Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви среди манси в Тобольской Епархии (вторая половина XIX - начало ХХ в.)

    Большая часть манси (устаревший этноним – вогулы) были крещены в период с 1714 по 1752 гг. [3, 101-109]. На этом этап активной миссионерской деятельности был завершен. Более того, в 1799 г. миссионерство в отношении народов Севера было приостановлено правительством и возобновилось только в 1844 г. [13, 132-133]. Во второй половине XIX–начале ХХ в. христианизацией манси занимались миссионерские организации и церковные приходы.

    В последние два десятилетия появилась серия работ, посвященных истории миссионерской деятельности на северо-западе Сибири и изменению религиозного ландшафта хантов [см., например: 4, 249-259]. Что касается манси, то после труда В. Павловского, опубликованного в 1907 г., появилось только несколько статей, относящихся к эволюции их религиозного ландшафта в конце XIX–начале ХХ в. [см., например: 2, 33-37]. Между тем изучение этого процесса представляет большой интерес.

    Особенностью миссионерской деятельности в отношении манси было то, что часть из них проживала на территории Тобольской епархии, а другая – Пермской (позднее Екатеринбургской). Организациями, занимавшимися миссионерской деятельностью среди манси в Тобольской епархии, являлись миссии Кондинская (с 1844 г.) и Обдорская (с 1854 г.), Тобольский епархиальный комитет Православного Миссионерского общества (с 1872 г.), Миссионерское отделение Тобольского православного церковного братства св. великомученика Дмитрия Солунского (с 1890 г.), Миссионерское братство св. Гурия Казанского чудотворца (с 1904 г.).

    Кондинская и Обдорская миссии имели штатных миссионеров, занимавшихся школьным обучением детей народов Севера и совершавших поездки в их поселения с походными церквями с целью отправления богослужений и христианских треб. Территории Сосьвинской и Ляпинской волостей, где проживали манси, входили в состав Кондинского отделения Березовского округа [1, 44]. Решением Тобольской консистории № 31 от 20 декабря 1848 г. была организована совместная Кондинская и Сургутская объединенная миссия, действие которой должно было состоять в утверждении проживавших в Кондинском и Сургутском отделениях "остяков" (устаревший этноним, использовавшийся до 1930-х г. как в отношении хантов, так и некоторых групп манси – А.Б.) в познании догматов христианской веры и по возможности, в обучении их детей русской грамоте [7, 72]. После выделения в 1867 г. Сургутской миссии Кондинский монастырь продолжил самостоятельную миссионерскую деятельность и стал по признанию миссионера П.А. Попова "центром просвещения остяков Кондинского участка между Березовым, Самаровом и живущих по рекам Казыму и Сосьве" [8, 136]. В конце 1880-х г. миссионерские поездки от Кондинского монастыря по юртам малочисленных коренных народов с целью совершения христианских треб и религиозно-нравственных проповедей совершенно прекратились. Иконостас и престол от походной церкви в честь св. Митрофана, епископа Воронежского, был отдан в молитвенный дом в юртах Шурышкарских [9, 65].

    После этого деятельность по христианизации манси с помощью походных церквей была сосредоточена в Обдорской (Низовской) миссии. Границами Обдорской миссии в начале ХХ в. были: с запада – Урал, с востока – пределы Енисейской губернии, с юга – села Мужи и Кушеватское и с севера – Ямальский и Тазовский полуострова [6, 192]. В 1914 г. по распоряжению епархиального начальства, деятельность Обдорской миссии должна была распространяться на все пространство Березовского уезда, чтобы максимально охватить все "инородческое" население [12, 398].

    Прочие миссионерские организации Тобольской епархии содействовали христианизации коренных сибирских народов главным образом тем, что предоставляли материальные средства на содержание миссионеров и миссий. Так, Православное миссионерское общество, согласно § 7 Устава, должно было доставлять материальные пособия на устройство и содержание миссионерских школ [14, 131]. Действительно, во второй половине 1880-х гг. Тобольский комитет содержал на своем пособии "вогульские" школы в д. Адричинской Шухруповского прихода, деревень Куртумовой, Ильтеевой, Илясовой Жуковского прихода, с. Пауло-Шаимском Туринского округа [10, 148; 11, 118-119].

    Пособия на содержание школ выделяли и миссионерские братства. Согласно Уставу, православно-церковному братству св. великомученика Д. Солунского также следовало заводить миссионерские школы, пансионы, особенно в "инородческих" местностях, заниматься поиском способных учителей, содержанием их и учащихся, доставлять "инородческие учебные руководства, пособия и пр., на их наречии" [15, 208]. Так, в 1897 / 98 учебном г. Братство содействовало открытию общежитий при школах грамоты в селах Леушинском и Сатыгинском [5, 137]. В данных селах жили "инородцы вогулы", которые, по отзывам местных священников, за редкими исключениями христианами были только по имени, а в отдаленных от церквей паулях придерживались традиционных верований. Здесь, согласно мнению местного духовенства, школы могли существовать только при условии открытия общежитий для учеников из "инородцев-вогул". Без устройства же общежитий число учащихся было бы самым незначительным, так как в вышеназванных селах было всего 25 семейств, треть из которых большую часть года жили в других местах, отдаленных от сел. Принимая во внимание, что существование школ грамоты в "инородческих" приходах находится в зависимости от открытия общежитий, Братство пришло на помощь и отпустило из свои средств на первоначальное устройство общежитий селах Леушинском и Сатыгинском по 60 руб. на каждую школу [5, 138].

    Другими направлениями деятельности миссионер ских организаций было распространение религиозно литературы, икон и нательных крестов, оказание медицинской помощи (в частности, оспопрививание), борьб с алкоголизмом.

    Подводя итог анализу православного миссионер ства во второй половине XIX – начале ХХ в. среди манси, отметим, что основная деятельность миссионерски организаций Тобольской епархии была сосредоточен в Березовском уезде. Христианизация манси, расселенных в Тобольском и Туринском уездах, в большой степени так и осталась сферой действия местных церковных приходов.

    Список источников и литературы

    1. Абрамов Н.А. Описание Березовского края. -Шадринск, 1993. – 84 с.

    2. Главацкая Е.М. "Мы не можем без попа…" Православная атрибутика в культуре обских угров // Родина. – 2009. – № 1. – С. 33-37.

    3. Главацкая Е.М. Православная колонизация и изменение религиозного ландшафта Урала в XVIII в.//Уральский исторический вестник. – Екатеринбург, 2009. – № 2 (23). – С.101-109.

    4. Главацкая Е.М. Православная церковь в крае. Миссионерская деятельность. Просвещение//История Ямала. Т.I. Ямал Традиционный. Кн. 2. Российская колонизация. – Екатеринбург, 2010. – С. 249-259.

    5. Деятельность Тобольского епархиального православно-церковного братства Святого Великомученика Дмитрия Солунского за 1897 / 98 год // Тобольские епархиальные ведомости (ТЕВ). – 1899. – № 8. Официальный отдел. – С. 131-147.

    6. Извлечение из отчета Тобольского епархиального ко митета Православного Миссионерского общества за 1903 год // ТЕВ. 1904. – № 11. – Официальный отчет. – С. 191-201.

    7. "И здесь появляется заря христианства..." (Обдорская миссия 30-е – 80-е гг. XIX в.): Источники / Сост. вступ. ст. и коммент. В.Я. Темплинг. Тюмень: Мандр и Ка, 2003. – 328 с.

    8. Из истории Обдорской миссии: Источники / Сост. вступ. ст., коммент. В.Я. Темплинг. – Тюмень: Мандр и Ка, 2004. – 288 с.

    9. Мавлютова Г.Ш. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Северо-Западной Сибири (XIX – нач. XX в.). – Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2001. – 180 с.

    10. Отчет Тобольского епархиального комитета Высочайше утвержденного Православного Миссионерского общества за 1887 год // ТЕВ. – 1888.– № 11-12. Отдел офи-циальный. – С. 125-148.

    11. Отчет Тобольского епархиального комитета Высочайше утвержденного Православного Миссионерского общества за 1888 год // ТЕВ. – 1889.– № 13-14. Отдел офи-циальный.– С. 117-128.

    12. Отчет Тобольского епархиального комитета Высочайше утвержденного Православного Миссионерского общества за 1914 год // ТЕВ. – 1915. – № 32. – Официальный отдел. – С. 398-402.

    13. Павловский В. Вогулы. – Казань: Типо-литография Казанского ун-та, 1907. – 229 с.

    14. Устав Православного Миссионерского Общества // ПЕВ. 1870. – № 10. – Отдел официальный. – С. 130-138.

    15. Устав Тобольского православно-церковного Братства Св. Великомученика Димитрия Солунского // ТЕВ – 1890. – № 23-24. – Официальный отдел. – С. 203-221.

А.В. Беспокойный, Шадринский краеведческий музей им. В.П. Бирюкова

По материалам Всероссийской научно-практической конференции "X Зыряновские чтения" (Курган, 6-7 декабря 2012 г.) - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012. - 316 с.

 

 

Главная страница