В атмосфере висимского дома
В минувшую среду, 30 октября 2002 года, поселок Висим вновь принимал гостей – открывалась экспозиция в доме-музее Маминых. 150 лет назад в этом доме поселилась семья священника Наркиса Матвеевича Мамина, тогда же здесь родился и почти безвыездно прожил до 14 лет будущий писатель. Приезжал он сюда и повзрослевши, а семья Маминых покинула Висимо-Шайтанский поселок в 1876-м.
Благодарным землякам удалось сохранить дом священника и здание примыкавшей к нему приходской школы, а 45 лет назад молодой школьный учитель Ю.П. Петров начал поисковую работу. В 1959 оду открылся народный музей, первые экспонаты которого – картины Дистергефта и Ильина, несколько прижизненных изданий писателя – помещались в единственной комнате. Энтузиазм висимчан положил начало: музеем заинтересовались, он вырос, получил статус государственного, сделался знаменитым.
Последнее время музей стоял закрытым для посетителей – там велась серьезная реконструкция. Через полтора века дом Маминых пережил свое третье рождение. Помогли этому многие. Не случайно ленточку разрезали управляющий округом и главы двух администраций – Валерий Бок, Николай Диденко и Василий Шаров. Глава Нижнего Тагила вручал благодарственные письма тем, кто вложил в возрождение музея труды и средства. Были отмечены предприятия "Отделстрой", "Зеленхоз", НТМК – в частности, электрики ЦРМЭ В. Кокшаров, А. Чепуштанов, А. Соколов, обеспечившие музейный комплекс новым светом, висимские мастеровые – плотники и печники. Не пожалел капиталов на преображение родного поселка частный предприниматель, строитель дорог В.В. Огибенин.
Задолго до того, как за дело взялись мастера, приступили к работе научные сотрудники музея-заповедника горнозаводского дела – концепция новой экспозиции была утверждена на ученом совете еще в1999 году.
– Основная идея этой концепции, – рассказывает Альфия Хусаиновна Фахретденова, – показать атмосферу дома, где рождался талант, атмосферу царившего здесь уважения – и к старшим, и к тем, кто растет... Тесно связана с этой идеей и экспозиция церковно-приходской школы, которую мы открываем впервые.
Музей – это храм, в который приходят все, кто любит творчество Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. Если сюда придет тот, кто знаком с его произведениями, кто знает о его жизни, он почувствует атмосферу этого дома, увидит его окрестности, поднимется на шихан, где так любил бывать Митя Мамин, он поймет, что это удивительное место. В условиях домашнего тепла, общения с людьми гармоничными, живущими в согласии с окружающей красотой, не мог не родиться талантливый человек... Если новая экспозиция станет для многих открытием, толчком для обращения к книгам писателя, тогда наша творческая группа будет считать свою задачу выполненной. А группу эту составили директор музея Маминых В.Б. Петрова, А.X. Фахретденова, А.С. Смирнов, О. Серебрякова, которые и провели первую экскурсию, а также реставраторы и дизайнеры, воссоздавшие множество интереснейших экспонатов для дома и церковной школы. В детской – гравюры с портретами генералов и видами Севастополя, в гостиной – кресло-качалка, где сиживал Наркис Матвеевич, маленький жесткий диванчик – его нашли во время одной из экспедиций в Висиме. Есть здесь и знаменитый книжный шкаф.
Личность отца писателя наиболее полно и достойно раскрывает экспозиция церковно-приходской школы, а точнее, училища. Заведения такого рода могли развиваться лишь в тех приходах, где священники были энтузиастами, радеющими о просвещении. Наркису Матвеевичу было присуще новаторство – он был сторонником совместного обучения мальчиков и девочек, выступал за расширение скудной программы – за привитие естественнонаучных знаний, создание ремесленных классов и введение уроков гимнастики. На стене в классе можно найти и список рекомендуемой для училищных библиотек литературы, и составленный им рецепт чернил, не портящих перья... Обстановка приходской школы вызывает ощущение достоверности: старинные учебники, аспидная доска, муляж классного журнала, медные подсвечники – ведь, как мы знаем из книг самого писателя, в конце 50-х годов в уральской глуши не было самых обыкновенных керосиновых ламп, по вечерам сидели с сальными свечами. Результаты трудов музейщиков и всех, кто принял участие в реконструкции, производят впечатление сильнейшее, никаких сомнений в том, что идея экспозиции воплощена в полной мере: хочется вернуться в этот дом, в школу – атмосфера, сотворенная в музее, по-настоящему завораживает. Хочется читать и перечитывать книги Дмитрия Наркисовича, его письма, обращенные к родным, воспоминания о висимской жизни...
"Как сейчас вижу старый деревянный дом, глядевший на площадь пятью большими окнами. Он был замечателен тем, что с одной стороны окна выходили в Европу, а с другой – в Азию. – Вон те горы уже в Азии, – объяснял мне отец, показывая на громоздившиеся к горизонту силуэты далеких гор. – Мы живем на самой границе...
В этой "границе" заключалось для меня что-то особенно таинственное, разделявшее два совершенно несоизмеримых мира. На востоке горы были выше и красивее, но я любил больше запад, который совершенно прозаически заслонялся невысокой горой Кокурниковой. В детстве я любил подолгу сидеть у окна и смотреть на эту гору".
Ода книжному шкафу"Кстати, наша угловая комната, носившая название чайной, хотя в ней и не пили чая, выходила окном на запад и заключала в себе заветный ключ к этому западу, и я даже сейчас думаю о ней, как думают о живом человеке, с которым связаны дорогие воспоминания. Душой этой чайной, если можно так выразиться, являлся книжный шкаф. В нем, как в электрической батарее, сосредоточилась неиссякаемая, таинственная могучая сила, вызвавшая первое брожение детских мыслей. И этот шкаф мне кажется тоже живым существом. Его появление у нас составляло целое событие.
Мой отец, небогатый заводский священник, страстно любил книги и затрачивал на них последние гроши. Но ведь для книг нужен шкаф, а это вещь слишком дорогая, да, кроме того, в нашем маленьком заводе не было и такого столяра, который сумел бы его сделать. Пришлось шкаф заказать в соседнем Тагильском заводе... Его привезли зимой, вечером, в порожнем угольном коробе. Это было уже настоящее торжество. В детстве я не знал другой вещи более красивой. Представьте себе две тумбы, на них письменный стол, на нем две маленьких тумбы, а на них уже самый шкаф с стеклянными дверками. Выкрашен он был в коричневую краску и покрыт лаком, который, к общему нашему огорчению, скоро растрескался и облупился благодаря плутовству мастера, пожалевшего масла на краску. Но этот недостаток нисколько не мешал нашему книжному шкафу быть самой замечательной вещью в свете – особенно когда на его полках разместились переплетенные томики сочинений Гоголя, Карамзина, Некрасова, Кольцова, Пушкина и многих других авторов.
– Это наши лучшие друзья, – любил повторять отец, указывая на книги. – И какие дорогие друзья..."
Д.Н. Мамин-Сибиряк, из рассказа "О книге".
И. ДЯГИЛЬ.
Фото А. КОЗЛОВА.
Литература: Газета "Тагильский металлург" от 02.11.2002.
Музей живет уже полвека
В 2009 году отметил свой полувековой юбилей Висимский литературно-мемориальный музей Д.Н. Мамина-Сибиряка.
Путь его становления и развития был длительный и непростой. Еще в ноябре 1958 года Висимский поселковый совет вынес решение выделить в библиотеке комнату для пропаганды творчества земляка-писателя, и в первой экспозиции были книги, фотографии, работы художников М. Дистергефта и Е. Седухина.
Ставки экскурсовода не было, поэтому учитель русского языка и литературы З. Коробкова организовала кружок экскурсоводов-общественников. Большую роль на данном этапе сыграла заведующая висимской библиотекой В. Широкова. И, конечно, нельзя не отметить вклад в развитие музея коренного висимчанина, влюбленного в творчество Мамина-Сибиряка, Ю. Петрова, который, будучи преподавателем литературы в школе, сумел привить эту любовь ученикам.
С мая 1968 года и на 37 лет хранительницей народного музея стала H. Отливан. В 1976 году музей влился в состав Нижнетагильского краеведческого, его новую экспозицию разработали преподаватели педагогического института Т. Гуськова и Ю. Петров, а оформил М. Дистергефт.
К 150-летию писателя отремонтировали стены, потолки и фасад дома. Творческая группа научных сотрудников музея-заповедника во главе с заместителем директора А. Фахретденовой разработала новые экспозиции музея и церковноприходской школы. И на открытии после реставрации присутствовали делегации Союза писателей России, правительства Свердловской области, внучатый племянник Мамина Г. Удинцев. Не случайно в 2005 году авторский коллектив наградили дипломом областного конкурса "Камертон" в номинации "Экспозиционно-выставочная деятельность".
За 50 лет музей посетили более 270 тысяч человек, в книге отзывов оставлено более двух тысяч благодарных записей. И одной из самых дорогих для музейщиков стала запись Архиепископа Верхотурского и Екатеринбургского Викентия, сделанная в 2003 году: "Приятно находиться в историческом месте, в доме, где жила семья священника, духовника, наставника и учителя, который воспитал прекрасного писателя".
По материалам В. ПЕТРОВОЙ, заведующей музеем Мамина–Сибиряка.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 06.11.2009.