Звучащая коллекция музея-заповедника
В Нижнетагильском музее-заповеднике сложилась замечательная коллекция старинных звуковых аппаратов, позволяющих представить историю развития средств звукозаписи и воспроизведения с конца XVIII до второй половины XX веков.
Бесспорным раритетом в этой коллекции являются знаменитые астрономические часы тагильского изобретателя-самоучки Егора Кузнецова. Часы, на изготовление которых мастер потратил двадцать (1755–1775 гг.) лет своей жизни, оснащены музыкальным механизмом. Мелодия тогда записывалась, а вернее сказать, выстраивалась металлическими штифтами на цилиндрическом валике. При вращении валика штифты начинали задевать молоточки, которые пружинили и, в свою очередь, ударяли по металлической звуковой гребенке, воспроизводившей мелодию. Чтобы прослушать другую музыку, требовалось сдвинуть валик вдоль своей оси. Штифты изменяли положение относительно молоточков. В музыкальном механизме астрономических часов Е. Кузнецов выстроил шесть различных мелодий.
Тагильский гений, несомненно, построил сложную машину для воспроизведения музыки. Люди же предпочитали механизмы попроще – музыкальные переносные ящики "шарманки" с коленчатыми рукоятками, раскручивая которые, окружающие могли услышать только одну мелодию.
Позже, в XIX веке, появляются музыкальные ящики "полифоны" – не требующие постоянного раскручивания рукоятки. Достаточно один раз закрутить пружину, чтобы затем прослушать мелодию! На таких аппаратах звукоснимателем был уже не валик, а металлический перфорированный диск. На одном диске помещалась только одна мелодия, поэтому разнообразие музыкальных пристрастий владельцев полифонов приводило к формированию "дискотек" – собранию дисков с различными мелодиями. Полифон знаменитой швейцарской фирмы "Stella" (1897 г.) не только сохранился в тагильском музее, но и до сих пор способен воспроизводить музыку со стальных дисков, удивляя наших современников чистотой звучания.
Одним из самых уникальных экспонатов "звуковой коллекции" музея-заповедника является "фонограф", изготовленный американской фирмой "Thomas Edison Orange" в 1897 году. Фонографом называется первый в мире прибор, с помощью которого стали записывать, а не выстраивать на металлических валиках и дисках звуки. Тагильский фонограф не только прекрасно сохранился, но и способен записывать звуки так, как это делали люди сто лет назад.
Следующим шагом в развитии звукозаписи стало появление пластинок и приборов для их проигрывания – "граммофонов". Новое изобретение имело ряд существенных преимуществ перед фонографом: звукозапись на пластинках хранилась значительно дольше, чем на валиках фонографа, покрытых фольгой и воском, а звук был гораздо громче. Граммофон настолько гармонично вошел в жизнь людей, что просуществовал в своем видоизмененном виде (мы знаем его как "патефон") вплоть до конца 1950–х годов, когда на смену ему пришли электропроигрыватели, работавшие от электросети.
Музей–заповедник насчитывает несколько десятков граммофонов–патефонов в своей коллекции старинных приборов. Среди них есть граммофон фирмы "Сирена". Это одна из самых первых отечественных граммофонных компаний начала XX века, на которой считали честью записать свои песни выдающиеся русские исполнители Ф. Шаляпин и Л. Собинов.
Большой интерес вызывает германский патефон 30–х годов со складной трубой, представляющий собой как бы переходную ступень эволюции от граммофона к классическому патефону без трубы. Большинство экспонатов – действующие!
Во второй половине XX века, одновременно с появлением электропроигрывателей, получают развитие магнитофоны, звукоснимателем в которых являлась магнитная лента. Самым ранним магнитофоном в музейной коллекции является магнитофон МП–1 с фабричным штампом "март, 1955 год". Этот экспонат далек от нашего понимания современного магнитофона или магнитофонов конца XX века. МП–1 расшифровывается как "магнитофонная приставка" и состоит из прямоугольной коробки, усилителя и отдельного лентопротяжного механизма, работающего с помощью подсоединения к радиоприемникам, обеспечивающим вращение катушек и громкость магнитной записи.
Евгений СТАВЦЕВ, заведующий музеем "Дом Черепановых".
Фото из архива автора.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 16.07.2008.