Музей на площади
На пьедестале, установленном у входа в Нижнетагильский краеведческий музей, возвышается макет "пароходного дилижанса", изобретенный смекалистыми тагильскими механиками Ефимом Черепановым и его сыном Мироном в 1834 году.
Пароходными дилижансами называли первые паровозы в России, родиной которых стала "железная столица" Урала – Нижний Тагил.
Его развитое металлургическое и горнорудное производство, которое состояло из двух крупных заводов – железоделательного и медеплавильного, а также из самого богатого рудника знаменитой горы Высокой, расширяясь, требовало соответствующего своему времени горнозаводскую технику. И она создавалась талантливыми инженерами, техниками, механиками, слесарями и другими специалистами, каких на заводах насчитывалось немало.
Ефим Черепанов постоянно создавал различной мощности паровые машины, изготовление которых было вызвано потребностями производства. Владелец заводов Николай Демидов высоко оценил мастера и одарил серебряной вазой, украшенной двадцатью великолепными кристаллами турмалина. На вазе выгравировано: "Ефиму Алексеевичу Черепанову. Устроение первой паровой машины на рудниках и заводах Нижне-Тагильских 1824 года". Ныне в первозданном виде ваза хранится в Нижнетагильском государственном музее-заповеднике горнозаводского дела Среднего Урала.
Тагильские мастера всегда стремились делать уникальные и ценные вещи. Но, к сожалению, не все их творения дошли до наших дней. Но все-таки кое-что удалось отыскать, а что-то восстановили по старым чертежам. И чтобы все это сохранить для потомков, в Нижнем Тагиле создали музей истории уральского горнозаводской техники. И первым его экспонатом стал вышеназванный "пароходный дилижанс", установленный на пьедестале в честь 150-летия со дня создания первого паровоза в России.
С его появлением изменила свой вид площадь, бывшая некогда центром демидовского заводского поселка. Ныне ее заполнили крупногабаритные образцы заводского и горного оборудования, которые успешно применялись в вотчине Демидовых начиная с XVIII века. Из старого завода, который бесперебойно проработал более 260 лет на противоположном берегу реки Тагил, на площадку музея под открытым небом привезли завалочную машину. На массивный постамент установили старинный кричный молот для выделки железа. Его изготовили по чертежам XIX века на Нижнетагильском металлургическом комбинате.
Самым крупным экспонатом стало огромное маховое колесо водяной турбины, долгое время служившее процветанию индустрии горнозаводского Урала. Уникальный музей действует уже два с лишним десятилетия. Он привлекает внимание как тагильчан, так и гостей города.
Пять лет назад был разработан крупный самобытный проект. Говоря официальным языком, историко-индустриальный музейно-парковый комплекс. Он создался для того, чтобы сохранить индустриальное наследие бывшего "горного гнезда" знаменитых промышленников – династии Демидовых. В городе создается девять музейно-парковых зон в местах скопления уникальных памятников истории и культуры. В первую очередь на солидной территории бывшего металлургического завода Демидовых, ныне завода-музея.
Марлис РАФИКОВ.
Литература: Газета "Уральский рабочий" от 25.10.2006.