Репертуар художественных кинофильмов на Урале в 1950-е годы
В исследуемый период кино являлось одним из самых массовых видов искусства. Оно оказывало существенное влияние на духовный мир уральцев. До середины 1950-х годов киноэкран являлся для жителей региона единственным "зрительным окном" в большой мир прошлого и настоящего родной страны и зарубежья. Когда телевидение делало на Урале первые шаги, художественные кинофильмы занимали значительную часть его передач. При этом активно использовались фильмокопии местных контор кинопроката.
Формирование репертуара зависело от идеологических установок правящей партии, состояния фильмофонда, финансовых проблем. По нашим подсчетам, в исследуемый период на Урале демонстрировалось более 730 художественных кинофильмов. 80% из них составляли советские кинокартины, 12% – фильмы стран "народной демократии", находившихся в сфере влияния СССР. Восемь процентов кинофильмов приходилось на долю других зарубежных стран [1].
Многие отечественные кинофильмы были посвящены недавно минувшей войне. Выпущенные на экраны в 1940-е годы, они на первое место выдвигали свою мобилизационную функцию, усиливали идеологическое воздействие властей на массы. В кинокартинах "Секретарь райкома", "Подвиг разведчика", "Бессмертный гарнизон", "Молодая гвардия", "Повесть о настоящем человеке", "Рядовой Александр Матросов" использовались военно-героические символы, представлявшие собой сочетание реальных фактов и художественного вымысла. Фильмы о войне, выпущенные во второй половине 1950-х годов, психологически глубоко раскрывали образы современников, прошедших через горнило военных испытаний. Кинокартины "Летят журавли", "Баллада о солдате", "Судьба человека" вошли в золотой фонд отечественной киноклассики.
При жизни И.В. Сталина демонстрировались художественные кинофильмы об этой личности. По фильмам "Незабываемый 1919-й", "Падение Берлина" и другим зрители представляли вождя страны таким, каким он был показан актером М. Геловани – молчаливым, но мудрым, умеющим все предвидеть.
Жизнь послевоенного общества нашла отражение в кинофильмах "Кавалер Золотой Звезды", "Возвращение Василия Бортникова", "Два Федора", "Чистое небо" и других. Значительное влияние на юношей и девушек оказывали фильмы о советской молодежи – "Свадьба с приданым", "Солдат Иван Бровкин", "Весна на Заречной улице", "Дело Румянцева", "Чужая родня", "Высота", "Дело было в Пенькове", "Исправленному верить". Во многих кинокартинах жизнь показывалась с парадной стороны, представлялась в праздниках, свадьбах, гуляньях, а трудности, с которыми сталкивались люди в реальной жизни, замалчивались, или же подавались как "отдельные недостатки" и "пережитки прошлого". В кинофильме "Кубанские казаки" лакировка действительности была настолько обильной, что коренным образом искажала жизнь послевоенной деревни. В период хрущевской "оттепели" подобные произведения стали подвергаться критике, причем часто это делалось без скидки на комедийный жанр. Зрители стали активнее выступать против "картонных" героев на экране, примитивизма, упрощенчества, фильмов-однодневок и наивных агиток. В 1956 г. редакция "Комсомольской правды" получила около двух тысяч писем, в которых велись дискуссии о фильмах, слышался гнев против "халтуры" на экране [2].
В кинокартинах, созданных во второй половине 1950-х годов, привлекало то, что их персонажи были показаны не как исключительные герои, а как обыкновенные рядовые люди, стремящиеся к честности и порядочности. Однако создатели фильмов порой впадали в две крайности. Одна из них – когда зритель видел на экране надоевшую идиллию, герой которой изображал довольного всем оптимиста. Другие режиссеры любили "надрывные" истории, герои которых обязательно страдают на фоне потоков дождя. Сами работники кино признавали, что многие фильмы отображали не подлинную жизнь, а лишь искусно были подгримированы под действительность [3].
Значительное место в репертуаре кино занимала революционная тематика – "Броненосец “Потемкин”", "Мы из Кронштадта", "Депутат Балтики", "Ленин в Октябре", "Человек с ружьем", "Пролог", трилогия о Максиме. Тема Гражданской войны звучала в фильмах "Чапаев", "Необыкновенное лето", "Павел Корчагин", "Тихий Дон", трилогии " Хождение по мукам". Для большинства из этой группы кинокартин были характерны идеализация образов революционеров-большевиков и красноармейцев, карикатурное изображение их политических и военных противников, романтизация революционной эпохи.
В познавательных и патриотических целях демонстрировались исторические фильмы-биографии о Петре I, Иване Грозном, выдающихся русских полководцах и флотоводцах, деятелях науки и искусства – "Петр I", "Иван Грозный", "Александр Невский", "Суворов", "Адмирал Ушаков", "Михайло Ломоносов", "Жуковский", "Пржевальский", "Композитор Глинка", "Композитор Мусоргский". Многие фильмы об отечественных деятелях науки и культуры были созданы в связи с развернувшейся в послевоенные годы борьбой властей против "преклонения перед иностранщиной". В исторических фильмах-биографиях особо подчеркивался приоритет отечественной науки и культуры.
Положительным явлением советской кинематографии была экранизация произведений русской литературно-художественной классики – "Горе от ума", "Евгений Онегин", "Капитанская дочка", "Ревизор", "Отцы и дети", "Война и мир", "Воскресение", "Анна Каренина".
Часть кинофильмов была рассчитана на детей и подростков. Демонстрировались кинокартины по русским народным сказкам и былинам – "Илья Муромец", "Василиса Прекрасная", "Садко". Советским детям, пионерам и школьникам посвящались фильмы "Чук и Ге к ", "Тимур и его команда", "Два друга", "Первоклассница". Среди подростков пользовались популярностью приключенческие произведения, особенно кинокартины о шпионах, вызванные к жизни реалиями "холодной войны" – "Застава в горах", "Следы на снегу", "Тайна двух океанов", "Над Тисой", "Операция “Кобра”".
В репертуаре художественных кинофильмов стран "народной демократии" преобладали произведения об их историческом прошлом, участии во Второй мировой войне, кинокомедии, музыкальные фильмы. Демонстрировались французские, итальянские, австрийские, индийские, египетские, японские, мексиканские, аргентинские фильмы. Их сюжеты обычно посвящались проблемам любви, быта населения. Часть фильмов была представлена комедиями, фантастикой, музыкальными произведениями. В переполненных залах региона демонстрировался индийский кинофильм "Бродяга".
Критикуя работников кинопроката за "чрезмерное увлечение заграничной продукцией", власти не могли не считаться с тем, что импортные фильмы давали, как правило, хороший кассовый сбор, поступавший в местный бюджет. В 1961 г. бюро Челябинского обкома партии, обсуждая постановление секретариата ЦК КПСС о мерах по улучшению кинопроката, отмечало, что "выпускается много буржуазных фильмов, в которых приукрашивается жизнь в капиталистическом мире". В кинотеатре "Ударник" г. Златоуста из 150 тыс. зрителей, обслуженных в третьем квартале 1959 г., почти половина приходилась на просмотр зарубежных кинокартин: "12 девушек и один мужчина", "Бабетта идет на войну", "Римские каникулы". В сентябре 1960 г. на 365 сеансах в кинотеатре "Магнит" г. Магнитогорска демонстрировались фильмы "капиталистических" стран, а советские фильмы и кинокартины других "социалистических" стран – на 200 сеансах [4].
В репертуаре художественных кинофильмов, демонстрировавшихся на Урале в 1950-е годы, отразилась борьба охранительной и обновительной тенденций в духовной сфере, вызванная начавшейся частичной либерализацией общества.
Список источников и литературы
1. Подсчет произведен по материалам уральской периодической печати.
2. Комсомольская правда. – 1956. – 27 ноября; 1958. – 28 декабря.
3. Комсомольская правда. – 1961. – 25 марта; 1962. – 15 февраля.
4. Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф. 288. Оп. 157. Д. 8. Л. 18, 19.
М.Н. Федченко, Курганский государственный университет,
По материалам Всероссийской научно-практической конференции "X Зыряновские чтения" (Курган, 6-7 декабря 2012 г.) - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012. - 316 с.