Изучение читателей и читательских интересов в библиотеках Тамбова (1917–1928 гг.)

    В настоящее время в специальной литературе пока еще недостаточно освещены вопросы, связанные с изучением читателей и читательских интересов 1920 гг.

    Еще до революции 1917 г. В. И. Ленин утверждал, что основой политической агитации и пропаганды является изучение читателей и выявление их интересов и запросов.

    Несмотря на крайне неблагоприятные условия, вызванные Гражданской войной и экономической разрухой, политика коммунистической партии заключалась в том, чтобы в кратчайшие сроки развернуть работу по решению политико-воспитательных и просветительных задач. В 1924 г. при Библиотечном отделе Главполитпросвета было создано специальное бюро по изучению читателей, председателем которого стал крупный библиограф Л. Н. Троповский. С этого момента начали проводиться исследования по социологии чтения и публиковаться итоги изучения интересов разных категорий читателей [1].

    Какие книги в наибольшей степени интересуют те или иные категории читателей, какое место в их жизни занимает чтение, и другие вопросы интересовали библиотекарей Тамбовской губернии при изучении читателей и их интересов. В Центральной губернской библиотеке до середины 1920 гг. изучение читателей осуществлялось посредством проведения индивидуальных бесед, "тетрадей по обмену мнениями", вопросов и ответов, по статистике формуляров. Анкетирование проводилось частично, справочная работа велась слабо, в форме вопросов и ответов через почтовые ящики [2].

    К примеру, анкета о прочитанных книгах включала в себя вопросы об авторе, дате его рождения и смерти, социальном происхождении. Что касалось произведения, то читателю необходимо было полностью записать его название, указать количество страниц, год издания, отметить следующее: "время действия. Общественная среда. Какое время изображено в произведении и где происходит событие. Представитель какой общественной среды выводится автором произведения (дворянин, крестьянин, городской торговец, промышленный класс, рабочий класс, интеллигенция)". Более подробно освещалось содержание произведения, характеризовались главные действующие лица. "С интересом ли читалось произведение. Электронная версия historyntagil.ru. Чем именно понравилось или не понравилось. Отметить несколько отдельных сцен, описаний и пр., которые почему-либо интересно или скучно было читать. Отношение к прочитанному. Оставила книга вполне спокойным, взволновала ли слегка, произвела большое впечатление, подвинуло ли это к каким-либо действиям, к определенным поступкам, к тому, чтобы применить что-либо вычитанное в деле". Последние пункты анкеты включали вопросы, связанные с выбором данной книги, т. е. случайный, по рекомендации кого-либо или по каким-либо программам [3]. В целом работа по изучению читателей носила случайный характер.

    Впоследствии изучение осуществлялось с помощью учета запросов, зафиксированных читателями в справочной книге, записей о наиболее распространенных требованиях, сделанных в дневниках библиотекарей, а также сведений об отказах и их причинах. Работники библиотеки стремились следить за событиями, происходившими в мире, что позволяло заранее предугадать основную тематику запросов.

    Анализируя программы и протоколы заседаний кружков самообразования, библиотекари получали информацию об интересах учащихся школ I и II ступени.

    Формой индивидуального изучения являлись дневники наблюдений за отдельными учащимися. С этой целью в некоторых библиотеках руководством назначалась группа из шести человек (три комсомольца и трое беспартийных), которая занималась анализом читателей трех групп:– "первая группа – живо интересующийся чтением, вторая – мало заинтересованный, третья – "средняк". С работой по изучению читателей была тесно связана деятельность по изучению книги, которая осуществлялась следующими методами: сбор "свободных" отзывов, запись устных отзывов читателей в дневнике и т. д. [4].

    В феврале 1925 г. в Центральной детской библиотеке г. Тамбов, находящейся при Центральном доме юных пионеров, проводились индивидуальные и коллективные беседы по изучению читательских интересов. Работники библиотеки составили анкету по изучению книг и читательских интересов, которая была опубликована в журнале "Спутник библиотеки", издававшемся в художественном кружке [5].

    В 1926–1927 гг. изучение читательских интересов осуществлялось путем выделения среди читателей трех групп: пионеров, школьников, "неорганизованных", с которыми проводились устные беседы и анализировались их письменные отзывы. Исходя из интересов пользователей библиотекари готовили рекомендательные списки и книжные выставки на темы: "Что нужно знать и читать пионеру", "Октябрь", "1905 год" – кампанейские, "Осень", "Зима", "Лето", "Весна" – сезонные, "Жизнь пионеров СССР и заграничная", "Жизнь беспризорных", "Жизнь рабочих", "Появление жизни и происхождение человека", "Радио", "Кино" и т. п. [6].

    В процессе изучения группы читателей-служащих в ЦГБ в начале 1928 г. были проанализированы мнения пользователей по давности абонирования, желанию говорить о прочитанном. В их формуляры вшивали тетради-дневники с графами: дата, автор, название книги, отзыв, примечание. В начале изучения было отобрано 42 человека, но в ходе работы 20 отсеялось вследствие того, что они не ходили сами менять книги и читали по определенным спискам. В процессе анализа отметок, сделанных в формулярах, осуществлялся учет запросов пользователей. В результате было выявлено, что наибольшим спросом пользовалась беллетристика – 80 % запросов, на втором месте были мемуары – 9,5 %, на третьем – счетоводство и бухгалтерия – 6,5 %, на четвертом – прикладные науки – 4 %. Были сделаны выводы о том, что больше запросов делалось на произведения русской литературы, чем зарубежной. Среди русских писателей, которые пользовались наибольшим спросом, можно выделить следующих: И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, П. Д. Боборыкин, Д. В. Григорович, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Н. В. Станюкевич, Н. Данченко, В. Г. Короленко и др., среди иностранных – А. Синклер, В. Гюго, Д. Лондон, Д. О. Кервуд, Ч. Диккенс, И. В. Гете, Б. Келлерман, А. Барбюс и др.

    Запросы по русской литературе послеоктябрьского периода распределились следующим образом (таблица 1):

Таблица 1

Распределение запросов читателей по русской литературе

 

Читатели-мужчины

Читатели-женщины

Имена авторов

Серафимов, Алексеев, Лавренев, Яковлев, Воронский, Чапыгин, Артем Веселый, Ляшко, Лебединский, Ширяев, Сосновский, Евдокимов, Пришвин, Фадеев, Караваева, Гладков, Подъячев, Новиков-Прибой и др. Коробова, Караваева, Чапыгин, Воронский, Подъячев, Замятин, Вольнов, Шульгин, Ляшко, Воробьев, Бибик, Фурманов, Форш, Гладков, Серафимович, Зозуля, Зощенко, Федин, Новиков-Прибой, Вересаев, Тарасов-Родионов и др.

    Установить по формулярам, что спрашивают читатели, в ходе изучения не удалось, так как точная регистрация запросов начала вестись только за две недели до завершения анализа.

    В итоге было установлено, что 7–8 человек из группы спрашивали и русских классиков, и иностранных, и перечитывали их несколько раз (чаще всего Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, В. Гюго, Э. Золя, Ч. Диккенса), 6 человек спрашивали исключительно новую литературу.

    На количество и качество запросов читателей оказывали влияние те или иные формы и методы воздействия библиотеки на читателя: витрины, книжные выставки, рекомендации библиотекаря и других читателей. Следует отметить, что на данном этапе библиотечные каталоги в этих целях пока еще не использовались. В большинстве случаев пользователи обращались к библиотекарю, не имея точно сформулированного требования, полагаясь на его рекомендацию, но иногда "приходили со свободным спросом, указывая цель или тему чтения" [7].

    Исследования чтения показывали, что произведения В. И. Ленина и литература по вопросам ленинизма читались только относительно подготовленными категориями читателей. Потребителями ленинской книги чаще всего выступали читатели в возрасте от 18 до 25 лет – учащиеся вузов, рабфаков, техникумов и фабзавуча, рабочие-активисты, значительную часть которых составляли члены партии и комсомольцы. Постоянный спрос на произведения В. И. Ленина существовал также у учащихся сети политического просвещения (партшкол, политшкол и др.). Электронная версия historyntagil.ru. Из сочинений В. И. Ленина чаще всего спрашивались работы, написанные непосредственно перед Октябрьской революцией и в советский период ("Государство и революция", "О кооперации", "Задачи союзов молодежи" и др.). Основные же категории читателей предъявляли запросы на популярную литературу и беллетристику, за исключением газет и журналов [8].

    В целом при изучении читателей и читательских интересов ведущее место занимали вопросы коммунистического воспитания, преодоления религиозных предрассудков, которые были поставлены перед библиотечными работниками в период борьбы советского государства с буржуазным прошлым.

Примечания

    1. Милов П. Е. Изучение чтения советской молодежи в 20-е годы // Советское библиотековедение. 1981. № 3. С. 93.

    2. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 976. Л. 71.

    3. Там же. Д. 1127. Л. 80.

    4. Там же. Ф. Р-1475. Оп. 1. Д. 24. Л. 9–10.

    5. Там же. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 1128. Л. 94.

    6. Там же. Ф. Р-1475. Оп. 1. Д. 23. Л. 1 об.

    7. Там же. Ф. Р-1475. Оп. 1. Д. 35. Л. 7 об., 9 об.

    8. Шапошников А. Е. Место и роль массовых библиотек в решении задач социалистического строительства // Библиотечное дело в период НЭПа (1921–1929 гг.): Сб. науч. тр. Ч. 1 / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. М., 1991. С. 11–12.

И. В. Ураева, аспирант Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.

По материалам II Всероссийской научно-практической конференции "Homo legens в прошлом и настоящем", Нижний Тагил, 22–23 апреля 2009 г. Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия. – Нижний Тагил, 2007. – 345 с.

Главная страница