Математика... по старинке
Сегодня так же, как 200, 100 лет назад, бегут в школу учащиеся, и так же в их портфелях и рюкзаках лежат учебники: традиционные бумажные издания и современные – электронные.
Сейчас, когда технология развиваются с невероятной скоростью, интересно взглянуть на изданные более двухсот лет назад учебники по математике, которые хранятся в фонде ценных дореволюционных изданий краеведческой библиотеки.
Теоретическая и практическая арифметика
Отметим, что учебников XVIII века сохранилось немного, они являются библиографической редкостью и изучаются историками и библиографами. Вот один из них – "Аничков Д. Теоретическая и практическая арифметика в пользу и употребление юношества, собранная из разных авторов, вновь дополненная и исправленная надворным советником, Императорского Московского Университета Публичным Ординарным Профессором и обоих онаго Гимназий инспектором, Дмитрием Аничковым". Издана "Арифметика" в Москве в 1793 году.
Дмитрий Сергеевич Аничков (1733-1788) – ординарный профессор логики, метафизики и чистой математики Московского университета. Родился в семье подьячего Троице-Сергиевой Лавры. Окончил Троицкую духовную семинарию. В 1755 г. поступил в Московский университет. По окончании в нем курса с отличием в 1761 г. поступил преподавателем математики в гимназию и в университет. В 1777 г. был произведен публичным ординарным профессором.
Аничков – видный методист в области преподавания математики. В 1760-1770-е гг. читал и публиковал многочисленные математические курсы, а также переводы трудов известных европейских ученых. В 1764 г. в Москве в свет вышел учебник Аничкова "Теоретическая и практическая арифметика в пользу и употребление юношества".
В XVIII веке эта книга была одним из немногих учебников для преподавания математики, она неоднократно дополнялась и переиздавалась.
К 1793 г. вышло уже четвертое издание учебника, вновь переработанное Аничковым, в результате чего его объем разросся до 444 страниц. В приложении к "Арифметике" появился подробный обзор существовавших в то время мер различных стран с обстоятельными изложениями предмета и логическими экскурсами.
Книга начинается с философского "предуведомления о математическом способе учения", а подробное изложение арифметики автор во многих случаях дополняет философскими и историческими вставками, которые показывают знание им истории науки. В учебнике, помимо теории арифметики, содержатся практические и исторические задачи.
Экземпляр "Арифметики", хранящийся в краеведческой библиотеке, содержит запись на титульном листе, выполненную орешковыми чернилами: "№ 90-й Ионы Потапова Гиаци[нт]ова". Мы можем предположить, что это имя воспитанника Тагильского заводского училища, который занимался по этому учебнику. А, может быть, имя учителя, который оставил помету, чтобы не потерять книгу?
Обратимся к еще одной книге, которая относится к началу XIX века и, безусловно, заслуживает внимания. Ее полное название: "Собрание шестисот пятидесяти одного избраннейшего примера в пользу юношества, учащегося арифметике, под смотрением преосвященного Иустина, епископа Пермского и Екатеринбурского, взятых несколько из книг, но по большей части новоизобретенных посильными трудами Алексея Вишневского, учителя математики в новоучрежденной Пермской семинарии". Издана она в 1806 г. Один из экземпляров этого редкого издания сохранился в краеведческой библиотеке музея-заповедника.
Его автор, Алексей Вишневский, – учитель Пермской семинарии. Книга представляет собой сборник задач по арифметике и алгебре. По мнению историков математики, это первое подобное издание, так как в более ранних задачи и примеры входили в соответствующие учебники. Задачник начинается с посвящения Иустину Вишневскому (епископу Пермскому и Екатеринбургскому), племянником которого был Алексей Вишневский и под "смотрением" которого составлялся этот сборник.
"Сие самое ободрило меня представить Вашему Преосвященству несколько избраннейших примеров, задаваемых мною ученикам в назначенные часы чрез годичное время, – пишет Вишневский. – Они сколько любопытны, столько полезны для изощрения ученических умов. Из них некоторые расположены по правилам, по которым решить их должно, а другие написаны без означения правил для решения, с тем намерением, дабы ученики сами собою мало по малу доходили до того, чтобы чрез сие изощряли свой разум и делались проворными в решении примеров и способными к изобретению своих подобных".
Также в предисловии автор приводит интересные факты из истории Пермской духовной семинарии.
Задачи в этом учебном пособии интересны, занимательны, тесно связаны с практической жизнью, рассчитаны они были на учеников, знакомых с начальной арифметикой. Книга отпечатана в типографии Московского университета, но, по мнению краеведов Перми, ее, безусловно, можно считать пермской. Этот сборник сыграл положительную роль в улучшении преподавания математики в Пермской семинарии, он интересен еще и тем, что является первым учебником на Урале.
Учебник Вишневского в Нижнетагильскую Входо-Иерусалимскую церковную библиотеку поступил уже через год после его издания. Об этом свидетельствует запись на форзаце экземпляра, хранящегося в библиотеке музея-заповедника: "Нижнетагильского завода Входоиерусалимской церкви казеннаи подписал протоиерей Максим Нижнетагильской марта 28 ч. 1807 года". Известно, что с 1800 по 1822 годы протоиереем Входо-Иерусалимской церкви был Максим Гаврилович Бабин, и запись на учебнике, вероятно, сделана им.
В библиотеку Тагильского музея арифметика, предположительно, попала в конце 1920-х годов, после закрытия церкви.
В этих учебниках отразилось развитие русской педагогической мысли, каждый из них сыграл свою роль в российском образовании. Авторы этих учебников много сделали для просвещения России, так как, благодаря их трудам, русская школа получила книги, которые по праву можно назвать учебниками эпохи Просвещения. Впервые изложив в своих учебниках основания многих наук на русском языке, их авторы открыли "врата учености" многим поколениям русских людей.
И. ГУЛЯКИНА, заведующая краеведческой библиотекой музея-заповедника "Горнозаводской Урал"
Литература: Газета "Тагильский вариант" №38(315) от 16.11.2017.