Инвентарное обеспечение школ Ямала в 1945-1958 гг.

    Окончание Великой Отечественной войны обнажило множество нерешенных в советском обществе проблем. В их числе были вопросы материально-технического обеспечения школ и интернатов. Применительно к Ямало-Ненецкому национальному округу с его исключительно суровыми природно-климатическими условиями, общей хозяйственной и культурной отсталостью эти трудности проявились в наиболее полном объеме.

    В первую очередь, следует отметить, что в 1945– 1958 гг. оставалась нерешенной проблема обеспечения окружных школ необходимой мебелью. Причем хронически не хватало даже важнейшего учебного инвентаря. Вплоть до 1958 г. общеобразовательные учреждения региона все еще не имели необходимого числа школьных парт. К примеру, в конце рассматриваемого периода в школах г. Салехарда ежегодный недостаток парт составлял 150–200 штук [5; 7]. Более того, даже те парты, которые имелись в наличии в местных школах, не соответствовали установленным стандартам и отличались большой ветхостью [4; 9]. Это приводило к тому, что в некоторых удаленных школах, например, в поселке М. Нори от безысходности вместо парт использовались грубые, неокрашенные столы [3; 2]. Школы не имели никаких собственных средств для того чтобы приобрести нужную мебель.

    Однако этим инвентарный дефицит для ямальских школ отнюдь не исчерпывался. Все послевоенные годы в крае ощущался также острый недостаток в шкафах, стульях и даже столах. В местных интернатах не хватало кроватей, во многих из них помимо этого не было также стульев и табуреток, в результате чего приходилось пользоваться общими, грубо сделанными скамьями. Тумбочки являлись "роскошью" и имелись лишь в очень немногих интернатах [4,9].

    Причины таких трудностей, по мнению Ямальского окружного отдела народного образования, от него мало зависели. В округе не было организовано собственное производство мебели из-за отсутствия качественного материала. Областные же власти крайне медленно решали данную проблему, считая, что завоз таких материалов на Ямал нерационален из-за большой их габаритности. Вследствие этого целых 3 года учащиеся Тазовской средней школы занимались на партах, запрещенных санитарно-гигиеническим надзором [4, 9].

    Однако, как указывают документы, была и другая причина хронического недостатка мебели в общеобразовательных учреждениях края – система распределения этих товаров и особенности их доставки на места.

    Из документов Тюменского областного отдела народного образования мы узнаем, что школьные грузы обычно приходили на Север с большим опозданием и не успевали к началу учебного года. Когда же они, в конце концов, приходили в ямальские школы, то распределялись неравномерно, что усугубляло нехватку данных предметов в отдельных образовательных учреждениях [1; 3].

    По советским традициям рассматриваемого времени недостаток данных предметов в очередной раз решали при помощи энтузиазма граждан и самостоятельного их изготовления. К примеру, в 1944 г. подобным образом в округе были изготовлены 100 парт и 20 учительских столиков [3; 2]. В последующие годы масштабы самостоятельного изготовления школьной мебели в Ямало-Ненецком округе продолжали возрастать. Так, в 1950 г. в регионе было изготовлено 145 парт, внушительные размеры приобрел ремонт ветхих парт, столов и стульев (125 столов, 135 стульев и табуретов, 135 кроватей) [1; 2].

    В дополнение ко всем прочим трудностям, учитывая этно-национальную специфику Ямало-Ненецкого округа, важность интернатной системы обучения, руководству интернатов региона приходилось много времени тратить на обеспечение своих воспитанников так называемым "мягким инвентарем", т.е. одеждой и обувью, а также постельными принадлежностями. В 1945 г. проверяющий инспектор отмечал, что интернаты Надымского и Ямальского районов не обеспечены в достаточном количестве кроватями, детской одеждой, бельем и постельными принадлежностями [2; 3]. К концу рассматриваемого периода в решении этого вопроса наметились заметные положительные сдвиги. Завоз одежды осуществлялся двумя путями – по линии кооперативной торговли (через Москву) и через "Главснабсбыт" [4, 9-10].

    Первым способом решали свои материальные вопросы школы и интернаты Тазовского района. Через "Главснабсбыт" заявки также стали удовлетворяться лучше. Тем не менее, к данной системе по-прежнему сохранились определенные нарекания из-за ее громоздкости, бюрократизма и неповоротливости. В частности, у местных руководителей школ вызывало недоумение отправка на Ямал детских шапочек, непригодных для носки по природно-климатическим соображениям. С другой стороны, часто присылаемые вещи не учитывали отпускаемые ассигнования на ребенка, например, присылались пальто по цене 900 рублей и выше и т.д. Еще одним недостатком вышеназванной системы снабжения был небольшой завоз валеной детской обуви [4, 10].

    Тем не менее, не только особенности школьного снабжения были виноваты в материальных проблемах системы образования Ямала. Часть руководителей образовательных учреждений, по мнению Окроно, неумело использовала отпускаемые им средства. Имелись случаи и конкретных злоупотреблений. Связано это было, в том числе, и с облегченной системой списания мягкого инвентаря. Так, в 1945 г. проверяющим инспектором было установлено, что списание этого инвентаря производилось в крае односторонними актами, составляемыми ответственными за его сохранность лицами (воспитатель, завхоз). При такой системе, по мнению инспектора, можно было списать что угодно в неограниченном количестве [2, 4]. Неслучайно только в 1958 г. в округе было вскрыто 9 случаев злоупотреблений со стороны работников школ и интернатов [4, 10].

    Кроме того, в Ямало-Ненецком национальном округе в рассматриваемое время отсутствовала строгая система инвентаризации школьного имущества. Причем это касалось не только отдельных школ, но даже и районных отделов народного образования. В крае отсутствовали инвентарные и материальные книги, а сама ежегодная инвентаризация проводилась не во всех школах. Вследствие этого значительная часть школьного имущества в первые послевоенные годы вовсе не была учтена. Это опять-таки порождало хищения, разбазаривание имущества и его безответственную порчу [2, 4-5]. Неслучайно, в рекомендациях школьного инспектора в 1945 г. звучали слова о необходимости завести во всех школах инвентарные книги, копии которых передавать в районные отделы народного образования. Более того, предлагалось взыскивать недостачу с виновников в установленном законом размере [2, 18].

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что инвентарное снабжение школ Ямало-Ненецкого округа в 1945 – 1958 гг. находилось на невысоком уровне. Финансовая и техническая бедность региона, отсутствие в округе возможностей самостоятельно изготовить необходимые товары приводили к повышенным надеждам на централизованный государственный завоз необходимого школьного инвентаря. Однако система государственного снабжения отличалась бюрократизмом и неповоротливостью, что создавало многочисленные дополнительные трудности. Кроме того, организация хранения школьного инвентаря в ямальских школах из-за невысокой квалификации многих педагогических работников региона находилась в столь плохом состоянии, что в свою очередь вела к утрате части столь дефицитной мебели и предметов одежды. Вследствие этого неотъемлемым атрибутом образовательного процесса в крае были многочисленные нарушения технических и санитарно-гигиенических норм.

    Список источников и литературы

    1. Государственный архив Тюменской области (ГАТО). Ф. 1825. Оп. 1. Д. 50.

    2. Государственный архив Ямало-Ненецкого автономного округа (ГАЯНАО). Ф. 98. Оп. 1. Д. 31.

    3. ГАЯНАО. Ф. 98. Оп. 1. Д. 35.

    4. ГАЯНАО. Ф. 98. Оп. 1. Д. 187. 5.ГАЯНАО. Ф. 120. Оп. 1. Д. 67.

Д.В. Кирилюк, Сургутский государственный университет ХМАО-Югры

По материалам Всероссийской научно-практической конференции "X Зыряновские чтения" (Курган, 6-7 декабря 2012 г.) - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012. - 316 с.

 

 

Главная страница