На границе Европы и Азии
Нижний Тагил расположен в долине реки Тагил, на восточном склоне Уральских гор, в 15 километрах от географической границы Европы и Азии, которая проходит по водоразделу европейских и сибирских рек. В связи с передачей в 2008 году западной части территории Горноуральского городского округа Нижнему Тагилу граница Европы и Азии условно делит наше муниципальное образование на две части. Тагильчане проживают как в Европе, так и в Азии.
Обелиск у города Качканар
На пересечении с дорогами граница обозначена столбами, обелисками, стелами и монументами. Среди первых, кто предложил проводить границу по водоразделу Уральских гор, - горный деятель Василий Никитич Татищев и пленный швед Филипп-Иоганн Страленберг. В 1745 году в "Лексиконе Российском" В.Н. Татищев записал: "Весьма приличнее и натуральнее провести границу от узкости Вайгач, по Великому поясу и Яику (река Урал) вниз через море Каспийское…" Картографы договорились проводить границу по восточной подошве Уральских гор, чтобы было удобно изучать геологическое строение Урала. Поэтому условно его территория отнесена к Европе.
В 9 км от поселка Промысла Пермского края в 2003 году на перевале установлен новый обелиск высотой 16 метров по проекту Алексея Залазаева. Наверху стелы двуглавый орел, с двух сторон под прямым углом - композиция с надписями "Европа" с фигурой грифона и "Азия" с фигурой льва. На противоположной стороне дороги построена смотровая площадка с начерченной на асфальте линией, обозначающей границу двух частей света.
Обелиск на перроне остановочного пункта "Хребет Уральский" появился в 2003 году в честь 125-летия Свердловской железной дороги. Этот знак находится в 4 км восточнее линии водораздела, в верховье реки Туры. Имеет форму кубка, облицован мраморной плиткой, вверху установлен шар, и в двух направлениях к нему прикреплены указатели "Европа" и "Азия".
Мысленно перенесемся по Уральскому хребту на Гороблагодатский тракт. В 1868 году великий князь Владимир Александрович сделал остановку на перевале между деревней Кедровкой и Верхне-Баранчинским заводом. В честь этого события золотопромышленники Северного Урала установили часовню (ее отлили из чугуна на Нижне-Баранчинском заводе). Этот знак, разрушенный в гражданскую войну, был восстановлен туристами в 1970-х г г.
Южнее горы Кедровка на дороге из поселка Баранчинского в сторону рек Кокуй и Клыктан установлен еще один чугунный знак, отлитый на Баранчинском электромеханическом заводе в 1996 г. Дальше граница выходит к перевалу Большой Урал на Серебрянском тракте, где в 1967 году установлен обелиск "Европа и Азия". Эта сварная прямоугольная колонна высотой 9 м, со ступенчатым основанием, увенчана знаком "Серп и молот". На противоположных сторонах обелиска надписи: "Европа" и "Азия".
Дорога к Синегорскому каналу идет вдоль реки Межевая Утка. Длина его до реки Зырянки 1 800 м. С пуском канала через горную часть водораздельной линии Урала часть воды из Межевой Утки по урочищу Першинские покосы самотеком устремилась в Зырянку, пополняя Верхне-Выйский пруд. Так вода из Европы пришла в Азию, и ее стали пить жители Нижнего Тагила.
Пролегая через Синегорский канал, граница пересекает верховья притоков реки Выя и входит в пределы МО Нижний Тагил. Здесь граница идет через вершины гор Ольховая, Герман, Урал, Красный Столб, Пученя и Соловьева.
Водораздельную линию пересекает Старо-Висимский тракт, протянувшийся от бывшего Лисьегорского угольного склада до Висимо-Уткинского завода. Эта дорога, труднопроходимая местами, завалена деревьями. Здесь в 1977 году на седловине между горами Урал и Красный Столб лесорубы установили деревянный столб с обтесанными прямоугольными гранями, на котором высекли обозначение границы "Европа-Азия".
В верховье реки Бобровки граница "Европа и Азия" условно пересекает бывшую узкоколейную железную дорогу. В 1940-х годах тагильский краевед С.Н. Панкратов, путешествуя по маршруту Нижний Тагил - Висимо-Уткинск, написал: "Поезд непрерывно забирается в гору к критической точке перевала Азия-Европа. Если внимательно... наблюдать за полосой уходящего вдаль рельсового пути, можно заметить и довольно точно определить момент перевала, когда паровоз движется уже по европейской земле и вытягивает свой хвост из Азии".
Выходя к северной части Веселых гор, на седловину Белой и Голой, граница пересекает Уральский тракт. Д.Н. Мамин-Сибиряк в конце XIX века в очерке "Дорога" писал о нем так: "От Висима до Захаровой было всего восемь верст, а на четырнадцатой версте стоял столб, обозначавший границу между Европой и Азией. Это был самый обыкновенный столб, напоминавший трактовую версту, и меня всегда удивляло, что такой важный географический пункт был отмечен таким ничтожным знаком". Много лет границу здесь обозначала деревянная тренога. В 1957-м постановлением Нижнетагильского горкома КПСС была предписана установка трех обелисков на рубеже Европы и Азии в Висимском районе и на Серебрянской трассе.
В 1960 году в честь ознаменования успехов нашего народа в освоении космоса на Уральском тракте был установлен обелиск "Европа и Азия" по проекту В.П. Красавченко. Вокруг модели земного шара прикреплены на стальных орбитах три первых спутника, имеющих форму шара, конуса и цилиндрической ракеты. Обелиск - плод коллективного творчества рабочих и инженеров автомобильно-агрегатного завода поселка Уралец. На побеленной стеле красными печатными буквами было написано "Европа", а на противоположной - "Азия".
Знак на Серебрянском тракте
Когда обелиск перестроили, на "земном шаре" появились три одинаковых спутника. Высота знака со шпилем составила семь метров. Первоначально он был обнесен чугунными стойками с цепной изгородью. В 1970-е гг. квадратную стелу одели в нержавеющую сталь и вокруг установили изгородь из стальных прутьев. Глобус покрасили в синий цвет, потом в белый и обозначили красной краской границу СССР. На противоположной стороне Уральского тракта установили металлический "грибок". Позже около него был сооружен остановочный комплекс с надписью "Европа-Азия".
В 2002 году силами ОАО "НТМК" и ООО "Механический завод "Уралец" обелиск был реконструирован. На макете "земного шара" спутники были заменены меридианами и параллелями. По экватору нанесли надпись - "ЕВРАЗ Холдинг", "НТМК" и "Горноуральский городской округ". Во многих источниках отмечается, что обелиск установлен в 1961 году в честь полета в космос Ю.А. Гагарина, но это не так: знак установили еще в 1960-м в честь успешного освоения Советским Союзом космического пространства.
От этого обелиска граница простирается через вершины и седловины Веселых гор: Белой, Поперечной, Осиновой, Кирюшкина Камня, Мохнатенькой, Широкой, Билимбая, Дикой, Оборотной, Голой, Старик-Камня. Гора Голая в XIX веке называлась Шайтан. Горы Дикая, Оборотная и Старик-Камень имеют и общее название -Большая Кедровая гора.
Знак на Уральском тракте, 2007 год.
Знак на границе Европы и Азии мы с друзьями и моим однофамильцем Александром Пичугиным установили в 2013 году на седловине между горами Белой и Поперечной, где лесная дорога из поселка Уралец через перевал выходит на лесовозную дорогу Черноисточинск – Большие Галашки. Не доходя до седловины, дорога ответвляется в направлении к вершине Белой. Пройдя несколько метров от своротки, мы определили расположение седловины и на обочине дороги выбрали место, свободное от леса, для установки знака. К столбу приковали таблички с надписью "Европа-Азия" и "Веселые горы" и установили знак.
У меня всегда была мечта о памятном знаке между горами Билимбай и Дикая, где граница тянется на дороге Черноисточинск – Большие Галашки. Но только в 2011 году идея осуществилась. Утром мы с другом и одноклассником Валерием Рогожиным выехали к границе Европы и Азии. Место, где дорога в направлении Веселых гор пересекает водораздельную линию, называют вторым перевалом. После часовой езды по грунтовой дороге мы остановились на склоне горы Билимбай и выбрали место на обочине. Доски с надписями "Европа-Азия" и "Веселые горы" привезли с собой. Обоюдное решение привело к месту, немного отличавшемуся от основной плоскости с мало заметным бугром. Здесь и начали копать яму для установки знака. К столбу прибили таблички с обозначением сторон света, установили его на краю дороги и соорудили возвышение из камней. Сверху прикрепили два синих треугольника – символ Уральских гор. Территория с этим знаком с 2008 года относится к МО Нижний Тагил.
Скромный знак установлен на грунтовой дороге от поселка Карпушиха к горе Старик-Камень и в деревню Большие Галашки. Эта территория относится к Кировградскому городскому округу. У березы невысокий столб, к нему прибита деревянная табличка "Европа-Азия". Здесь граница пролегает по седловине между двумя горными высотами, разделяющими реки Полуденную, Шайтанку с Каменкой и Росьей. В июле мы с Игорем Павлюковым прибили к столбу еще три таблички с названиями "Европа", "Азия" и "Веселые горы".
10 июня 2008 года около Екатеринбурга на вершине горы Березовой был открыт новый обелиск "Европа-Азия", представляющий собой колонну с гербом.
Было бы хорошо в будущем проложить маркированную тропу по условной границе между Европой и Азией по водоразделу Уральских гор, чтобы люди, бывая у знаков, установленных на географической границе, могли познавать природу родного края, активно и культурно отдыхать.
Андрей ПИЧУГИН, краевед.
ФОТО АВТОРА.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 30.07.2013.