Соприкосновение с историей
Музею–заповеднику "Горнозаводской Урал" – 170 лет
Чем могут привлечь музеи в наше время быстрого развития информационных и коммуникационных технологий? Наверное, главным – возможностью соприкоснуться с "живой" историей.
Экспозиция Горнозаводского музеума Нижнетагильских и Луньевских заводов. Конец XIX в.
Любой экспонат содержит огромный пласт информации, он хранит в себе энергетику и тепло людей, создавших его. Вот пояс, вышитый руками любимой, вот огромный резной шкаф – радость семьи и гордость хозяйки, а вот свадебное платье вековой давности… Ручки тачки горного рабочего отполированы его мозолистыми ладонями, а медные монеты наполняли чей–то кошелек. Любой музейный предмет – это рассказ о далеких днях, а экспозиция – большая повесть, где переплетаются многочисленные герои и сюжеты.
Выставка "Двадцать лет Советской власти", 1937 г.
Музей не только хранит историю города, он сам имеет свою летопись. Хочется напомнить, какие вехи он прошел на своем пути, и сделать это не совсем обычным способом: пройдя по экспозициям разных эпох краеведческого музея – самого старого подразделения музея–заповедника, с которого все началось. И увидеть их глазами посетителей того времени.
Собрание редкостей
1841 год.
В лабораторном флигеле (ныне краеведческий музей) Главного окружного заводоуправления открыт "Музеум естественной истории и древностей". Он носил характер частного собрания и не являлся публичным – попасть туда мог далеко не каждый.Экскурсия по художественному отделу. Начало1950-х годов.
К сожалению, описания его экспозиции пока не найдены, хотя можно предположить, что она носила коллекционный характер. А вот свидетельства, рассказывающие о коллекциях, есть. В описи за 1844 год перечислены: коллекция геогностических пород, находящихся в дачах Нижнетагильских заводов (48 штуфов), инструменты, употребляемые при составлении топографических карт, гербарий (23 растения), чучела птиц (144), старинная икона Божьей матери, которой благословлял Никиту Демидова и сына его Акинфия архиерей Тобольский.
Бессовестно перекрученное железо
1891 год.
Постановлением правления заводов на основе слияния музеума естественной истории и древностей и экспонатов выставки 1837 года (заводские изделия и модели), приуроченной к посещению Нижнего Тагила престолонаследником Александром, создан уже публичный, то есть общедоступный "Горнозаводской музеум Нижнетагильских и Луньевских заводов наследников П.П. Демидова".Как он выглядел, мы можем узнать благодаря одному посетителю – Д.Н. Мамину–Сибиряку, знаменитому певцу Урала, который описал свое посещение Горнозаводского музеума в очерке "Платина": "В Тагиле я оставался всего один день и постарался не потерять времени даром. Посмотреть здесь есть что, не в пример другим заводам и городам. Прежде всего, я направился в заводской музей, как учреждение в своем роде единственное, по крайней мере, ничего подобного на других не полагается...
Сначала музей составлялся из таких именно редкостей, а потом в него вошли выставочные экспонаты, какими тагильские заводы поражают выставочную публику. Экспоненты–заводчики выработали уже известный шаблон таких экспонатов: тут и железные крендели в несколько пудов весом, и до бессовестности перекрученное железо, и много другой железной, медной, стальной и чугунной выставочной оказии.
Собственно, для публики, не посвященной в горнозаводскую технику, главный интерес представляют коллекции постепенной выработки главных заводских продуктов, как чугун, железо, сталь и медь. Для специалистов интересно посмотреть сорта железа, выделываемые Тагильскими заводами – их счетом больше 2 000, но и это количество далеко еще не выражает требуемого рынком разнообразия."
В 1908 году Горнозаводской музеум был закрыт в связи с экономическим кризисом.
Окружной музей
1924 год.
Начался новый период в жизни тагильского музея. Еще в 1922 году по инициативе доктора В.А. Ляпустина было создано Тагильское общество изучения местного края (ТОИМК), поставившее своей задачей воссоздание музея в Нижнем Тагиле.Экспозиция исторического отдела, 1950-е годы.
Директором открывшегося в 1924 году музея стал преподаватель горно-металлургического техникума А.Н. Словцов. 1920–е – период небывалого подъема краеведения. Музейщики той поры не только разыскали многие экспонаты Горнозаводского музеума, но и активно занимались комплектованием новых коллекций – предметов хозяйства, быта, орудий труда, образцов кустарного производства и т. д. По настоянию музейщиков во Входо-Иерусалимском соборе был открыт художественный отдел. В 1926 году Нижнетагильский музей получил статус окружного, его филиалы открылись в других городах, результаты научных исследований публиковались в сборниках "Материалы по изучению Тагильского края". А в 1928 году музей вернулся в "лабораторный флигель" бывшего заводоуправления. В 1929 году создана первая систематическая экспозиция из трех разделов: общественно–экономического, культурно–исторического и естественно–научного.
Музей советского типа
1930–е годы
в истории музея, как и в истории страны, окрашены в мрачные тона. В 1930 году распоряжением НКВД СССР ликвидировано ТОИМК, у музея изъято здание Входо-Иерусалимского собора, вскоре затем разрушенное, потом музей утратил статус "окружного", а его первый директор А.Н. Словцов арестован. Но музей всегда объединял вокруг себя неординарных, увлеченный людей. С приходом в 1938 году в музей нового директора А.А. Саматовой при музее созданы секции, объединившие интеллигенцию города, любителей краеведения, садоводства.Посетившая музей в 1942 году Маргарита Шагинян писала:
"В нынешнем музее собрано все, что осталось от демидовской обстановки, от геологической заводской коллекции, с добавлением присланного сюда из Москвы. Получился районный музей обычного советского типа, имеющий три отдела: общий, исторический и художественный. Всем, кто приезжает на Урал и остается работать на нем, совершенно необходимо посетить этот музей, потому что он – один из самых полных и показательных по уральской старине…"
Военные годы музей переживал со всей страной, часть экспозиций была свернута для размещения госпиталя. Приоритетной стала лекционная работа сотрудников на предприятиях, в госпиталях, школах города, пропаганда военной истории, героических подвигов русского народа в разных войнах.
В архиве музея бережно хранятся книги отзывов разных лет, в том числе 1948 года:
"12 мая 1948 г. Группа артистов, москвичи, с огромным интересом осмотрели этот музей. Экспонаты с большим пониманием дают полную картину роста Н. Тагила от петровской эпохи до наших дней… Уезжая с Урала, мы теперь уже совсем ясно понимаем, какую огромную роль играет Урал в жизни страны и какую роль он сыграл в Великой Отечественной войне…"
Автограф Леонида Утесова
Работа в музее полна неожиданностей. Так, в процессе подготовки этого материала, перелистывая страницы книги отзывов за 1955 год, я неожиданно увидела подпись "Заслуженный деятель искусств Утесов". 19 января 1955 года Леонид Утесов со своими коллегами посетил музей и оставил запись:
"К этим экспонатам мы стремились давно, так много прочитано, так много хочется узнать. Приезд в Нижний Тагил явился очень приятным событием в нашей "скитальческий жизни", мы увидели, к чему стремились, и наглядно познали историю этого замечательного края.
Книга отзывов. Автограф Утесова.
Восторгает мужество, творческая мысль и талант русских людей. Мы сердечно благодарим администрацию и работников музея за предоставленную нам возможность ознакомиться с его замечательными экспонатами. Спасибо, товарищи!"
А это мы уже помним!
Диорама отдела природы, 1960-е годы.
Так скажут люди старше 40 лет, увидев фотографии экспозиции 1960–70–х годов. В 1950–е годы в музей пришли новые квалифицированные сотрудники: зав. отделом природы Н.М. Грюнер и сотрудница этого отдела Ф.М. Попова, археологи Н.Н. Кипарисова и А.И. Россадович, историки Т.К. Гуськова, А.С. Аксенова и А.П. Агеева. Несколько позднее пришли Л.П. Лепо и Н.И. Цыпушкина. В эти годы сотрудники музея сделали очень много для развития научной работы и комплектования коллекций, что сразу сказалось на содержании экспозиций – они стали более логичными, насыщенными, выразительными. К оформлению экспозиций стали привлекать профессиональных художников – членов Союза художников П.С. Бортнова, М.В. Дистергефта, Е.В. Седухина. Это, несомненно, сделало залы музея более яркими и привлекательными. Великолепные диорамы отдела природы производили на посетителей неизгладимое впечатление.
В 1986 году краеведческий музей был закрыт на капитальный ремонт. После окончания его открылись современные экспозиции по дореволюционной истории края. Это результат огромного творческого труда музейных исследователей и художников, благодаря которому был значительно расширен диапазон показанных тем.
Увидеть и оценить этот труд вы можете и сегодня, придя в краеведческий музей.
Подготовили Ольга ХАЛЯЕВА, Ольга ПЕТЕЛИНА, Екатерина НИКОНОВА, сотрудники музея–заповедника.
Фото из фондов музея–заповедника.
Литература: Газета "Весь Тагил" от 10.02.2011, №5(28); 17.02.2011, №6(29).