный – 2,8 см. В центре шарика находится отверстие. У отверстия сверху и снизу шарика имеются участки, орнаментированные мелкими наколами. Причем оттиски группируются не вокруг отверстий, а сбоку. Нанесены они по сырой глине. Но боковые поверхности шарика орнаментированы прямыми резными линиями, которые были прорезаны уже по подсохшей глине. Внимательный анализ показывает, что в качестве орнаментира использовалась верхняя челюсть мелкого грызуна. В целом своим внешним видом изделие напоминает грецкий орех. Вопрос о его функциональном назначении остается открытым [9, 23].

    На Кокшаровско-Юрьинской II стоянке в неолитическом слое найдено пряслице, изготовленное из неорнаментированной стенки сосуда. Уже по сухой глине на пряслице были прочерчены прямые и ломаные линии. Предположительно в переплетении линий можно увидеть изображение птицы, у которой длинная шея, треугольное тулово и вытянутые назад ноги. Еще одно глиняное пряслице с гравировкой выявлено на святилище, расположенном на вершине горы Голый Камень. На одной стороне пряслица по сухой глине прочерчен циркульный орнамент [10, 306]. Следует подчеркнуть, что керамические пряслица со специально нанесенным орнаментом встречаются гораздо реже, чем пряслица каменные и глиняные.

    Во вторую группу входят фрагменты разбитых керамических сосудов с гравировками. Е.М. Берс отмечает, что на жертвенном месте на Еловом мысу у озера Мелкого найдены черепки разбитых сосудов с гравированными изображениями птиц и людей [3, 83]. К сожалению, кроме этого упоминания никакой другой информации, в том числе иллюстраций данных изображений, обнаружить не удалось.

    Автору известна небольшая серия фрагментов керамики с гравированными знаками, которые не являются изображениями или орнаментом. Причем все эти находки происходят из культовых комплексов. Самое раннее такое изделие выявлено на Усть-Вагильском холме (Свердловская обл.). Среди 15 тысяч находок выделяется фрагмент венчика неолитического сосуда, орнаментированный прочерченными линиями. Поверх орнамента уже по сухой глине были прочерчены непонятные знаки, напоминающие руническое письмо [8, 134]. Поскольку большая часть находок на Усть-Вагильском холме связана с ранним железным веком, полной уверенности в том, что данные знаки нанесены в эпоху неолита, быть не может. Известны многочисленные факты использования древних предметов в более поздние эпохи [7, 56–57].

    Необычное использование фрагментов керамики зафиксировано в самом богатом неолитическом погребении Урала, которое автор трактует как погребение шамана. Обнаружено оно в гроте на Камне Дождевом (р. Чусовая, Средний Урал). На сгибе колена левой ноги погребенного лежал фрагмент керамики, орнаментированный отступающей палочкой. На нем имеется серповидный знак, прорезанный по сухой глине [6, 141].

    Несколько фрагментов керамики с гравированными знаками выявлены на Шайтанском озере (Свердловская обл.). В материалах энеолита и раннего железного века есть единичные черепки, на внутренней стороне которых присутствуют насечки, нанесенные по сухой глине. Иногда они имеют систематизированный характер в виде горизонтального ряда. На трех фрагментах керамики, в одном случае с внутренней стороны, в двух – с внешней, по сухой глине прорезаны косые кресты [10, 314]. Такие знаки были известны уже в эпоху палеолита. Присутствуют они и на костяных и бронзовых наконечниках из пещерного святилища на Камне Дыроватом. По этнографическим данным косой крест выполняет функцию "охраны". Иногда он трактуется как знак закрытия (перекрытия) [4, 400].

    Наиболее интересным изделием из этой группы является керамическая нашивка с Шайтанского озера I. Она выполнена из обточенного со всех сторон фрагмента керамики, которому обработкой придали прямоугольную форму размером 2,2 ? 1,5 см. На лицевой стороне изделия каменным орудием вырезан ромб, а в его центре двусторонним сверлением проделано отверстие диаметром около 1 мм. Изображения ромба довольно часто встречаются в первобытном искусстве, и его семантика неоднократно рассматривалась разными исследователями [2; 5; 12].

    Представляет интерес обломок стенки от сосуда родановской культуры IX–XV вв. н.э. На неполном куске тулова сосуда сохранилось 31 отверстие. В тесте сосуда фиксируется очень большая примесь охры. Фрагментов от сосуда 92, но только на одном из них с внутренней стороны присутствует прорезанные металлическим орудием тонкие прямые перекрещивающиеся линии – своеобразное "граффити" [10, 314]. Следует подчеркнуть, что родановская культура бытовала на западном склоне Урала (верхнее течение Камы), тогда как Шайтанское озеро находится на территории Среднего Зауралья.

    Интересный керамический комплекс выявлен на святилище, расположенном на скалистом шихане горы Голый Камень ( г. Нижний Тагил). Кроме многочисленных керамических "пряслиц" и дисков там найден фрагмент керамики, на котором металлическим орудием по сухой глине вырезан серповидный знак. На ошлакованном обломке сосуда с внешней стороны прорезаны две параллельные линии, одна глубиной до 2 мм, вторая – помельче. На фрагменте керамического диска металлическим ножом прорезана серия тонких параллельных линий [11, 27].

    Все эти черепки с гравированными знаками могут свидетельствовать о проведении на памятниках каких-то ритуалов с участием отдельно взятых и специально отмеченных фрагментов керамики. Смысл этих ритуалов для нас остается загадкой.

    Список источников и литературы

    1. Алексашенко Н.А. "Утюжки" под микроскопом // Культовые памятники горно-лесного Урала. -Екатеринбург, 2004. – С. 239–254.

    2. Амброз А.К. Раннеземледельческий культовый символ ("Ромб с крючками") // СА. – 1965. – № 3. – С. 14–27.

    3. Берс Е.М. Археологические памятники Свердловска и его окрестностей. – Свердловск, 1963. – 116 с.

    4. Калинина И.В. Орнаментальные композиции на мезолитических наконечниках стрел в связи с культовым характером пещеры Камень Дыроватый // Тверской археологический сборник. – Тверь, 2006. – Вып. 6. Т.I. – С. 393–402.

    5. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., 1981. -406 с.

    6. Сериков Ю.Б. Исследование грота на камне Дождевом (р.Чусовая) // Вопросы археологии Урала. – 1993. – Вып. 21. -С. 120–143.

    7. Сериков Ю.Б. Вторичное использование изделий предшествующих эпох // ХV Уральское археологическое совещание: Тезисы докладов международной научной конференции. – Оренбург, 2001. – С. 56–57.

    8. Сериков Ю.Б. Произведения первобытного искусства с восточного склона Урала // Вопросы археологии Урала. -2002.– Вып. 24. – С. 127–150.

    9. Сериков Ю.Б. Глиняная пластика Урала в эпохи неолита – бронзы // Ученые записки Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии. Общественные науки. – Нижний Тагил, 2007. – С. 18–37.

    10. Сериков Ю.Б. Использование фрагментов керамики в хозяйстве и ритуале // Тверской археологический сборник: Материалы IV Тверской археологической конференции и 12-го заседания научно-методического семинара "Тверская земля и сопредельные территории в древности". – Тверь, 2011. – Вып. 8. – Т.I. – С. 296–316.

    11. Сериков Ю.Б., Серикова Л.В. Святилище на вершине горы Голый Камень (Нижний Тагил). – Нижний Тагил, 2005. – 79 с.

    12. Фёдоров B.В. Новые изображения рыб с палеолитических стоянок Европейской части СССР // КСИА. – 1961. – Вып. 82. – С. 140–143.

Ю.Б. Сериков, Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия

По материалам Всероссийской научно-практической конференции "X Зыряновские чтения" (Курган, 6-7 декабря 2012 г.) - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012. - 316 с.

 

 

Главная страница