Условия труда лечебного персонала в городах Тобольской губернии (середина XIX–начало XX века)

    Согласно современной трактовке, врачебная профессия предусматривает пожизненное служение людям в виде стремления и действий, направленных на распространение знаний о здоровье, профилактики его расстройств и заболеваний, способов продления жизни; предупреждение человека, групп людей и общества в целом об опасностях для здоровья; осуществление во всем многообразии форм, методов и используемых средств профилактической, диагностической, лечебной и реабилитационной медицинской помощи нуждающимся в них людям; накопление, применение и передачу специальных медицинских знаний и традиций вновь вступающим в профессию и менее опытным коллегам [14]. По сути, это современное определение отражает основные принципы работы медицинского персонала в середине XIX–начале XX века. К этой теме исследователи обращались ещё в дореволюционную эпоху, отдавая приоритет политике центральных и местных властей и акцентируя внимание на антисанитарных условиях, в которых оказалась значительная часть горожан [4, 51]. В советский период предметом исследований становится демографическая ситуация, внимание уделяется взаимодействию городских властей с органами медицинской службы [6, 56-59]. Особенностью современного периода является отход от преимущественного рассмотрения материально-технической базы медицинского обслуживания к раскрытию облика медицинского персонала [7, 152]. Целью работы является изучение условий труда лечебного персонала в городах Тобольской губернии середины XIX–начала XX века. Основное внимание будет сосредоточено на казённых (государственных) кадрах, при этом в поле нашего зрения попадут и вольнопрактикующие (частные) врачи. В рассматриваемый период старший лечебный персонал городов Тобольской губернии в основном был представлен приезжими из центральной части Российской империи. Со второй половины XIX по начало XX в. количество врачей увеличилось с 10 до 54, среди которых один обычно был вольнопрактикующим [9, 12]. Лидирующее положение по числу старшего медицинского персонала среди городов занимали Тобольск, Тюмень и Курган [8, 36]. Недостаток врачебного персонала в городах Тобольской губернии отражался на положении медиков, обусловил необходимость совмещения ими обязанностей. Например, городовые врачи, помимо лечения пациентов, осуществляли совместно с полицией общий санитарный надзор, контроль за торговлей продовольственными и "питейными" припасами, сильнодействующими и ядовитыми веществами, выявляя незаконных предпринимателей. Заведующие больницами и отделениями, кроме этого, должны были составлять годовые отчеты, наблюдать за работой подчиненного медицинского персонала [5, 102]. Нередко врачи служили одновременно в нескольких учреждениях, участвовали в проведении ночных дежурств [1, 12-19; 203, 205-218]. Формально рабочее время, которое врач был обязан проводить с пациентами, ограничивалось 2-4 часами. Реальный рабочий день дополнительно включал посещение больных на дому, занятия с медицинской документацией, административные и хозяйственные дела. Особенностью периода было наличие отдельной категорий лечебного персонала – "повивальных бабок". На них распространялось положение о преимуществах службы относительно жалования, денежных пособий и пенсий для служащих в Сибири [11, 1022]. Условия труда врачей были непростыми. В основном люди испытывали неудобства от тесноты помещений, недостатка воздуха и резкого запаха лекарств, от которого к концу рабочего дня начинала кружиться голова. Государство четко регулировало оплату медицинских услуг и уровень дохода персонала. Врачебный устав запрещал врачам, "получающим от правительства жалование, требовать платы за труды свои от неимущих больных… свыше определенной законом" [12, 1345]. Оплата труда медиков в значительной степени зависела от должности. В начале XX в. заведующий тюменской городской амбулаторной лечебницей получал в год 800 руб. за работу в больнице и 700 руб. за выезды к больным на квартиры, санитарный врач – 1 800 руб., врач при родильном доме, обеспеченный готовой квартирой, – 800 рублей [3, 37-38]. Годовое жалование фельдшеров было значительно скромнее. Фельдшеры-женщины получали оклад в том же размере, что и мужчины. Труд акушерок оценивался в 420-480 руб. в год. Годовой оклад младшего медицинского персонала был еще ниже [2, 3].

    Для повышения статуса врачей законодательство предусматривало возможность причисления их к "потомственному почетному гражданству" [10, 234]. Осознавая большое значение медицинского обслуживания в жизни общества, государство стремилось обеспечить специалистам некоторые социальные гарантии. Врачи, состоявшие на гражданской государственной службе, получали при отставке пенсию: прослужившие 20 лет – половину жалования, прослужившие 30 лет – полное жалование. Врачи, выходившие в отставку по причине тяжелых ран, увечья или потерявшие на службе здоровье, вовсе неспособные к продолжению практики, уволенные со службы "за помешательство", получали особые пенсии "за выслугу". Врачи могли пользоваться правом получать пенсию, продолжая работать, только в том случае, если прослужили полных 20 лет [11, 256].

    Правовое положение врачей в середине XIX–начале XX в. городах Тобольской губернии во многом определяло их отношение к исполнению профессиональных задач. Материальное положение медиков зависело от объема исполняемой ими работы и занимаемой должности. Во второй половине XIX в. снабжение городов Тобольской губернии высококвалифицированными медицинскими кадрами было затруднено, большинство врачей прибывали на службу в регион из других губерний. Для стимулирования этого процесса государство шло на предоставление некоторых льгот, в том числе финансовых. К началу XX в. в городах Тобольской губернии произошел качественный переход от общепрактикующих врачей к открытию городских больниц с профильными отделениями и подготовленным персоналом, однако малых городов губернии этот процесс коснулся в меньшей степени. Государство поощряло врачей законодательно закрепленными вознаграждениями, в том числе пенсионными выплатами. Все эти привилегии сказывались на социально-правовом статусе врачей.

    Список источников и литературы

    1. Государственное бюджетное учреждение Тюменской области "Государственный архив Тюменской области" (далее: ГАТюмО). Ф. И-1. Оп. 1. Д. 27. ЛЛ. 12-19; Д. 20. ЛЛ. 203, 205-218.

    2. ГАТюмО. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 62а. Л. 201; Д. 47. Л. 3.

    3. ГАТюмО. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 36. Л. 256; Д. 60. ЛЛ. 37-38.

    4. Голодников К.М. Тобольская губерния накануне 300-летней годовщины завоевания Сибири. – 2-е изд. -Тобольск, 1882. – 181 с.

    5. ГАТюмО. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 16. Л. 56; Д. 18. Л. 102.

    6. Кузьмин М.К. История медицины: (очерки). – М.: Медицина, 1978. – 195 [2] с.: ил.; Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р. История медицины. – М., 1981. – 352 с.: ил.;

    7. Летопись здравоохранения Тюменской области. -Тюмень, 2006.- 224 с.

    8. Обзор Тобольской губернии за 1900-1914 гг. -Тобольск: Губернская типография, 1915.

    9. Обзор Тобольской губернии за 1914 г. – Тобольск, 1916; Приложение к Всеподданнейшему Отчету начальника Тобольской губернии за 1878-1890 год. – Тобольск, 1879-1881.

    10. Свод законов о состояниях // Свод законов Российской империи. – СПб., 1899. – Т.9. Кн. 1. Разд. III. Гл. II. Отд. II. - С. 514.

    11. Устав врачебный // Свод законов Российской империи. - СПб., 1905. – Т.13. Кн. 1. Разд. 1. Гл. VI. Отд. I. – С. 234, 235, 237.

    12. Устав врачебный // Свод законов Российской империи.- СПб., 1905. – Т. 3. Кн. 1. Разд. 1. Гл. VII. – С. 269.

    13. Устав о пенсиях и единовременных пособиях // Свод Законов Российской Империи. – СПб., 1896. – Т.3. Кн. II. Разд. II. Гл. VII. – С. 589, 596.

    14. Конвенция о правах и обязанностях врачей в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.

Я.А. Ерофеев Тюменский государственный университет

     

По материалам Всероссийской научно-практической конференции "X Зыряновские чтения" (Курган, 6-7 декабря 2012 г.) - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012. - 316 с.

 

 

Главная страница