Воспоминания о первых пионерах (к 90-летию пионерии)

    19 мая 1922 года на II Всероссийской конференции комсомола было принято решение о создании Пионерской организации.

    Совсем недавно закончилась гражданская война. Страна Советов, преодолевая послевоенную разруху, строила новую жизнь. По всей стране скитались сироты, беспризорники, брошенные на произвол судьбы. Да и в семьях, где были родители, заниматься воспитанием и образованием детей не было возможности. Голод, холод, всеобщая неграмотность царили везде. В это сложное и трудное время по всей стране создавались пионерские отряды. В 1924 году в Зауралье начало расти и развиваться пионерское движение. Пионерские отряды организовывались во многих районах, в том числе и Далматовском.

    Вступление в пионерский отряд для детей было очень важным событием в их жизни. Часто для этого от них требовалась большая смелость и мужество. Зажиточная часть населения крайне отрицательно относилась к созданию пионерских отрядов, к тому, что дети, вступая в ряды пионерской организации, посещали школу, принимали активное участие в общественной жизни. Вот как вспоминает этот день Г.В. Еремеева, участница I Всероссийского слёта пионеров в Москве: "…В день годовщины смерти В.И. Ленина я вступала в пионеры. Этот день мне запомнился на всю жизнь. В пионеры мы вступали в народном доме. Когда произнесла торжественное обещание и пионервожатая повязала мне галстук, я не помнила себя от радости. Пошла в школу, там меня поздравила моя первая учительница Кокосова А.Н. И вот я бежала домой не чувствуя под собой ног. От нашего дома недалеко жил бывший жандарм Полежаев М.Е., при виде меня в красном галстуке, он зло усмехнулся и пустил свою собаку на меня. Собака меня укусила два раза. Я, конечно, закричала от испуга и боли, а он отозвал свою собаку и спокойно ушел во двор…" [3].

    Первые годы создания пионерских отрядов были самые трудные. В отряды пионерии вступали в основном дети крестьян бедняков, батраков. Родители насторожённо относились к тому, что дети становились пионерами, многие не отпускали детей в школу, запрещали вступать в пионерские отряды. Комсомольцы приходили на дом к этим родителям, беседовали, объясняли. Вот, что об этом пишет в своих воспоминаниях учительница Тропинской начальной школы 1927–31 гг. Л.П. Козьмина: "… Когда начала крепнуть комсомольская организация, мы начали подумывать об организации пионерского отряда. На деле это оказалась задача потруднее организации комсомола. Дети потянулись организовывать пионерский отряд, но родители не разрешали. Ребёнок запишется, а на другой день выписывается, говорит: "Выпишите меня, говорят, пионеров будут убивать или "ладят" увезти". Такие слухи сеяли, конечно, кулачьё. С большим трудом, после продолжительной работы и бесед был создан первый пионерский отряд из 12 человек. Нужны были галстуки. Но где их достать? Чисто красного материала в деревенской лавке не было. Комсомольцы собрали денег и у одной из женщин купили метров шесть старинного красного кумача и из него сделали 12 галстуков и пионерский флаг, на котором мелом с молоком написали девиз пионеров "Будь готов! Всегда готов!" Так начинал свою работу первый пионерский отряд в деревне Тропиной" [4].

    До революции немногие дети учились, и в условиях дореволюционной школы не было настоящего коллектива, класс не имел единого общего интереса, не было участия детей в общественной жизни, каждый был сам за себя. С появлением в школе пионерской организации ребята включались в общественную работу. Проводили сборы, организовывали кружки, разучивали новые песни, выступали с постановками. Из воспоминаний М.Г. Троицкой, педагога с дореволюционным стажем работы в школе "…Я помню после одного детского спектакля, который прошёл очень удачно, ко мне подошла мать одного моего ученика и сказала: "Глазам своим не верю, неужели это наши ребята так хорошо играют". Её слова обрадовали меня: я увидела, что матери поняли, что мы стремимся сделать из учеников культурных, общительных людей, тогда как первое время на общественную работу школы многие из них смотрели как "на ненужную затею"".

    В общественной жизни принимали участие не только мальчики, но и девочки. Это было совсем необычно. Ещё совсем недавно девочек в школу не пускали родители, говорили: "Надо прясть", удел девочек был уход за младшими детьми в семье, помощь матери в ведении домашнего хозяйства, затем безрадостное замужество. Из воспоминаний М.Г. Троицкой: "…В первые годы после Октябрьский революции, в день 8-е марта, я подготовила свою ученицу выступить с приветствием от пионеров на женском собрании в Народном доме. Приветствие кончилось словами: "Мы обещаем, у кого ещё неграмотные мамы научить их читать и писать!" Женщинам очень понравилось её выступление, и они удивлялись, как это маленькая девочка так смело и уверенно говорит на общем собрании, в то время как они, взрослые женщины, не только выступать на большом собрании, но и ходить в Народный дом стеснялись" [4].

    Тяжелые это были годы, часто у ребят не было обуви, одежды, ходили кто в чём. Несмотря на все тяготы жизни, пионеры были очень инициативны и дисциплинированы. Не было таких случаев, чтобы пионер не явился на сбор отряда без уважительной причины. Ребята, состоящие в пионерских отрядах, активно включались в общественную жизнь, с пионерским задором трудились, помогая взрослым. Пионеры брали шефство над колхозами. Организовывали в каждом подшефном колхозе уголок полевода и птицевода, активно участвовали в коллективизации, оказывали посильную помощь в выращивании, уборке и охране урожая, помогали организовывать ясли и детские площадки в колхозах. Мария Васильевна Поплавская, зав. отделом социального обеспечения, начинавшая свою трудовую деятельность в сельской школе, вспоминает: "…В 1934 году отделом народного образования я была направлена на работу заведующей начальной школой свиносовхоза "Тамакул", одновременно РК ВЛКСМ утвердил меня пионервожатой, т.к. нужно было организовать пионерский отряд при школе. В 1935 году был организован пионерский отряд "Орлёнок" из 26 человек. Всю пионерскую атрибутику: пионерское знамя, горн, барабан подарил пионерскому отряду политотдел, совхоза "Тамакул". Все дети, а особенно пионеры этому были очень рады. В ответ на это все пионеры успешно учились и активно участвовали в общественной жизни совхоза. Они принимали участие в охране урожая, помогали учить неграмотных. Собирали макулатуру, золу для будущего урожая. В школе были организованы кружки художественной самодеятельности и физкультурный. При школе была организована физкультурная площадка силами самих учащихся. Каждый год дирекция совхоза организовывала небольшие палаточные пионерские лагеря, где дети хорошо отдыхали и одновременно помогали совхозу в прополке и сборе урожая. За хорошую работу пионерского отряда в 1936 году было передано переходящее знамя "На смену" Далматовским РК ВЛКСМ…" [2].

    В конце 20-х годов стали организовываться пионерские лагеря. В 1929 году в Далматовском районе организовался первый пионерский лагерь, который расположился в д. Першино, в 20 км от Далматова.

    Из воспоминаний Г.В. Еремеевой: "… В лагере мы жили в палатках, столовая была сделана на открытом воздухе в саду. Живя в лагере, все пионеры, а отдыхало нас 90 человек, были разбиты на звенья, каждому звену утром на линейке вожатый давал задание. Одни шли в поле полоть пшеницу. Другое звено шло по деревне, и проверяло состояние печных труб, если были трещины или плохие дымоходы, то мальчики месили глину и замазывали, девочки делали побелку труб и когда люди шли по деревне и видели побеленные трубы, то с уважением говорили: "Это сделали пионеры". Одно звено занималось изготовлением игрушек, их мы делали из глины, тряпочек и деревянных дощечек и относили в ясли, дети были довольны, ведь в то время в яслях совсем не было игрушек… " [3].

    Первые пионеры честно и добросовестно выполняли порученные им дела. Во время коллективизации убеждали крестьян вступать в колхоз, принимали самое активное участие в ликвидации неграмотности, обучали на ликбезах, на дому. Помогали взрослым строить новое общество, новую страну. Помогали не на словах, а на деле. Трудно было, но пионеры не падали духом, являясь носителями всего нового, передового. Они хорошо учились, успешно заканчивали школу, готовили себя к трудовой жизни. Воспитывали в себе настойчивость, трудолюбие, сознательность и ответственность. В будущем становились хорошими людьми, навсегда сохранив в своих сердцах жар пионерских костров и задор пионерских песен.

    Список источников и литературы

    1. Воспоминания Л.П.Козьминой. Далматовский краеведческий музей.

    2. Воспоминания М.В.Поплавской. Далматовский краеведческий музей.

    3. Воспоминания Г.В. Еремеевой . Далматовский краеведческий музей.

    4. Воспоминания М.Г.Троицкой. Далматовский краеведческий музей.

Н.Н. Косинцева, Далматовское общество краеведов, г. Далматово

По материалам Всероссийской научно-практической конференции "X Зыряновские чтения" (Курган, 6-7 декабря 2012 г.) - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012. - 316 с.

 

 

Главная страница