Обрученный с небом
К 75-летию В.Т. Дулова
Удивительно, как быстро привыкают люди к чудесам. Сегодня никого не удивляет шум мотора в небе, да и мальчишки не мчатся за летящим самолетом с криком: "Самолет, самолет, ты возьми меня в полет…". Железные птицы стали для большинства привычным видом транспорта. Недавний 75-летний юбилей Виктора Тихоновича Дулова, одного из наиболее авторитетных ветеранов авиационного спорта в нашем городе, стал еще одним поводом для встречи старых друзей, с кем он когда-то начинал свою летную биографию.
Виктор Тихонович – летчик 1-го класса, инструктор-парашютист, мастер спорта СССР по парашютному спорту, рекордсмен мира по групповым прыжкам на точность приземления, тренер сборной команды Нижнего Тагила по парашютному спорту в течение многих лет. Подготовил более 40 мастеров и кандидатов в мастера спорта по парашютному спорту, сотни перворазрядников, тысячи "перворазников". Невозможно сосчитать всех тех, кто осуществил свою мечту подняться в небо благодаря тому вкладу, который внес Виктор Тихонович в развитие авиационного спорта в городе.
В Нижнетагильском авиационно-спортивном клубе Виктор Тихонович начал работать с 1964 года после окончания Калужского летного училища. Сначала трудился в должности инструктора-парашютиста, затем с 1966 года в должности командира парашютного звена. С 1975 по 1990 годы – начальник АСК.
Виктор Тихонович Дулов
Он родился перед войной, в 1936 году, когда стать летчиком мечтал, наверное, каждый мальчишка. Однако древня Шевелево Горьковской области была далеко не тем местом, где можно было хотя бы увидеть самолет. Отец Тихон Алексеевич – рядовой колхозник, мать Татьяна Максимовна – агрономом. Основной их заботой была земля, а не небо. Витя был самым старшим ребенком в семье. А что такое жизнь мальчишки в довоенной деревне – много объяснять не надо. "Мал мальчонка, да тащит пудчонка". Мечтать некогда – надо работать.
А дальше – война. Отец погиб в 1942 году в боях под Москвой. В 1946 году сильно простыла и умерла мать. Витя вместе с младшими братом и сестрой были определены в детский дом города Сокольск. Наверняка, они там играли и в летчиков, и в танкистов, и в разведчиков. Время послевоенное, а игры – военные. По всей видимости, Витю больше привлекали морские игры, потому что в 1952 году он пошел учиться не на летчика, а на судового кочегара. После окончания в 1953 ФЗУ (фабрично-заводское училище) начал свою трудовую деятельность в должности кочегара парохода. Всего в послужном списке Виктора Тихоновича три навигации.
Не случись некоторых последующих событий, чествовали бы 75-летний юбилей Виктора Тихоновича Дулова в качестве либо капитана дальнего плавания, либо командира подводной лодки, а, может, и руководителя морского пароходства. Его неуемный характер не позволил бы ему остановиться на нижних ступеньках в профессии.
Виктор Тихонович Дулов
Но в 1955 году его призвали в армию, и он попал в часть ВДВ. Именно здесь Виктор сделал свой первый шаг в голубую бездну, выполнил 29 прыжков с парашютом, был награжден значком "Парашютист-отличник". Хотя много юношей прыгнуло тогда с парашютом вместе с Дуловым, но не все из них связали свою жизнь с авиацией. И его карьера тоже тогда могла пойти совсем по другому пути, в армии Виктор служил радиотелеграфистом 2-го класса, участвовал в Венгерских событиях 1956 года. Но перед самой демобилизацией в полк прибыли представители от НТМК, которые так горячо рассказывали о нашем городе, что тринадцать человек единодушно приняли решение: "Едем строить новый прокатный стан!". В их числе – Виктор Дулов.
1966 год: диплом подтверждающий новый мировой рекорд в групповых прыжках на точность приземления
Должность слесаря-ремонтника далека от авиации. Но не для того, кто уже попробовал на вкус дыхание неба. Не только вечерняя школа занимала свободное время Виктора. Тогда в Нижнем Тагиле была уже планерная станция, где, в том числе, занимались и парашютисты. В 1959 году из Свердловска в Нижний Тагил переехал Валентин Гоман, который уже имел за плечами опыт прыжков с парашютом. Электронная версия historyntagil.ru. Оба работали на НТМК, один – инженером, другой – рабочим, но объединило их небо. Именно тогда они создали первую группу парашютистов на металлургическом комбинате. В числе первых парашютистов-металлургов были также Василий Горбунов и Борис Кузнецов.
Пятьдесят три года живет Виктор Тихонович Дулов в Нижнем Тагиле, который стал для него родным по многим причинам. Здесь он встретил свою вторую половинку, с которой прожил без малого 50 лет. Девушка, которую он выбрал себе в жены, Людмила (Васильевна) Кудасова, тоже занималась в авиаклубе, летала на планерах, училась в медицинском училище, работала врачом авиаспортклуба много лет.
В 1963 году родилась дочь Светлана, в 1975 году – сын Дмитрий. Оба они сердцем приняли увлечение родителей. Светлана – мастер спорта по парашютному многоборью, освоила полеты на самолете ЯК-52, работает врачом авиаспортклуба. Дмитрий начал прыгать с парашютом с 13 лет, имеет 1-й разряд по парашютному спорту, прошел Чечню в 12-й бригаде спецназа, имеет боевые награды – "Орден мужества", медаль "Десантное братство", был ранен. Есть чем гордиться отцу и матери.
И все же, главным делом для Виктора Тихоновича все эти годы была его работа в авиационно-спортивном клубе, ставшая делом всей жизни. Трудно сказать, во сколько начинался и заканчивался его рабочий день. Для примера: обычно первый взлет парашютистов поднимался в воздух не позднее 6 часов утра. А к нему надо было еще и подготовить технику, и проверить правильность укладки парашютов, и провести предполетные инструктажи.
Работая инструктором-парашютистом, Виктор Тихонович всегда много прыгал сам. Знаменательным для него стал 1966 год. Тогда команда парашютистов города Нижний Тагил установила мировой рекорд в прыжках на точность приземления. В составе команды были: Виктор Дулов (капитан), Василий Барахнин, Борис Шешуков. Не только тот, кто разбирается в парашютах, признает – прыгнуть с высоты 800 метров и в общей сумме набрать на троих всего 21 сантиметр приземления от центральной точки – и сегодня не так-то просто. Это сейчас парашюты такие, что и против ветра могут идти, и зависнуть над "нолем", чтобы парашютист мог поточнее прицелиться. А тогда это были обычные парашюты "Т-4", управление которыми требовало особого мастерства, а "пену" мимо круга давали многие именитые мастера. Трудно даже представить себе, как молодые ребята набрались смелости и пригласили в Нижний Тагил представителей Международной Федерации парашютного спорта. Судьи зафиксировали новый мировой рекорд в групповых прыжках на точность приземления, до этого рекорд принадлежал американцам – 55 сантиметров. В сентябре 1966 года Виктору Тихоновичу Дулову и всем членам команды рекордсменов мира было присвоено звание мастера спорта СССР.
Когда говорят о профессиональной карьере, которую делает человек, можно услышать и такое: "Ему просто повезло". Или: "Главное – оказаться в нужное время в нужном месте". Это не про Дулова. Все закономерно в его судьбе. В 1966 году он был назначен на должность командира парашютного звена, которую занимал без малого 10 лет. Парашютисты стали главной его заботой. Тренерская работа нелегкая, но благодарная. Звание мастера спорта в это время получили Валентин Гоман, Василий Барахнин, Борис Шешуков, Владимир Иванов, Геннадий Ермилов, Василий Предеин, Анатолий Кошпетрук, Екатерина Скитиба, Николай Горячев, Вячеслав Ковалев, Геннадий Саталов, Сергей Кознов и многие-многие другие парашютисты Нижнего Тагила. Кроме того, более двадцати спортсменов выполнили нормативы кандидата в мастера спорта.
Но аэродром – это не только парашютисты. Рядом – планеристы, летчики. Пуд соли съели вместе с Виктором Тихоновичем его соратники. А это не просто 16 килограммов кристаллов, белого цвета и соленого вкуса, которыми посыпают пищу. Пуд соли – это и соленый пот на лбу, когда ты вместе со всеми чистишь поле, готовишь площадку под посадку, волнуешься за тех, кого отправил в полет.
Ольга Карпушкина, мастер спорта по планерному спорту, летчик-методист по летной подготовке, и сегодня работает в АСК специалистом по кадрам. Юрий Лебедев был начальником штаба АСК, председателем комиссии по приемке ВДВ. Александр Усенков возглавлял работу с планеристами, работает инженером АСК. Валерий Якушин, Вячеслав Эйвазов и множество молодых в то время ребят и девчат представляли авиацию в нашем городе.
Время назначения Виктора Тихоновича на должность начальника АСК совпало с периодом, когда развитию авиаспорта руководством страны уделялось огромное внимание. И не случайно. Международная обстановка того времени была отнюдь не мирной. Выделялось много денежных средств на развитие технической и материальной части. Есть с чем сравнить сегодняшнее состояние авиаспортклуба.
В те годы в АСК занималось много молодежи. Для кого-то это стало просто возможностью проверить себя. Для других – дорогой в большой спорт. АСК для многих открыл дорогу в профессию: более 50 человек стали профессиональными летчиками и сегодня работают в военной и гражданской авиации. Но главной задачей всегда оставалась подготовка допризывников для частей ВДВ. Их тогда готовили по 350 человек в год. Среди выпускников авиаспортклуба, прошедших огонь Афганистана, депутат Областной Думы Виктор Бабенко.
Энтузиазм и активность Виктора Тихоновича оказались заразительными для многих и многих молодых тагильчан. Под его руководством в клубе успешно осваивались новые направления, например, парашютное многоборье, звание мастеров по которому получили Андрей Афанасьев, Иветта Белова, Сергей Чащин, Светлана Афанасьева, Анжела Манукян.
Жизнь стремительна. 75 лет – лишь краткий миг в бесконечности. В пересчете на секунды, которым летчики и парашютисты знают цену как никто другой – это всего лишь 2 365 200 000 секунд. Пусть их будет еще много у Виктора Тихоновича Дулова, который стоял у истоков создания Нижнетагильского авиационно-спортивного клуба, и вся жизнь которого связана с небом и звездами.
По поручению ветеранов авиаспортклуба Лидия ПАННИКОВА.
Литература: Газета "Тагильский вариант" от 24.02.2011, №7(8).