Вертеп – завораживающее действо

    Вертеп – древнерусское слово. Обозначает оно пещеру. Согласно Священному Писанию, Сын Божий – Младенец Иисус Христос – родился в вертепе, где остановились на ночлег Дева Мария и праведный Иосиф. Но позже вертепом стали называть старинное сценическое кукольное представление, отражающее сюжет евангельского рассказ, о том, как Мария и Иосиф с только что появившимся на свет Иисусом Христом скрывались в пещере во время бегства из Иордании в Египет от злодеяний царя Ирода, повелевшего убить всех младенцев, чтобы погубить новорожденного Христа. Узнать о традиции вертепа и увидеть само представление можно в этнографическом комплексе музея-заповедника "Горнозаводской Урал".

    Традиция вертепных театров пришла к нам из католической Европы, но уже в XIX веке широко распространилась в Белоруссии и на Украине, на Псковщине и в Сибири. По дворам ходили деревенские дети в бумажных высоких коронах, с погонами на плечах и нарядными посохами в руках. Они изображали персидских царей, пришедших поклониться Богомладенцу. Украшенный золоченой бумагой и лубочными картинками небольшой фанерный ящик с двускатной крышей, путешествующий вместе со святочными царями, назывался рождественским кукольным театром, или вертепом.

    Ряженые обыкновенно возили вертепный ящик на санках, переходя из дома в дом со своим представлением. Поднявшись на крыльцо и войдя в сени, они спрашивали разрешения колядовать. Если хозяева были расположены принять вертеп, колядовщики вносили театр в горницу, ставили его на стол или на два стула, и представление начиналось. Раскрывались расписные створки ящика-театра, раздвигались занавесы, кукла, изображающая Ангела, зажигала свечи у крошечной рампы. Церковные канты сменялись назидательными духовными стихами или народными колядами, ритмизованная речь персонажей перетекала то в прозу, то в песню. Перед зрителями проходила история изгнания Адама и Евы из рая, Рождества Спасителя и избиения вифлеемских младенцев, завершающаяся смертью Ирода.

    Деревенские представления были тесно связаны с народными рождественскими обрядами и поэтому редко показывались в несвяточное время.

    Однако вертепные представления проходили не только в домах. В европейской части России можно было увидеть вертепы на ярмарках. Здесь за умеренную цену можно было купить билет на представление. Да и показывались "ярмарочные" вертепы гораздо дольше, чаще всего до масленицы.

Устройство вертепа

    Что же собой представлял рождественский вертеп? Это был простой деревянный ящичек с прорезями. Делали его в свободные от летнего земледельческого труда крестьяне долгими зимними вечерами. Сам вертепный ящик представлял собой домик в два этажа. Верхний его ярус, собственно, и изображал пещеру, в которой родился Иисус. В нем размещались маленькие ясли, в которых лежал Младенец Христос; фигурки Иосифа и Девы Марии, склоненные над ясельками; вол и ослик, согревающие Спасителя своим дыханием.

    Эти фигуры нельзя было назвать просто куклами: в них никогда не играли как в куклы, не произносили за них речи. Они изображали рождественскую сцену и были знаками, символами Рождества. Порой вместо фигурок в верхнем ярусе ставили икону праздника Рождества.

    Соответственно этой рождественской сцене оформлялся и весь верхний ярус домика. Его оклеивали бумагой синего цвета или окрашивали в синий цвет. На крышу домика вырезалась рождественская Вифлеемская звезда, возвестившая всему миру о чудесном рождении Сына Божия. Эта звезда была сквозной. С внутренней стороны домика ее подсвечивали свечой. И она действительно сияла мерцающим светом во время рождественского представления.

    Верхний ярус обозначал пространство небесное. А основное действие разворачивалось на нижнем – земном ярусе. Оно рассказывало о том, что произошло в год рождения Иисуса Христа в городе Вифлееме, – народную драму-мистерию о жестоком царе Ироде.

Не игра, а действо

    Из какого же материала делали вертепных кукол? Здесь четких инструкций не было. В русской народной традиции кукол могли делать как объемными, из тряпочек и деревянных чурочек, так и плоскими картонными фигурками. Но вот играть куклами так, как сейчас управляют ими в современных кукольных театрах, было нельзя. Народной православной этикой запрещалось привносить в вертепное действо индивидуальную актерскую образную игру.

    Все фигурки в вертепе из любого материала были статичными, передвигались по прорезям с помощью деревянного стержня, на котором крепилась фигурка. У зрителей возникало ощущение, будто фигурки сами выплывали из дверей домика и, плавно скользя, двигались в деревянном ящичке.

    Но зрелищность кукольного действа так и не стала в вертепе главной. Вертепные фигурки остались иллюстрацией к духовному содержанию текстов, которые в рождественских вертепах в народной традиции представляли отстраненно.

    Изначально вертепные представления имели религиозную направленность и связывались, прежде всего, с рождественской тематикой; но со временем, расширив свой репертуар, они превратились в настоящий народный театр.

    В этом году впервые в Нижнем Тагиле сотрудники этнографического комплекса музея-заповедника "Горнозаводской Урал" воссоздали традицию вертепа, постаравшись как можно точнее следовать древним канонам: в изготовлении вертепного ящика, кукол, в тексте и манере исполнения.

    В музее истории подносного промысла прошло уже семь таких мероприятий, и все — с неизменным успехом.

    А недавно вертеп смотрели члены краеведческого клуба — зрители, хоть и доброжелательные, но строгие. Но и их покорило рождественское действо.

Антон ВЕСЕНЁВ, научный сотрудник музея-заповедника

    Литература: Газета "Тагильский вариант" от 17.02.2011, №6(7).

 

Главная страница