Обзор научных трудов историка искусства и археолога Н.П. Кондакова
В 1896 г. Императорской Археологической комиссией на высочайше дарованные средства был издан научный труд "Русские клады: Исследование древностей великокняжеского периода". В Санкт-Петербургской типографии Главного управления уделов был напечатан том первый (и единственный). Издание увеличенного формата было прекрасно иллюстрировано: 20 хромолитографированных и фототипических таблиц на отдельных вклейках, 122 политипажа в тексте.
Автором данного издания был выдающийся историк искусства и археолог Никодим Павлович Кондаков (1844–1925). Сын бывшего крепостного, купца 3-й гильдии, управляющего имениями князей Трубецких, родился в селе Халань Новооскольского уезда, Курской губернии. В 1861–1865 гг. он учился на историко-филологическом факультете Московского университета, слушал лекции К. Герца и Ф. Буслаева. По окончании университета Н. П. Кондаков преподавал русский язык и словесность в средних учебных заведениях и историю искусств в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С 1870 г. он приват-доцент, с 1877-го – профессор кафедры истории и теории искусств Новороссийского университета в Одессе, в котором он создал первый в России музей античных слепков. Ученый основал Одесскую рисовальную школу, в 1884–1888 гг. был ее директором. Также он являлся членом Московского (с 1867 г.) и Русского (в 1876–1891 гг.) археологических обществ. Первые три статьи Н. П. Кондакова были опубликованы в 1866 г.; его магистерская диссертация была посвящена классическому искусству (1873 г.), докторская диссертация называлась "История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей" (Одесса, 1876 г.; на французском языке – Париж, 1886 г.). Электронная версия historyntagil.ru. С 1888 г. Кондаков жил в Санкт-Петербурге. Он занимал должность профессора кафедры истории искусств Петербургского университета (до 1897 г.) и Высших женских курсов, был главным хранителем отделения Средних веков и Возрождения в Эрмитаже (до 1893 г.), входил в состав различных комиссий Академии художеств. Учениками Кондакова были Д. Айналов, Е. Редин, Я. Смирнов, он оказал большое влияние на Н. Лихачева, М. Ростовцева, С. Жебелева, П. Покрышкина, Н. Окунева, Л. Мацулевича, Н. Сычева, В. Мясоедова и других видных историков и историков искусства. Н. П. Кондаков был одним из организаторов основанного в 1895 г. центра византиноведения – Русского Археологического института в Константинополе. В 1901 г.он организовал Комитет попечительства о русской иконописи, был управляющим его делами, участвовал в создании экспозиций икон в Третьяковской галерее (1905 г.) и Русском музее, работал экспертом в области реставрации и охраны памятников средневекового искусства; с 1907 г. являлся почетным членом Киевской, с 1908-го – Петербургской духовных академий.
Н. П. Кондаков был одним из первых российских ученых-исследователей, кто обратился к изучению византийского и древнерусского искусства и получил признание на мировом уровне. За годы своей научной деятельности он написал огромное количество работ по истории византийского, древнерусского, грузинского и западноевропейского искусства. Им введен в научный обиход и тщательно обследован целый ряд памятников, ранее неизвестных вовсе или неправильно оцененных. Универсальность интересов ученого, уникальные знания в области художественных ремесел были связаны с его работой по сбору информации не только в музеях, ризницах, частных коллекциях, но и в естественной среде. Как археолог он проводил раскопки в Керчи, Херсонесе, Тамани, с 1867-го по 1914 гг. совершил множество поездок с целью изучения памятников искусства, в том числе в Крым, Грузию, на Кубань, по древнерусским городам, по иконописным селам Владимирской губернии, посетил Македонию, Константинополь, Сирию, Палестину, бывал во многих странах Западной Европы. Ученый писал в воспоминаниях о своих археологических путешествиях: "Между тем, эта самая необходимость искать, открывать самому, блуждать, рискуя найти то, чего не искал и что оказывается более интересным и поучительным, и составляет ту заманчивую прелесть путешествий по Востоку, которая кроется в присущей человеку черте дорожить лишь тем, что дорого и с трудом дается как собственная работа" [1].
Период жизни и научной деятельности в столице России Петербурге (1888–1896 гг.) отмечается многими исследователями его творчества как наиболее продуктивный. Кондаков выпускает в свет "Историю и памятники византийской эмали. Собрание А. В. Звенигородского" (1892 г.). Роскошное издание было посвящено описанию уникальной коллекции византийских эмалей X–XI вв., собранных A. B. Звенигородским, текст представлял исследование по истории византийского искусства и научное описание эмалей. Переплет из белой шагрени был украшен червонным золотом. Лист с посвящением Александру III имитировал инкрустацию из драгоценных камней по серебряному фону. Византийский орнамент был нанесен вручную зеленой и красной красками поверх тройного золотого обреза. Шрифт, декоративные украшения книги – инициалы, заставки и концовки – в русском варианте издания полностью имитировали стиль оформления древнерусских рукописей.
Тесное переплетение двух культур, византийской и древнерусской, прослеживается и в следующем издании, подготовленном Н. П. Кондаковым, – "Русские клады: Исследование древностей великокняжеского периода". Его оформление было выполнено в более строгом стиле, что согласуется с научным содержанием работы. Первый том был выпущен в 1896 г., в нем была предпринята попытка научного осмысления накопившегося материала по истории древнерусского ювелирного дела, прикладного искусства. Кондаков подготовил к выпуску и второй том, посвященный разбору изделий только из серебра. К сожалению, второй том "Русских кладов…" остался неопубликованным в связи со смертью автора в Праге в 1925 г. [2]. Своей задачей Н. П. Кондаков считал необходимость воссоздать картину общего развития искусства, а для этого необходимо, в первую очередь, сравнительное изучение культур. Ученый разработал иконографический метод сравнительного изучения памятников искусства, анализируя преимущественно их типологические особенности, а также бытовые, культурные и политические причины, вызывавшие эти особенности. Использование этого метода при исследовании сокровищ русских кладов "великокняжеского периода" (X–XIII вв.) дало возможность изучить эволюцию массового бытового искусства.
Н. П. Кондаков описал в "Русских кладах…" серебряные и золотые ювелирные украшения и другие археологические находки, представил художественно-исторический разбор отдельных бытовых и церемониальных предметов, форм украшений и уборов, в том числе шапки Мономаха. В издании впервые высказана мысль, что часть украшений изготовлялась на месте в подражание византийским образцам, уделено внимание украшениям с чернью (прием чернения по золоту и серебру). Ученый сравнил господствовавшие в пределах России художественные стили со стилями других культур и определил их взаимосвязь на отдельных примерах, в частности, технике изготовления древнерусской перегородчатой эмали. Электронная версия historyntagil.ru. Живописным дополнением научного исследования являются 122 политипажа в тексте и 20 листов цветных таблиц и рисунков. В этой книге Н. П. Кондаков писал: "Русское искусство есть оригинальный художественный тип, крупное историческое явление, сложившееся работою великорусского племени при содействии целого ряда иноплеменных и восточных народностей, вызванных этим племенем к государственной жизни и художественной деятельности. Как всякий крупный характер, это искусство является сложным типом, отлитым лишь после работы вековой и сотрудничества многих сил, но именно потому оно и владеет самобытностью и является цельным типом, и его декоративные начала, подобно другим европейским художественным типам, способны к исторической разработке и могут служить основанием будущей художественной жизни. <…> В области русских древностей интерес должен лежать в богатстве, народной значительности и устойчивости типов, а научные взгляды должны направиться в сторону исторического исследования происхождения этих типов" [3].
Н. П. Кондаков, исследуя сокровища русских кладов "великокняжеского периода" (X–XIII вв.), художественно описал различные украшения, обнаруженные близ г. Майнца и представляющие собой, по мнению исследователя, наиболее близкие аналогии предметов из Рязанского клада. В "Русских кладах…" он приводит описание пяти брошей из Майнца: "Но всего замечательнее пять брошей, одна золотая, эмалированная, с изумрудным фоном, по которому вкраплены красные листья плюща, прочие украшенные одним камнем в середине щитка и кругом тончайшей сканью, зернистой филигранью и жемчугом. Убор этот настолько типичен, что заслуживает особого рассмотрения. Во-первых, гнездо простейшего типа, камень удерживается грифами (когтями) или зубчатыми лепестками чашечки, в которой камень посажен; кайма возле состоит из мелкой зерни <…> по щитку идут ромбами желобки, устроенные в том же лоточке или золотом листе, но перехваченные всюду скобочками; под этими скобочками идет проволока, на которую насажен жемчуг <…> Внешняя кайма брошей составляет вновь ряд круглых ячеек <…> прежде в каждой ячейке сидело по зерну жемчуга. Украшение это, будучи вполне во вкусе X века, может назваться истинно богатым и художественно прекрасным: контраст матового блеска жемчугов и разных тонов золота составляет то изысканное, отчасти изнеженное изящество украшений, которым прославилось повсюду искусство Византии X века. Ряды порванных цепочек, найденных вместе с брошами, как будто указывают, наконец, на то, что эти броши были попарно прикрепляемы к плечам, связаны между собой свесившимися на грудь цепями и, стало быть, изменены в своем первоначальном назначении соответственно варварской моде, тогда господствовавшей в Германии" [4].
Н. П. Кондаков является глубоким знатоком и тонким исследователем трактуемых им вопросов и большим мастером в деле стилистического анализа памятников, ведущим все свои разыскания на широкой исторической основе. Его книга не может не заинтересовать, он писал о сокровищах кладов с большим воодушевлением, относясь к своему труду не только как к научному трактату, но в какой-то степени как к литературному произведению. Этот научный труд позволил многим поколениям специалистов и любителей русской старины ознакомиться с уникальными находками в историко-культурной проблематике искусства древней Руси. В настоящее время, впервые с 1896 г., осуществляется его переиздание. Издательство "Альфарет" в 2008 г. выпустило факсимильное воспроизведение "Русских кладов…" Н. П. Кондакова. Оно выполнено с сохранением оригинального формата, на дизайнерской бумаге, с использованием технологий ручного переплета и тиснения. К изданию прилагается номерной сертификат.
Примечания
1. Кондаков Н. П. Путешествие на Синай в 1881 году. Из путевых впечатлений. Древности Синайского монастыря. Одесса, 1882. С. II–III.
2. Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века. Энциклопедический биографический словарь. М., 1997. С. 299–301.
3. Кондаков Н. П. О научных задачах истории древнерусского искусства // Памятники древней письменности и искусства. Вып. CXXXII. СПб., 1899. С. 5–6.
4. Кондаков Н. П. Русские клады. СПб.,1896. С. 59–60. Рис. 38.
О. В. Холмогорова, зам. главного редактора ООО "Издательство "Альфарет", г. Санкт-Петербург
По материалам II Всероссийской научно-практической конференции "Homo legens в прошлом и настоящем", Нижний Тагил, 22–23 апреля 2009 г. Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия. – Нижний Тагил, 2007. – 345 с.