Из истории монастырских библиотек Тамбовского края (XVII – начало XX вв.)
Практически до начала XVIII в. культура российской провинции носила духовный характер, и ее центрами были монастыри и церкви. Первые монастыри Тамбовщины – Шацкий Николы Чудотворца Черниев (1573 г.), Цнинский Троицкий (первое упоминание – 1615 г.), Козловский Троицкий (1627 г.), а также Мамонтова пустынь (1629 г.). К середине XVIII в. в крае насчитывалось около 30 монастырей. Впоследствии их число уменьшилось, а к 1913 г. снова достигло 30. Именно с монастырями связаны первые сведения о библиотеках Тамбовщины.
Известно, что уже в начале XVII столетия в Цнинском Троицком монастыре имелось книжное собрание: "…напрестольное Евангелие в бархатных крышках с медными, вызолоченными изображениями евангелистов; требники и разные богослужебные книги в новых хороших переплетах" [1]. Библиотеки возникали практически во всех монастырях, складываясь первоначально из небольшого количества книг, которыми располагали первые поселенцы-монахи. Разумеется, они были невелики. Так, дошедшие до нас описи XVIII в. перечисляют от 9 до 103 названий книг.
Положительной динамики роста фондов практически не прослеживалось и в следующем столетии, за исключением нескольких монастырей. Например, Сезеновский Иоанно-Казанский женский монастырь был обладателем библиотеки, в 1895 г. насчитывавшей лишь 229 томов, к 1909 г. увеличившейся до 272, а к 1914 г. – до 730 томов. Электронная версия historyntagil.ru. Библиотека Кадомского женского монастыря (1797 г.) в 1911 г. насчитывала 752 экз., а Усмано-Софийского (1817 г.) – всего лишь 120 (таблица 1).
Вместе с тем библиотека Саровской пустыни в начале XX в. насчитывала более 6 тыс. названий в 10 тыс. томах. На выписку книг, журналов и газет для библиотеки монастырь имел возможность выделять довольно крупную сумму, составившую, к примеру, в 1909–1910 гг. (впрочем, наряду с канцелярскими и почтовыми расходами) 1750 р. 89 к.
Для комплектования монастырских библиотек имелось своего рода наставление – "Правило о книгах", позднейший вариант которого был опубликован в 1644 г. в "Кирилловой книг". "Правило" рекомендовало к чтению Священное писание, 94 сочинения отцов церкви, нравоучительные сборники, Четьи-Минеи, сочинения Даниила Странника, Судебник, Стоглав и др. С созданием в 1721 г. Синода подобные списки стали помещаться при указах для безусловного исполнения. Основную часть рекомендуемой литературы можно было найти и в библиотеках тамбовских монастырей.
Таблица 1
Объем фондов монастырских библиотек в 1877–1914 гг
.Название монастыря |
Год составления описи |
Количество книг, экз. |
Тамбовский Трегуляев Предтечев мужской |
1877 |
112 |
Сезеновский Иоанно-Казанский женский |
1895 |
229 |
1909 |
272 |
|
1914 |
730 |
|
Усмано-Софийский девичий |
1895 |
80 |
1903 |
133 |
|
1911 |
120 |
|
Саровская пустынь |
1900 |
10000 |
Тихвино-Богородицкий женский |
1907 |
167 |
Кадомский женский |
1911 |
752 |
Разумеется, в фондах библиотек превалировали богослужебные, богословские и церковно-исторические произведения, а также различные грамоты и выписи, являвшиеся составной частью монастырских архивов и первоначально входившие в состав библиотек. Богослужебные книги: апостолы, Псалтыри, триоди, требники, канонники, служебники, Часословы, октоихи, ирмологии и др., – образовывавшие стандартное ядро фондов, обычно хранились в нескольких экземплярах. В большом количестве имелись разнообразные "писания святых отцов": Иоанна Златоуста, Василия Великого, Иоанна Лествичника, Ефрема Сирина, Димитрия Ростовского. Об этом свидетельствуют и описи имущества, и переписка духовных деятелей. Так, архиепископ астраханский Никифор писал настоятелю Саровской обители Исайе 28 сентября 1798 г.: "Святые отцы, то есть Василий Великий, Преподобный Нил постник, Ефрем Сирин, Авва Дорофей, Исаак Сирин, Иоанн Лествичник, Макарий Египетский, Федор Студит, толикое и таковое для монашествующих написали наставление, что ныне кто хочет увещевать монахов, тот должен или самое то переписать, что они прежде писали, или совсем молчать… не сомневаюсь, что книги упомянутых творцов в знаменитом вашем монастыре есть и часто прочитываются, то части выписывать из них и послать к вам, есть дело праздное" [2].
Достаточно широко была представлена житийная литература: как жития святых, известные на Руси в переводах еще с XI–XII вв. ("Житие Василия Нового"), так и оригинальная житийная литература ("Киево-Печерский патерик", "Житие соловецких чудотворцев" и др.). Жития святых и творения отцов церкви упомянуты лишь в одном экземпляре, далеко не все названия встречаются во всех монастырях.
В фондах некоторых библиотек содержались также книги, направленные против сектантов ("О духоборцах"). Немногочисленными являлись отделы учебных книг, церковного законодательства, гражданской истории и географии. Светская литература была представлена единичными названиями, которые поступали в библиотеки случайно, в результате пожертвований: "Описание российских царей", "Устройство лесов в помещичьих имениях", "Лесосохранение, или правило сбережения растущих лесов" и др. Естественнонаучные, философские, атеистические сочинения наряду с апокрифами были объявлены еретическими, "ложными" и именно по этой причине редко встречались в фондах монастырских библиотек. Впрочем, апокрифическая литература (полурелигиозная, полулегендарная, не признанная официальной церковью) могла содержаться в многочисленных минеях, рукописных сборниках.
В первой половине XIX в. в фондах монастырских библиотек появляются периодические издания – журналы "Христианское чтение", "Журнал человеколюбивого общества", "Воскресное чтение", "Творение Святых отцев". Среди наиболее распространенных и часто выписываемых в конце XIX – начале XX вв. периодических изданий следует назвать "Богословский вестник", "Церковный вестник", "Православный собеседник", "Труды Киевской духовной академии", "Миссионерское обозрение", "Веру и церковь", а также считавшиеся обязательными "Тамбовские епархиальные ведомости" и "Церковные ведомости".
Способами комплектования монастырских библиотек помимо присылки из Московской синодальной типографии являлись пожертвования ("вклады") и поступления книг после смерти владельцев частных собраний. В 1793 г. в исполнение указа Синода епископом Феофилом при консистории был организован книжный магазин, который часто называли библиотекой, для продажи церковных книг. Электронная версия historyntagil.ru. Отдельные экземпляры и целые собрания поступали в дар от духовных лиц и из других монастырей. Важное значение имели "Правила пересылки рукописей, книг и документов из одного учреждения в другое" (1907 г.), закрепившие порядок пересылки.
Материально-техническая база библиотек была напрямую связана с наличием финансовых средств, а также с реализацией присущих библиотекам данного вида функций. Первоначально монастырские книги хранились в алтаре, а по мере накопления для них отводились особые помещения, называвшиеся часто книгохранительницами либо книгохранилищами. В тамбовских монастырях распространено было хранение библиотеки вне храма, на разных ярусах колокольни. Непосредственно в библиотеках книги хранились в сундуках, коробах либо шкафах.
Расположение книг в фонде, по всей видимости, соответствовало порядку книг в описи. Такое соответствие позволяет сделать вывод о том, что вплоть до середины XIX в. книги расставлялись по формату: в десть, в полдесть, в четверть, в осьмь и т. д., – или по технологическому признаку (способу создания книги): рукописные и печатные. Только в описи 1849 г. Козловского Троицкого монастыря мы обнаруживаем классификацию книг по семантическому принципу, хотя и весьма условную: 1) печатные книги Священного писания; 2) богослужебные книги; 3) писания святых отцов; 4) книги духовного содержания; 5) книги исторические; 6) книги хозяйственные. Впрочем, в небольших библиотеках, которых было большинство, применять какую-либо схему, пожалуй, вообще было необязательно.
Главными функциями монастырских библиотек были мемориальная и кумулятивная. Неслучайно они долгое время назывались книгохранительницами. По этой причине и сведения о библиотекарях и читателях обнаружены минимальные. "Тетради регистрации выдачи из библиотеки монахам книг для чтения" Козловского Троицкого монастыря позводили установить, что читателями были церковно- и священнослужители данного и других монастырей, члены их семей, рядовые монахи. Книги могли выдаваться и для переписки с целью пополнения фондов других библиотек нужными изданиями. В "Тетрадях" встречаются записи "на мельницу", "в город", "на гостиницу", что позволяет выдвинуть предположение о том, что книгами могли пользоваться и прихожане.
Обязанности библиотекаря выполнял один из монахов, неся ответственность за книжный фонд и оставаясь прежде всего хранителем.
Таким образом, монастырские библиотеки не обеспечивали организацию общественного использования книг. Тем не менее именно они являются первыми библиотеками Тамбовского края и именно им долгое время принадлежала роль основных культурных и книжных центров.
Примечания
1. Дьяконов П. Упраздненный монастырь // Тамбовские епархиальные ведомости. 1893. № 1. С. 9.
2. Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М., 1996. С. 89.
О.В. Медведева, ст. преподаватель Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина
По материалам II Всероссийской научно-практической конференции "Homo legens в прошлом и настоящем", Нижний Тагил, 22–23 апреля 2009 г. Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия. – Нижний Тагил, 2007. – 345 с.