Вогульские древности

    Совсем недавно, в августе 2012 года, город Нижний Тагил отметил круглую дату – 290 лет с выплавки первого чугуна на Выйском заводе. Событие значимое, но давайте задумаемся над тем, какую массу дел надо было переделать, чтобы подойти к этому моменту. Прорубить дороги, очистить ложе пруда от леса, начать отжиг угля, добычу руды, построить жилье и цеха. А еще всех накормить: людей – хлебом, лошадей – овсом. То есть нужны были пашни, а это весьма трудоемкое занятие.

    Самая ранняя из пашенных слобод, Краснопольская, возникла в 1640-х годах. Но ведь тоже не на пустом месте – здесь были земли "пашенных" вогулов, аборигенов этих мест. И как только мы знакомимся с историей этого удивительного народа, деревни которого когда-то располагались на нынешней территории нашего города, Нижний Тагил и тагильчане начинают стремительно "стареть" буквально на пару тысяч лет.

    Из устоявшихся представлений о народах Сибири встает перед нами портрет туземца-оленевода, одетого с головы до ног в звериные шкуры, в зимнюю стужу греющегося у костра в своем чуме. Проще говоря, воображение рисует "чукчу".

    А между тем 500-1000 лет назад вогулы (манси) представляли собой многочисленный гордый и воинственный народ, знавший, как добывать и топить из руд Урала железо и медь, имевший торговые сношения с соседями. Объединенные в военные союзы мансийские племена способны были противостоять превосходящим в вооружении врагам, будь то татарские орды или русские дружины. Да и портрет вогула, если взглянуть на него сквозь толщу мировой истории, выглядит по-иному.

    Прародиной самодийских племен многие ученые считают Южную Сибирь — районы озера Байкал и реки Ангары. Именно отсюда в далекие времена стали переселяться на Урал предки хантов и манси. Переселение югорских (угорских) самодийских племен в начале нашей эры в Обско-Иртышский бассейн происходило под напором наступающих с юга на север Сибири кочевников. Часть югорцев поселилась в Зауралье, а некоторые самодийские племена прошли по Оби вплоть до ее низовьев на Ямале. Из слияния самодийцев с коренными жителями полярной тундры произошли ненцы, а от смешения с древними жителями тайги, югорскими племенами, — селькупы. Последние кочевали по среднему течению Оби. Югорские племена впоследствии разделились на хантов (остяков) и манси (вогулов). Ханты разместились по долине Оби и Нарыма до устья и ее притоков — Вахи, Казымы, Аганы, Юганы – и в низовьях Иртыша. Манси заняли территории Большого Уральского хребта и его склонов, по левым притокам Оби – Конды и Северной Сосьвы и впоследствии перевалили за Уральские горы в Европу.

    Еще в XVII-XVIII веках манси заселяли всю полосу западных предгорий Урала, от верховьев реки Печеры на севере до верхнего течения Уфы на юге. По Уфе и восточнее Урала, по рекам Пышме и Исети, манси граничили с башкирами, занимавшими лесную и лесостепную территорию Южного Урала и обоих его предгорий. Ханты на южной границе своего расселения находились по соседству с барабинскими татарами, про которых в XIX веке исследователи края Дмитриев-Мамонов и Голодников писали, что они должны скорее считаться тюркизированными остяками, чем настоящими татарами. Есть много оснований считать, что и предками башкир были угры, впоследствии полностью тюркизированные.

    "Отец истории" Геродот в своем основополагающем труде пишет: "Вплоть до области этих скифов вся упомянутая выше страна представляет равнину с толстым слоем почвы. А оттуда земля уже твердая, как камень, и неровная. После долгого перехода по этой каменистой области придешь в страну, где у подножия высоких гор обитают люди. Как передают, все они, как мужчины, так и женщины, лысые от рождения, плосконосые и с широкими подбородками. Говорят они на особом языке, одеваются по-скифски, а питаются древесными плодами. Имя дерева, плоды которого они употребляют в пищу, понтик. Величиной это дерево почти что со смоковницу, плод его похож на бобовый, но с косточкой внутри. Спелый плод выжимают через ткань, и из него вытекает черный сок под названием "асхи". Сок этот они лижут и пьют, смешивая с молоком. Из гущи асхи они приготовляют в пищу лепешки. Скота у них немного, потому что пастбища там плохие. Каждый живет под деревом. На зиму дерево всякий раз покрывают плотным белым войлоком, а летом оставляют без покрышки. Никто из людей их не обижает, так как они почитаются священными и у них даже нет боевого оружия. Они улаживают распри соседей, и если у них найдет убежище какой-нибудь изгнанник, то его никто не смеет обидеть. Имя этого народа — аргиппеи" [3].

    В современном представлении агриппеи — это как раз и есть предки башкир. До сих пор можно найти совпадения приведенного великим греком описания обычаев этого народа с традициями, существующими и в наше время.

    Как известно, к угорской группе относятся и мадьяры — венгры. Родство мансийского и хантыйского, так называемых обско-угорских языков, с венгерским, установленное многочисленными исследованиями, не вызывает никаких сомнений. При этом следует сказать, что венгерский язык находится ближе к мансийскому, чем к хантыйскому. Установлено, что сами названия "вогулы" (манси) и "венгры" (мадьяры) представляют собой лишь звуковые варианты одного и того же имени. Венгерским академиком Б. Мункачи (умер в 1936 году) установлено, что некоторые термины, относящиеся к коневодству, едины в венгерском и обско-угорских языках. Некоторые слова угров сейчас можно встретить и в английском языке. Так, английское слово "хантер" является производным от "хант".

    Впервые вогулы, а вернее их предки, удивили мир в 1920-е годы, когда советские археологи извлекли из Горбуновского торфяника на тагильской земле деревянные сосуды в виде лосихи и водоплавающих птиц. Их исполнение было настолько реалистичным, что все прежние представления об отсталых уральских "дикарях" сошли на "нет". Кроме того, в числе извлеченных из торфяника охотничьих и рыболовных принадлежностей был обнаружен настоящий деревянный бумеранг. Это своеобразное орудие охоты является достоянием не только австралийских аборигенов. Бумерангами пользовались и жители Южной Индии, Древнего Египта, Мексики. Однако горбуновский бумеранг не мог быть заимствован уральскими аборигенами в каком-либо из вышеперечисленных центров древних цивилизаций — возраст его значительно старше. В одном из древних мансийских мифов говорится о деревянной палице для охоты — "пахтилтигнарап", которую метали на далекие расстояния, поражая оленя и лося. Возможно, уральский "нарап" и есть аналог австралийского бумеранга.

    Изучая древние мифы, ученые часто находят подтверждения своим открытиям, а порой делают новые. Так произошло и с мансийским мифом о рождении Земли. Согласно этому преданию, "со дна первичного океана утка достает кусочек ила (земли). Земля постепенно начинает вращаться и растет кругом так, как расширяющаяся волна от упавшего в воду предмета. Круглую форму Земли и ее вращение наблюдает парящий в небе белый ворон". Как видим, вогулы уже в древности владели точными астрономическими знаниями: круглая форма Земли; ее вращение; вода как первооснова жизни. Миф о рождении Земли в разных интерпретациях встречается и у других народов Сибири, но ни у одного из них он так сильно не похож на "вогульский", как у калифорнийских индейцев (!)

    Следовательно, уральские аборигены и калифорнийские индейцы когда-то давно имели одну общую родину и общих предков. Отсюда и похожесть их мифов о рождении Земли.

    Ученые-лингвисты обнаружили также определенные черты близости уральских и калифорнийских "языков". Что это — совпадение? Отнюдь! Факты говорят о том, что вогулы являются дальними родственниками индейцев Америки. Известно, что 30 тысяч лет назад предки индейцев начали переселяться в Америку из Сибири по сухопутным мостам, существовавшим в древности. Прародиной американских индейцев, как и манси, многие считают все те же районы близ Байкала и Ангары. Огромные расстояния, разделяющие Урал и Калифорнию, практически не повлияли на традиционные занятия, культуру и даже внешний облик их коренных жителей, в древности имевших общие корни.

    Геродот так нам рассказывает об обычаях народов, живших близ Уральских гор: "В тех же краях по соседству с ними обитают люди по имени иирки. Они также промышляют охотой и ловят зверя следующим образом. Охотники подстерегают добычу на деревьях (ведь по всей их стране густые леса). У каждого охотника наготове конь, приученный лежать на брюхе, чтобы меньше бросаться в глаза, и собака. Заметив зверя, охотник с дерева стреляет из лука, а затем вскакивает на коня и бросается в погоню, собака же бежит за ним" [3].

    По мнению историка В.В. Латышева, иирки – это предки мадьяр на Северном Урале. Как мы уже отметили выше, этими предками являлись племена прото-манси – древние угры. А теперь давайте вспомним замечательные по своей красочности романы Фенимора Купера и Майн Рида. Как видно, способы и некоторые методы охоты угров и американских индейцев полностью совпадают. Русский писатель и путешественник К.Д. Носилов (1858-1923 гг.), посетивший в 80-х годах XIX века вогульскую деревню на Северной Сосьве, писал в своем дневнике: "И, смотря на все эти смуглые, скуластые лица вогулов с заплетенными косами, как у мужчин, так и у женщин, смотря на эти оригинальные костюмы, казалось, что мы где-то в Америке, в неизвестной стране, у дикарей…" А вот как Носилов описывает своих проводников-вогулов, сопровождавших его в походе через горные перевалы Северного Урала: "Они одеты в суконные дождевики, на ногах — замша оленя, на боку — нож с широким ремнем, через плечо — кремневые ружья, и только на голове ничего нет. Вогул привык обходиться без шапки, довольствуясь одними развевающимися по ветру длинными волосами, которые он то заплетает в косы, украшая красными полосками, или носит свободно, придавая себе вид уже настоящего лохматого индейца".

    Традиция ношения длинных волос в виде двух сплетенных кос как у мужчин, так и у женщин, широко распространена у североамериканских индейцев. Она же была известна уральским вогулам. До принятия христианства у них существовало представление, согласно которому волосы нельзя было стричь, потому что там концентрировалась вся жизненная сила человека. Возможно, этим и объясняется вогульский военный обряд скальпирования убитого врага. Невероятно, но уральские вогулы, подобно американским "краснокожим" сородичам, снимали скальпы. Да еще как снимали! Недаром их военные отряды наводили ужас на первых русских поселенцев, а народ коми, не меньше страдавший от постоянных нападений своих уральских соседей, так и прозвал их – "вэгулы" (вогулы), что означает "дикие". Хотя для вогульского воина присвоение скальпа (ухсох – "головная кожа") убитого врага носило, прежде всего, религиозный характер. Как и индейцы, вогулы верили, что воин, завладевший волосами противника, увеличивает свою собственную мощь. По их понятиям, душа человека, лишенного скальпа, окончательно умирала. Кстати сказать, обряд скальпирования, известный с древнейших времен, не ограничивается "индейской Америкой" — его в свое время практиковали кельты, скифы, а также ближайшие родственники вогулов – ханты (остяки).

    Как видно, предки современных свердловчан имели жутковатые обычаи. Следующая цитата из Геродота может вызвать улыбку у читателя: "Эти страны отделяют высокие, недоступные горы, и никто их еще не переходил. По словам лысых, на горах обитают, хотя я этому не верю, козлоногие люди, а за этими горами — другие люди, которые спят шесть месяцев в году. Этому-то я уж вовсе не верю". И напрасно!

    Объяснение облика и обычаев загадочных обитателей далеких стран "за горами" находится при сравнении с ними быта и обычаев племен протоманси, хантов и ненцев, а также их родственников из Северной Америки. Еще в конце XIX века американские индейцы, а также старатели и ковбои, перенявшие у аборигенов все лучшее и наиболее функциональное в суровом климате и постоянной жизни в седле, носили унты, сапоги-мокасины и своеобразные ботфорты, изготовленные из цельных шкур, взятых от задних ног крупных копытных. Эти "ботфорты" подвязывались бечевой либо кожаными ремешками, позднее пристегивались застежками к поясу. Именно в такие ботфорты из шкур, снятых с задних ног лося, обрубленных "охотником Мое", и были одеты геродотовские "козлоногие" манси. Относительно объяснения впадения в долгую "спячку" людей Геродот мог бы додуматься сам. Ниже он писал о климате северных стран, о зимах в тех местах и о снеге: "Такие холода продолжаются в тех странах сплошь восемь месяцев, да и остальные четыре месяца не тепло. Вообще там погода совершенно отличная от других стран: когда в других местах дождливая пора, там дождей почти нет, а летом, напротив, очень сильные. Когда в других местах случаются грозы, здесь их не бывает, летом же они часты. Гроза зимой вызывает изумление, как чудо…

    …Об упомянутых перьях, которыми, по словам скифов, наполнен воздух и оттого, дескать, нельзя ни видеть вдаль, ни пройти, я держусь такого мнения. К северу от Скифской земли постоянные снегопады, летом, конечно, меньше, чем зимой. Таким образом, всякий, кто видел подобные хлопья снега, поймет меня; ведь снежные хлопья похожи на перья, и из-за столь суровой зимы северные области этой части света необитаемы. Итак, я полагаю, что скифы и их соседи, образно говоря, называют снежные хлопья перьями. Вот сведения, которые у нас есть о самых отдаленных странах" [3].

    А ведь мы знаем, что народы русского Севера, северных окраин Сибири, проживая в землянках и полуземляных жилищах, полностью засыпаемых толстым слоем снежного покрова, доходившего до нескольких метров, продолжительной полярной ночью, которая длится как раз по полгода, для сообщения между жилищами прокапывали лазы в снежной толще. Ползая по ним, ненцы и ханты могли подолгу не показываться на поверхности. Снег для их жилищ был, кроме того, прекрасным изолятором от стужи наверху. Такие же обычаи мы находим и у аборигенов Аляски и Канады, а также скандинавского севера.

    Подтверждением родства уральских вогулов с американскими индейцами является и тот факт, что одно из индейских племен носит то же имя, что и уральские аборигены — Манси. Это племя расположилось в районе Великих Озер, по соседству с известными по романам Купера ирокезами, делаварами, могиканами. Причем с двумя последними манси находятся в языковом родстве. Оказывается, район Великих Озер, где проживают американские манси, наряду с Калифорнией является вторым (и последним) главным центром распространения в Северной Америке "уральской версии" мифа о рождении Земли: та же утка, достающая с морского дна горсть ила; те же процессы вращения и роста суши и так далее. О древности народа манси свидетельствует общность его космогонистических мифов с мифами народов Месопотамии и Южной Америки. Ключевым в этом смысле является миф о Потопе, или Конце Света. Мансийский миф о Потопе нашел свое отражение в топонимике Урала. Так, в точке схождения границ Свердловской, Пермской, Тюменской областей и Коми находится гора Отортен (1182 м) – одна из самых величественных вершин Северного Урала. Однако эта гора имеет и еще одно название – Лунтхусап. Так ее называли манси, жившие непосредственно вблизи ее. В дословном переводе Лунтхусап означает "Гусиная яма" или "Гусиная коробка". Название это дано потому, что юго-восточные склоны Отортена круто обрываются к Лозьвинскому озерку, из которого берет свое начало река Лозьва. Манси рассказывают, что во время Всемирного потопа здесь, в озерке у высокой горы, нашел спасение гусь. На другой горе – ХолатСяхыл (1079 м), хорошо известной туристам как "Гора мертвецов", где в 1956 году погибла туристическая группа Дятлова из Свердловска, по мансийской легенде, во времена Потопа остался маленький кусочек суши – площадка, на которой мог поместиться лишь один человек. На ней пытался найти спасение охотник-манси, который, не утонув, умер там от голода. Уже тогда это место у манси стало проклятым. Позже там погиб отряд из девяти воинов-манси, осмелившийся нарушить запрет.

    На расположенном рядом хребте Чистоп, главная вершина которого Няврам-Люньсим-Сяхыл-Ана (1292 м), чье название переводится как "Вершина горы, где плакал ребенок", во время Потопа нашли спасение пять семей. Среди спасшихся находился грудной ребенок, который все время плакал. Легенда эта довольно подробна. Она говорит, что спасшиеся люди не страдали от голода и жажды, а также не испытывали холод, так как залившая все в округ вода была горячей. На противоположном конце Чистопа, на вершине Лув-Сяквур ("Лошадиная титька"), спасся злой дух Сисди-Овыл-Менкв-Ойка. Здесь следует заметить, что Менквами северные народы называли реликтовых существ, или попросту "Снежного человека".

    Хронология Потопа у манси достаточно хорошо совпадает с библейской хронологией этого события и календарями индейцев Майя. Таким образом, проверить легенды о Всемирном Потопе достаточно просто – необходимо дождаться наступления 23 декабря 2012 года, не забыв при этом зарезервировать места на указанных нами вершинах.

    Живя в симбиозе с природным окружением, югорские племена обожествляли его. Природа: звери, птицы и даже растения – были для них предметом культа и почитания. Из поколения в поколение передавалось бережное и разумное отношение к природе. Нанесение ей вреда расценивалось как оскорбление Бога. Существование же самого человека, по представлениям угров, связано со средним миром, покровительницей которого является Калтащ – богиня-жизнеподательница. Все существа среднего мира подчинены ей.

    У каждого природного явления (туча, гром, молнии, северное сияние) есть свой дух-хозяин. Духи-покровители имеются и у каждого места, вещи, горы, реки, семьи и дома. Семейных духов-покровителей изготовляли из металла, дерева, ткани. Лес, кормилец угров, по их представлениям, также был населен различными духами. Главный лесной дух, от которого зависит успех охотников и урожай ягод, грибов и орехов, – это Вурики. Он очень обидчив. Если человек ведет себя неуважительно по отношению к природе, не видать ему удачи в промысле. Лесная женщина Мисне уведет его в тайгу.

    Как видно из таких поверий, природа для племен угров — это нечто живое, со своим характером и особыми законами, несоблюдение которых незамедлительно карается.

    Бог реки Оби Асики посылает рыбу. Отношение к нему такое же, как и к Вурики. Жадному рыболову, берущему рыбы больше, чем ему нужно, в следующий раз на рыбалке не повезет. Зная опасность лесных пожаров, угры почитали и хозяйку огня НайЭкву (Найими). К огню отношение у них очень бережное, существует целый ряд правил и обрядов, связанных с огнем.

    Особое отношение к природе прослеживается у племен угров – хантов и манси – через культ медведя. По легенде, медведь – один из сыновей верховного бога Торума, сброшенный за свою гордыню на землю, но прощенный. Теперь он является символом справедливости. Медведь именуется младшим братом человека и всех зверей, уместнее даже сказать — величается, так как младший в мифологической традиции оказывается главным. Звериный мир замыкается на медведе, и в его же лице природа заключает мир с человеком.

    Одним из ярчайших проявлений единения человека с природой является "медвежий праздник". Все его действо строится на идее гостевания, общения родственных душ медведя и человека. Апофеозом праздника было ритуальное убийство – приношение медведя в жертву. В ходе этого действа люди своими песнопениями "успокаивали" медведя, просили у него прощения: "Мы устраиваем в твою честь великий праздник. Не бойся, мы не причиним тебе никакого вреда. Мы только убьем тебя и пошлем к богу леса, который любит тебя. Сейчас мы покормим тебя лучшей пищей, какую ты когда-либо получал от нас. Все мы будем оплакивать твою кончину. Убьет тебя лучший среди нас стрелок. Вот он, смотри, он плачет, он просит тебя о прощении. Это произойдет так быстро, что ты ничего и не почувствуешь. Тебе не нужно объяснять, что мы не можем кормить тебя вечно. Мы достаточно сделали для тебя — теперь твоя очередь пожертвовать собой ради нас. Попроси бога зимой послать нам в изобилии выдр и соболей, а летом тюленей и рыбу. Не забудь наши наказы, ведь мы любим тебя, и дети наши тебя никогда не забудут". Удачливый охотник-медвежатник считается многократно породненным с лесом.

    Еще одним важным культовым животным в мифологии угров являлся лось. Подобно священному медведю, он тоже рожден на небе, среди звезд. У него было шесть ног, и охотники не могли его догнать. И вот однажды мужчина по имени Мое решил сделать его доступным для человека, чтобы использовать мясо в пищу, а шкуру — в хозяйстве. Мое надел быстрые лыжи, покрытые гладкой шкурой выдры, взял в руки саблю и помчался вслед за лосем. Долго бежал воин за своей жертвой от южных гор Урала и настиг усталого зверя лишь на севере. Взмахом могучей острой сабли отрубил ему задние ноги, сказав при этом: "Если ты рожден для пищи человека, зачем тебе шесть ног?" Манси считают, что этот факт сказался на внешнем облике лося: его задняя часть стала выпуклой. Пятая и шестая отрубленные ноги упали недалеко от зверя. На небе это четыре тусклые звезды в два ряда по вертикали справа и чуть пониже ковша Большой Медведицы.

    С того времени люди и начали охотиться на лося, он перестал быть священным. За принесенную пользу Мое так прославился, что его лыжня, проложенная во время погони, пролегла по небу. "Лыжная дорога мужчины Мое" (по-мансийски Мосхумёсанлёх) – это известный нам Млечный путь. Так как охотник очень торопился и комья снега от его лыж падали по обе стороны от лыжни, она получилась вся разбрызганная комочками снега – звездами.

    Сам лось тоже виден на уральском небе: семь ярких звезд, называемых "Янгуй" (Лось). В нашем понимании это созвездие Большая Медведица. Судя по этой легенде, манси пришли на Средний и Северный Урал из более южных районов. Причем мансийские племена шли вдоль уральских хребтов в том направлении, как тянется "Лыжня мужчины Мое" (Млечный путь): с юга на север.

    В мировоззрении угров звезды на небе не безлики, и на небесном своде их столько, сколько людей на земле. Родился человек – появляется новая звезда. Если он в жизни будет значимым, выдающимся, то она горит ярко. Умер человек – его звезда скатывается с неба. Увидевший падающую звезду манси обязательно плюнет в ту сторону и скажет: "Нан ёлыл, амнумыл!" (ты внизу, я вверху!) Это значит: плюнувший в ту сторону человек не желает умереть – пусть он видел сейчас не свою падающую звезду.

    Судьбы угрских народов и природы так тесно переплетены друг с другом, что трудно определить границы каждой, например, две из четырех (пяти) душ человеческих представляются в виде птиц, более или менее реально существующих. Первая – душа сна, в виде птицы глухарки живет в лесу и приходит к человеку только тогда, когда он спит, вторая – живет на голове у человека и т.д.

    Читатель, наконец, вправе спросить: автор столько рассказал нам об аборигенах родного края, их истории, верованиях, традициях, но ничего не сообщил о том, где они сейчас? Отвечаю. Вогулы-манси никуда не исчезли с тагильских земель. В отличие от своих североамериканских собратьев, павших в боях с "бледнолицыми" или загнанных в резервации, наши растворились в русском народе.

    Русские колонисты охотно брали в жены неприхотливых мансиек, а затем выдавали своих дочерей за ловких охотников из числа аборигенов. Уже к концу XVIII века манси почти полностью обрусели, а Верхотурская епархия стала брать мальчиков манси, принявших православие, в псаломщики.

    Так что, если мы внимательно посмотрим на себя в зеркало, то обязательно увидим в нем тени далеких предков.

    Список источников и литературы

    1. Черкашин П., Анисимов А., Мельникова В. и др. Ханты-Мансийску 425 лет/Под ред. В. Судейкина, В. Букариной, Э. Чехуниной. – Н.Тагил, 2007.– С.138-139.

    2. Чернецов В.Н., Мошинская В.И. В поисках древней родины угорских народов // По следам древних культур.– М.,1954.– С.189-190.

    3. Геродот.История. – Ленинград,1972.– С.192; Пьянков И.В. Аргиппеи – загадочный народ древнего Урала//Урал в зеркале тысячелетий. – Екатеринбург,2009. – Кн.1.– С.13-31.

    4. Сальников К.В. Древнейшие памятники истории Урала. – Свердловск,1952.– С.116.

    5. Ставцев Е. Лохматые индейцы Урала// Горный край. -1998. – №26.

    6. Монастырева О.А. Некоторые аспекты социокультурных реалий обских угров на примере народов ханты и манси//Зыряновские чтения: Материалы VI всероссийской научно-практической конференции. – Курган, 2008. – С.30.

    7. Ставцев Е. Почему Большая медведица стала Лосем? //Горный край. – 2000. – от 14 октября.

    8. Канев М.Н. Семантика котла в культуре обскихугров// Зыряновские чтения: Материалы IV всероссийской научно-практической конференции. – Курган, 2006. – С.29.

    9. Мурзина И.Я., Мурзин А.Э. Культура Урала. Очерки становления и развития региональной культуры. -Екатеринбург, 2006. – Ч.1.

    10. Матвеев А.К. Нёройки караулят Урал. -Свердловск,1976; Он же. Географические названия Урала: Краткий топонимический словарь. – Свердловск.1980.; Он же. Вершины Каменного пояса. Названия гор Урала. – Свердловск.1990.

    11. Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн.1. Т. IV. – СПб.,1997.

    12. Марко Поло. Книга о разнообразии мира, гл. CCXVIII.

    13. Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн.2. Т. V.– СПб.,1997.

    14. Вогульские сказки/ Сост. В.Н. Чернецова. – Л.,1938.

    15. Мансийские сказки/ Сост. А. Баландина. – Л.,1938.

    16. Песни народов манси/ Сост. И. Авдеева. – Омск,1936.

    17. Мансийские сказы/ Сост. М. Анисимкова-Бекина. – Свердловск,1960.

    18. Бажов П.П. Серебрянное копытце. – М.,1985.

    19. Фрезер Д. Золотая ветвь. – М.,1991.

    20. Энциклопедия уральских мифологий. Т.2 Мифология манси/ Под ред. И.Н.Гемуева. – Новосибирск, 2001.

 C.И. Пудовкин, А.С. Пудовкина, Е.Ю. Долгорукова, МБОУ ДОД ДЮЦ "Мир", г. Нижний Тагил

По материалам Всероссийской научно-практической конференции "X Зыряновские чтения" (Курган, 6-7 декабря 2012 г.) - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012. - 316 с.

 

 

Главная страница