К вопросу о настроениях учащейся молодежи Зауралья (конец ХIХ – начало ХХ в.)
На рубеже ХIХ–ХХ в. средняя школа России неизменно подвергалась критике со стороны демократически настроенной общественности, считавшей, что существующие в школе методы обучения, содержание программ и правил поведения учащихся уже не соответствуют требованиям дня. В обществе формировалось твердое убеждение: изменения в школе необходимы. В частности, в вышедшей в Томске в 1909 г. книге "Накануне реформы средних школ" утверждалось, что школа в современном виде губит детей. В ней царят муштра, зубрежка, громадное количество уроков задается на дом. Отсюда болезни, нервные расстройства и даже самоубийства. "Масса живых, бойких, любознательных и словоохотливых детей превращается при известном школьном режиме в вялых, малоподвижных, замкнутых, апатичных и рассеянных юношей". Поэтому автор делает вывод о необходимости школьной реформы [4, 1].
В значительной степени эти слова соответствовали действительности. По стоянное опасение получить плохую отметку, строгость и требовательность педагогов, неумолимое преследование даже за небольшие провинности толкали учеников к поиску выхода из сложившейся ситуации посредством различного рода асоциальных и девиантных действий, каковыми являлись, например, совершаемые ими преступления.
Приведем несколько наиболее характерных примеров. Так, в августе 1909 г. из Омской мужской гимназии был исключен и отдан под суд ученик Н. Воробьев, рассылавший местным купцам письма с вымогательством денег под угрозой смерти [1, 15]. В сентябре 1914 г. в Новониколаевске женой купца Бейлина было получено угрожающее письмо с требованием выплаты 10 руб. и угрозой смерти в случае отказа. Было установлено, что письмо написано учениками младших классов местного реального училища А. Воробьевым, Ф. Голосковым, М. Чаповским, И. Брильянщиковым с целью вымогательства. В результате все они из училища были исключены [2, 16-17].
Большой резонанс в России получило и нашумевшее "шадринское дело", когда в небольшом зауральском городе Шадринске в 1916 г. группа учащихся в составе четырех реалистов и гимназистки, "начитавшись пинкертоновщины и охваченные жаждой обогащения и приключений", объединились в "таинственную и грозную организацию" под именем "Общества пиковых валетов". Ими было совершено два ограбления. Все участники организации были задержаны, осуждены и приговорены к каторжным работам. Кадетская газета "День" разместила на своих страницах большую статью, посвященную шадринским событиям, в которой обвиняла в произошедшем школьный режим, школу и педагогов, семью, литературу и кинематограф, но особенно – "влияние коренных условий нашей общественной жизни, развивающих в людях апатию, бессилие мысли и воли, способствующих распыленности и бездеятельности во всем, между прочим, и в школьном деле" [7].
После этого группа выпускников Шадринского реального училища обратилась с письмом в редакцию "Зауральского края", в котором описывала свои впечатления об училище, "как о кошмаре": за недостающую пуговицу снижалась оценка на уроке, за совместное чтение Писарева педагоги говорили, что "нужно привесить жернова на шею и бросить в Исеть". Ученикам воспрещалось абсолютно все (пребывание на улице после 19 ч, собрания на квартирах более 5 человек, ношение пальто нараспашку и т.д.) Вывод, сделанный учащимися, звучал печально: в училище царят неискренность, затхлость, формалистика, поэтому авторы письма возлагали ответственность за формирование противозаконных настроений в среде учащихся на педагогов и обстановку в учебном заведении [8].
При этом зачастую ненависть к педагогам доходила до крайних пределов. Нередкими были случаи бойкота наиболее ненавистных учителей, нанесения им материального ущерба и "оскорбления действием". Например, ученик Омской мужской гимназии Вильгельм Шефер нанес пощечину учителю физики Пахомову. Его отец в письме по поводу проступка сына критиковал порядки в гимназии, учителей и "ненормальные условия постановки учения, от которых страдают наши дети, а, следовательно, и мы – родители" [3, 12-13]. Подобную же мысль высказывала и газета "Сибирская жизнь", объяснявшая создание в одном из сибирских средних учебных заведений "общества сороконожек" с целью обворовывания магазина, тем, что "в деле воспитания меры устрашения и кары весьма ненадежны, они ведут… к громадной разобщенности между воспитателями и воспитанниками" [6].
Но самым страшным являлось то, что ученики решались даже на убийство своих педагогов. Например, 2 марта 1916 г. ученик 2-го Омского высшего начального училища Николай Сердитов покушался на убийство преподавателя арифметики В.А. Свидерского, ударив его кинжалом в шею. Причиной своих действий Сердитов назвал месть за плохие отметки [5]. Нередко подобные действия совершали радикально настроенные учащиеся, разделявшие эсеровские и анархистские взгляды. Так, в Омске 14 февраля 1906 г. учащимися– членами эсеровского кружка механико-технического училища Троицким и Вьюговым была предпринята попытка покушения на директора училища П.А. Ивачева. 25 октября 1906 г. в Омске членами ученической эсеровской группы Омской центральной фельдшерской школы был убит директор школы Б.М. Мариупольский [9, 74, 77]. Лозунги революционных партий падали на подготовленную почву, убеждая учащихся, что реформа школы невозможна без изменения государственного строя.
Таким образом, устаревшая система обучения, отсутствие у учащихся элементарных прав, дополненные воздействием общественного мнения и радикальных идей, формировали критическое отношение учащихся к школьным и общественным порядкам, стимулируя асоциальное поведение учащейся молодежи.
Список источников и литературы
1. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 2485г. Л. 15.
2. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 3024. Л. 16-17.
3. ГУ "ИсА". Ф. 10. Оп. 1. Д. 603. Л. 12-13.
4. Никитин Е.В. Накануне реформы средних школ. -Томск, 1909. - 44 с.
5. Омский телеграф. 1916. 4 марта.
6. Сибирская жизнь. 1899. 6 февр.
7. Сибирская жизнь. 1916. 29 окт.
8. Утро Сибири. 1916. 17 нояб.
9. Штырбул А.А. Политическая культура Сибири: Опыт провинциальной многопартийности (конец ХIХ – первая четверть ХХ в.). - Омск, 2003. - Ч.1. - 244 с.
Список сокращений:
ГАТО – Государственный архив Томской области ГУ "ИсА" – Государственное учреждение "Исторический архив Омской области".
О.В. Ищенко Сургутский государственный университет
По материалам Всероссийской научно-практической конференции "X Зыряновские чтения" (Курган, 6-7 декабря 2012 г.) - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012. - 316 с.