Организация курганской испытательной лабораторией курсов для инвалидов и школьного кинематографа в годы первой мировой войны

    В интересах оказания помощи населению и, в частности, инвалидам, пришедшим с фронта, при Курганской испытательной лаборатории Министерства земледелия с разрешения Тобольского губернатора открылись 9 декабря 1915 г. временные курсы маслоделия и других специальностей. При приеме на курсы предпочтение оказывалось лицам, прошедшим одноклассную сельскую школу. Лица, не представившие свидетельства об окончании школы, проходили подготовку в школе грамоты, открытой на основании Правил, утвержденных 20 марта 1907 года. Через школу грамоты с 7 декабря 1915 г. по 8 июня 1916 г. прошло 12 мужчин и 37 женщин. Практику и теорию маслоделия прошло 28 мужчин и 69 женщин. Устроилось на местах 80 человек, раненые нашли работу все [1, 3].

    С 20 августа 1916 г. открылись новые курсы. По 8 ноября было принято 101 человек, из них обучались практике и теории маслоделия – 29, грамоте и счетоводству – 16 человек. Проходили практику 30 человек, из них: на Мендерском маслодельном заводе – 15, на Лопатинском – 10, Чашинском – 3, Меньщиковском – 2 [1, 3].

    Для инвалидов были открыты курсы по маслоделию на 20 человек, по дорожно-строительному делу на 20 человек, для подготовки волостных писарей на 10 человек. По 8 ноября поступило 39 прошений. Из них обучались грамоте 14 человек, маслоделию – 9, писарскому делу – 5 [1, 3об.].

    Заведующий Курганской испытательной лабораторией Министерства земледелия В.В. Мурзаев думал о расширении помощи населению. 8 ноября 1916 г. он сообщил в докладной записке попечителю учебного округа, что переживаемая трудная эпоха заставляла напрячь все силы для оказания помощи населению и воспитания того поколения, которому пришлось на себе испытать всю тяжесть военного времени. Идя навстречу инвалидам и молодежи, организаторы курсов находили полную тождественность их интересов. Одни с потерей в той или иной степени своей трудоспособности нуждались в некотором руководстве на "чистопрактической" почве (курсы для инвалидов по маслоделию, подготовка к деятельности писарей), других ожидала практическая жизнь, развивающаяся ускоренным темпом.

    При содействии попечителя округа МНП на организацию отдела наглядного преподавания при курсах для инвалидов поступило 2000 руб. Из этой суммы 1200 руб. предстояло уплатить за высланный кинематограф, а 800 руб. надлежало выплатить за заказанные ленты [1, 1-1об.].

    Было в высшей степени важно расширить площадь использования кинематографа в интересах учащихся. С этой целью при лаборатории организовалась особая межведомственная комиссия специально для открытия научно-воспитательного кинематографа для учащихся. Обсудив вопросы, комиссия пришла к мнению: необходимо открыть научно– воспитательный кинематограф в г. Кургане для всех учащихся – около 3000 человек.

    Устройство этого кинематографа решили осуществить, войдя в соглашение с фирмой Головизнина, который разрешил предоставить особой комиссии все свое кинематографическое оборудование в полное пользование 5 раз в неделю с 3 до 6 часов дня, с платой по 25 руб. Ленты должны были принадлежать комиссии.

    Приобретение лент сопровождалось некоторыми затруднениями. Часть лент приобреталась в собственность из средств, отпускаемых МНП на организацию курсов для инвалидов, на сумму до 800 руб. Ленты оплачивались по 80 коп. за метр. Остальные ленты могли быть получены напрокат. Условия проката были крайне стеснительны. Ввиду затруднительности приобретения оборудования кинематографа для одного города, желательно было поставить данный вопрос на более прочном основании под высшим руководством округа и открыть склад лент в Томске для всего округа. Постановка этого дела в широком масштабе сразу изменяла положение. То, что не было осуществимо в интересах одного города, легко применялось для целого ряда городов [1, 1об.].

    В основу организации следовало положить устройство склада лент и лаборатории при нем для исправления порченых лент. Расход по устройству центрального склада для хранения и использования лент мог быть организован следующим образом:

    1. Стоимость приобретения лент в собственность для учебного округа на шесть месяцев, при цене 80 коп. за метр, составляла расход около 2000 руб. в месяц для одного города, для 13 городов – 156000 рублей.

    2. Если расход в 156000 руб. распределить по городам: Курган, Екатеринбург, Челябинск, Троицк, Тюмень, Томск, Петропавловск, Омск, Ново-Николаевск, Барнаул, Бийск, Каинск, Семипалатинск, то расход на каждый город составлял около 12000 рублей.

    3. На покрытие этого расхода каждый город мог изыскать средства согласно местным условиям. На примере Кургана: а) плата за пользование кинематографом по 10 коп. с билета – 300 руб. в неделю, 12000 руб. в месяц, 72000 руб. за 6 месяцев; б) суммы, собираемые родительскими комитетами по подписке: в Кургане было собрано около 500 рублей; в) доходы от концерта или спектакля специально на организацию научно-воспитательного кинематографа; г) доходы от субсидий, отпускаемых МНП или Министерством земледелия специально на организацию этого дела.

    4. В случае невозможности организовать деятельность полностью, необходимо было войти в соглашение с кинематографической фирмой или с сельскохозяйственным музеем в Петрограде для отпуска лент напрокат. То гд а цена лент за один метр падала с 80 коп. до 30-35 коп. Если половину лент брали напрокат, то расход на половину уменьшался, составив около 78000 руб. в год, уменьшая расход каждого города на 6000 рублей.

    5. Выгода от первого проекта (§ 1) состояла в том, что ленты оставались в полной собственности и могли быть использованы в последующие годы. При осуществлении второго проекта (§ 4) в последующие годы пришлось бы непроизводительно затрачивать всему округу около 78000 руб., а каждому городу вести расход около 6000 руб.

    Приведя в действие вышеизложенный проект применительно к местным условиям, можно было защитить юношество от "тлетворного, развращающего влияния улицы и подыгрывающих ей на низменных чувствах торговых фирм", а педагоги приобретали себе в помощь такое вспомогательное средство, которое в "широкой" степени облегчало их воспитательную задачу [1, 1об.-2об.].

    В январе 1917 г. попечитель учебного округа отправил циркуляр начальникам школ и председателям родительских комитетов при средних учебных заведениях. В нем сообщалось, что 22 ноября 1916 г. попечительский совет округа обсуждал вопрос об устройстве в школах в качестве учебно-воспитательного пособия кинематографа. В связи с этим следовало предоставить свои соображения по ряду проблем: 1. О проведении в жизнь идеи школьного кинематографа. 2. Об учебных предметах, области которых должны быть разработаны кинематографом в первую очередь. 3. О размере отчислений из специальных средств училища на оборудование и пополнение склада картин. К обсуждению данного вопроса привлекались городские управления [2, 14,16, 71].

    В конце февраля 1917 г. директор Курганской мужской гимназии сообщил в Томск, что учебное заведение без особого для нее труда могло ежегодно выделять по 400 руб. на оборудование и пополнение склада кинолент. Открывать сеансы школьного кинематографа стоило в Кургане не ранее окончания войны, в силу отвода нескольких школьных зданий под нужды войск и неприспособленности пока для этой цели здания Общества "Народный дом". Во время войны пришлось бы пользоваться для устройства "научных" сеансов помещением частных кинематографов, что обещало на практике большие затруднения и расходы [2, 78].

    В годы Первой мировой войны образовательные услуги населению оказывали учреждения Министерства земледелия, организуя курсы для инвалидов и молодежи. Попытка создания системы школьного кинематографа предпринималась рядом ведомств, однако трудности военного времени и Февральская революция не способствовали реализации данных начинаний.

    Список источников и литературы

    1. Государственный архив Томской области (далее – ГАТО). Ф. 126. Оп. 2. Д. 3258з.

    2. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 3310.

В.С. Сулимов, Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева

По материалам Всероссийской научно-практической конференции "X Зыряновские чтения" (Курган, 6-7 декабря 2012 г.) - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012. - 316 с.

 

 

Главная страница