По старым дорогам

    В прошлые века от Нижнетагильского завода расходились в разных направлениях гужевые дороги, в том числе на Черноисточинский, Висимо-Шайтанский, Висимо-Уткинский, Лайский заводы и на Усть-Уткинскую пристань. Также вели от Нижнетагильского завода дороги до Кушвинского, Салдинского заводов, и Екатеринбургский, Верхотурский тракты.

Дорога на Большие Галашки

Дорога на Большие Галашки

    Гужевые дороги до Зауральских заводов проходили по разным направлениям или параллельно друг другу. Были летние и зимние просеки, по которым были налажены дороги. В книге "Жизнеописание Акинфия Никитича Демидова", изданной в 1877 году, сообщали: "...при жизни господина статского советника Акинфия Демидова, когда он сам над заводами надзирал, нигде в России не было лучше тамошних дорог, невзирая на то, что оныя большею частию были проложены по мокрым и лесистым местам. Дороги сии были обсажены деревьями и по обеим сторонам обведены истоками; низкие места повсюду были засыпаны; болота вымощены; чрез ручьи и овраги прочные мосты сделаны".

    Одна из первых дорог, от города Соликамска через Уральские горы до Верхотурья, была проложена в 1597 году Артемием Бабиновым, и называлась "Новая Сибирская Верхотурская дорога". Историк Г. Гмелин, возвращаясь из Сибири в 1742 году, писал о дороге: "Потомки Бабинова живут поныне в деревне Чикман в верхотурских горах на большой дороге. Они очень гордятся заслугами своего предка и хранят у себя жалованную грамоту царя Михаила Федоровича..."

Эта узкоколейка вела в Висимо-Уткинск

Эта узкоколейка вела в Висимо-Уткинск

    Большой Сибирский тракт открыт в 1781 году и пролегал от Перми через Кунгур, Екатеринбург, Камышлов до Тобольской губернии. Следя за состоянием гужевых дорог, в 1741 году Акинфий Демидов писал приказчикам: "Пошлите за Беранчею дорогу наладить хорошенько. И кого для лечения оной дороги пошлите, тем посланным прикажите, чтоб они на оной Беранче у мосту сосну, которая имеется у свай, изрубили и пропустили ее на низ, чтобы весною мост льдом не сломало".

    В начале XIX века была прорублена прямолинейная просека от дровяного склада Нижнетагильского завода до пристани Висимо-Уткинского завода для отправки продукции гужем. Называли просеку Новая (Пристанская) дорога, впоследствии она называлась Старо-Висимский тракт. Архивные документы рассказывают: "Дороги в Нижнетагильском округе к частным заводам и Усть-Уткинской пристани содержатся вообще в надлежащей исправности, так что во все время года можно проезжать во всех экипажах и перевозить всякие тяжести". До 1843 года было сообщение с Ирбитским уездом только в зимнее время, но в том году с согласия управления Алапаевских заводов Яковлевых проложили летнюю дорогу, так что в течение всего года можно было подвозить хлеб на рынки Нижнетагильского завода. Таким же образом предполагалось открыть сообщение с Кунгурским уездом.

    Существовала и Сулёмская дорога в направлении от Нижнетагильского завода на Верхний пруд, который построен на реке Черной. Многие лесные дороги вели от Нижнетагильского завода к курьям, где рубили дрова и выжигали из них уголь для завода. От Черноисточинского завода к реке Карасиха вела Карасинская дорога.

    Гужевые дороги постоянно приходилось ремонтировать, прокапывать кюветы, укладывать слань, грунт, строить мосты через водные преграды. В 1848 году произведён ремонт дороги от Висимо-Шайтанского завода до Черноисточинского завода длиной 24 версты. Работа по ремонту была произведена подрядчиком Степаном Журавлёвым. Приказчик, зная, что можно исправить дорогу дешевле, действовал недобросовестно. Приказчик Черноисточинского завода П. Львов заметил, что дорога была отремонтирована плохо – подрядчик солидно сэкономил в целях наживы.

    В 1870 году в Нижнетагильском округе проводили особенно много ремонтов дорог.

    Через деревню Анатольская, по улице Тагильской, в прошлые века проходил Екатеринбургский тракт.

    Черноисточинская дорога пролегала между Нижнетагильским и Черноисточинским заводами, на географических картах XIX века она была обозначена как просека. Параллельно дороге существовал зимник.

    В 1841 году в управлении Нижнетагильских заводов была составлена ведомость о мостах в заводском округе. Например, на дороге от Нижнетагильского завода до Черноисточинского было построено 73 моста через реки, затраты составляла в то время от 100 до 500 рублей на каждое сооружение.

    В книге "Адрес-календарь и справочная книжка Пермской губернии" за 1916 год, в главе "Наименование трактов и дорог с указанием конечных пунктов" сообщалось, что Петрокаменская заводская дорога от Тагила до Петрокаменского завода в 55 верст. Промежуточная станция – Николопавловская. Кунгурский тракт проходил от Кушвинского завода до границы Кунгурского уезда. Ирбитский торговый путь протяжённостью 138 вёрст проходил от Верхотурья до границы Ирбитского уезда, дорога из Нижнетагильского завода в Кушвинский завод через Баранчинский и Лайский завод называлась Кушвинской. "Дорога лежит вниз по реке Тагилу, через Выйский завод мимо деревни Рогожино и Вогульского поселища, в Нижне-Лайский завод..." – писал П.С. Паллас, в 1770 году.

    В сентябре 1873 года, следуя из Висимо-Шайтанского завода в Черноисточинский завод, помощник управляющего Нижнетагильского горнозаводского округа Я. Колногоров заметил: "участок дороги, принадлежащей к исправлению Черноисточинской заводской конторе довольно избит, особенно к Уралу и в самом Урале, поэтому поручается конторе, ныне исправить, по крайней мере, самые худые места и мосты".

    До ликвидации Черноисточинского мехлесопункта в 2002 году по лесовозной дороге производилась хлыстовая вывозка леса с верхнего склада на нижний, которая пересекала реку Чауж. Об этом месте уральский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк вспоминал в очерке "Дорога": "Дорога шла красивыми изгибами между лесистыми зелёными горами, а потом выходила на крутой обрыв реки Чауша".

* * *

    В 1834 году впервые в России механиками Нижнетагильских заводов отцом и сыном Артамоном и Ефимом Черепановыми был построен паровоз, который перевозил медную руду с Меднорудянского рудника на Выйский завод. Построенная железная дорога действовала недолго. В архивных документах того времени сохранилась записка на устройство чугунной рельсовой дороги с Медного рудника до Выйского завода.

    В 1895 году построена железная дорога от Нижнетагильского завода до Антоновского. В 1897 году дорогу продолжили до Висимо-Уткинского завода через Черноисточинский и Висимо-Шайтанский заводы. Согласно запросу юридического отдела от 17 августа 1913 года, "... контора заводских железных дорог имеет честь сообщить управлению Нижнетагильских заводов, по словам техника Занадворова, что постройка узкоколейной Висимской дороги начата в сентябре 1896 года. Первый поезд прошёл в июле 1897 года, но документов о пуске дороги не сохранилось. Колышкин".

    Гужевая перевозка по плохим грунтовым дорогам совершенно не могла удовлетворять потребностям платиновых приисков Нижнетагильского округа и заводов, но железные дороги справились с задачей.

* * *

    Реки Чусовая, Кама, Волга в XVIII и до начала XX века являлась главным водным путём, соединявшим Нижнетагильские заводы с Центральной Россией и Западной Европой. В устье реки Межевой Утки была сооружена Усть-Уткинская пристань, где строили коломенки и суда для сплава. В статистических сведениях, составленных в 1845 году, сообщалось: "...по Утке на пространстве 60 верст до реки Чусовой сплавляются так называемые коломенки с заводским металлом. Сплав производится спуском воды из заводского пруда, потом – реками Чусовой, Камой, Волгой и даже водной коммуникацией до Нижнего, Москвы, Санкт-Петербурга и Таганрога".

* * *

    В настоящее время от Нижнего Тагила в разных направлениях расходятся автомобильные, железные, грунтовые и лесные дороги. Асфальтированные дороги через населённые пункты Горноуральского городского округа в разных направлениях, соединяя с городами Свердловской области. Множество троп и дорог выходит из города в ближайшие окрестности. Дорога из Нижнего Тагила до села Серебрянка через посёлок Синегорский была окончательно построена в 1959 году, потом её называли Старо-Компасная дорога, сейчас – Серебрянский тракт. В 1970-е годы положили асфальт на Черноисточинском тракте. В 1980-е годы построена автомобильная дорога Екатеринбург – Серов, она прошла в западной стороне от Нижнего Тагила. На пересечении с дорогами, выходящими из города, имеются развязки с путепроводами. Благоустройство и строительство автомобильных дорог продолжается.

А. ПИЧУГИН.

    Фото автора.

    Литература: Газета "Пригородная газета" от 11.09.2015.

 

 

Главная страница