вид с горы Старик-Камень
В 40 километрах юго-западнее Нижнего Тагила находится Старик–Камень. Его отроги – это обособленный, четырехгорный массив с названием Большая Кедровая гора. С 2008 года через ее вершину проходит условная граница между Кировградским городским округом и муниципальным образованием "Город Нижний Тагил".
Старик-Камень – вытянувшийся на 300 метров гребень. Восточная часть скал обрывается на 50 метров, западная представляет собой крутой склон нагромождения камней – курумник. Высота горы Старик-Камень – 755, 4 м над уровнем моря – это самая высокая точка МО "Нижний Тагил". С вершины открывается простор, уходящий в синеющую бесконечность. Вблизи широкие лесные долины, зажатые склонами гор со скалистыми вершинами: Билимбай, Просечная, Скалистая, Рябиновая, Два Брата и урочище Веселки. В солнечную погоду отсюда хорошо видны очертания Невьянска, Кировграда, Верхнего Тагила, Висима, Левихи и Карпушихи. С горы стекают притоки реки Тагил Дикая и Полуденная Шайтанка.
Одна из легенд о Старике-Камне гласит: "...камень лежал в самой гуще леса, о нем никто не ведал. А когда люди вырубили вокруг... лес, то увидели его старым, покрытым мхом. И ... назвали... Стариком". Происхождение слова может быть мансийским: манси некогда жили в этих местах. Представление о горах как об окаменевших древних богах, людях, животных – тема мансийской мифологии. Это территории древних стойбищ манси и памятные места старообрядцев.
К северу от горы Старик расположена гора Шайтан, обозначенная на современных картах под названием Голая. На ее вершине возвышаются два скалистых выступа высотой 748,1 метра над уровнем моря. Склоны со всех сторон усыпаны курумниками. Рядом возвышаются горы Оборотная и Дикая, последняя интересна тем, что на ее вершине, в скале, находится пещера длиной около 6 метров.
В Свердловской области есть еще одна гора под названием Старик-Камень – на хребте Коноваловский Увал. Ее скалы напоминают голову старика. Еще одна гора с названием Старуха находится в двух километрах к юго-западу от села Усть-Утки.
Несколько раз мне довелось побывать на вершине горы Старик-Камень и в одиночку, и с воспитанниками географо-краеведческого кружка. Летом на ярко-зеленых возвышенностях темнеют каменные выступы, обозначая самые высокие вершины в окрестностях Нижнего
Тагила – Билимбай, Скалистая, Просечная, Шумихин Камень, Дикая, Острая, Голая, Старик-Камень и Оборотная. Склоны массива изрезаны узкими долинами рек, редколесье выстлано высокой травой, некоторые экземпляры ее выше человеческого роста. На карнизах скал и в расщелинах укореняются кедр, ель, можжевельник, а примитивные почвы на вершине горы не благоприятствуют развитию иной растительности.
Залитая солнцем зеленая листва деревьев слепила глаза. Между редкими деревьями, которые, цепляясь, росли по склонам, серыми красками разбросаны камни – остатки разрушенных гор. На фоне зелени выделялись покрытые белесыми мхами засохшие ели, красноватые лепестки иван-чая придавали праздничность этим лесным местам. После ветровала на Среднем Урале в 1995 году кое-где встречаются груды поваленных деревьев, особенно на склонах гор. У нагромождения скал в нескольких сотнях метров я увидел целую крепость, вокруг которой возвышались каменные стены.
К отрогам горы Старик-Камень через Невьянск, мимо наклонной башни, проходили сотни старообрядцев-богомольцев. Дорога туда тянулась широкой просекой. Молебствия на Веселых горах начинались 25 июня – это был день радостной встречи. А последний – 28 июля – назывался днем грустного расставания.
Архивные документы рассказывают, что раскольники просили о месте, где им можно было бы селиться. Они не всегда легально жили в лесах по берегам рек Висим, Межевая Утка, Шайтанка, Смородинка и по "Невьянским вершинам" (Веселым горам). На протяжении многих лет им запрещалось самовольно селиться в лесах Нижнетагильского горного округа. В указе Уральского горного правления "…на имя господина исправника Нижне-Тагильских заводов в 1839 году изъявлено (…), чтобы управление Нижне-Тагильских заводов непременно истребило всем способом иметь раскольников в здешних дачах. Хотя управление сделало строгие распоряжения, дабы никто из раскольников ни под каким видом не мог проживать и селиться в заводских лесах".
Из Нижнетагильской конторы направлен ордер заводским конторам, в том числе полицейскому отделению "…принять строжайшие меры к совершенному пресечению возможности селиться раскольникам в заводских лесах, с тем, что виновные будут подвергнуты ответственности по законам".
В советское время, в период борьбы с религией, моления в горах прекратились, но до настоящего времени проникают туда одиночные поклонники. Могила отца Павла из белого мрамора, узорчатого по краям, находилась у самой горы Старик-Камень и сохранялась до 1962 года. В настоящее время на этой могиле установлен новый крест из дерева, к ней ведет дорога из поселка Карпушихи. Лесная тропа проложена к реке Полуденной Шайтанке. На могиле собираются десятки человек, приезжающих в горы из Нижнего Тагила, Невьянска и Екатеринбурга.
Старик-Камень является ландшафтным заказником Свердловской области и нуждается в повседневной охране. Туристы стремятся побывать на этой самой высокой вершине МО "Город Нижний Тагил" и Кировградского городского округа. Результаты частого посещения природного объекта туристами – большое количество мусора, остающегося на вершине горы, и надписи на скалах.
Андрей ПИЧУГИН, краевед.
ФОТО АВТОРА.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 03.04.2014.