Заветные фото в рамке храни...

    Старые фотографии... О чем мы размышляем, глядя на них? Вспоминаем близких и далеких родственников? Пытаемся узнать себя в молодых прадедах и прабабушках, хотим понять собственное место в жизни? Кажется, что люди на старинных снимках, не ведая будущего, уже известного нам, потомкам, знают какую-то вечную истину, нами еще не понятую.

    "Возвращая нас в прошлое, фотографии в семейном альбоме постоянно напоминают о дистанции, которую никому не дано преодолеть, – пишет в семейной хронике канадский историк Михаил Игнатьев. – Сами по себе они вызывают новое ощущение прошлого как некоего исчезнувшего в океане времени континента". Понятие "семейный альбом" давно стало символом фамильного единства, истории рода, укоренённости семьи. Это одна из самых почитаемых семейных реликвий. Коллекция фотографий Нижнетагильского музея-заповедника, насчитывающаяся около 60 000 единиц хранения, является самым настоящим "семейным альбомом" нашего города, хранящим изображения его улиц и жителей самых разных эпох. Ею пользуются исследователи самых разных профилей – историки, искусствоведы, архитекторы, этнографы, модельеры. Но фотографии хранились не только в альбомах. Очень популярны были настенные и настольные рамки. Вот об этом и хочется рассказать.

    В настоящее время фотография – это обыденная повседневность. Фотоаппарат есть практически в каждой семье. А в последней четверти ХIХ – начале ХХ веков фотография являлась престижным предметом, сделать снимок было возможно только в ателье. К событию фотографирования готовились очень тщательно, приурочивали его к определенным датам, юбилеям. Все было направлено на то, чтобы запечатлеть главное в образе семьи – сплоченность и благополучие.

    С начала появления первых фотографий в 40-х годах XIX века зарождаются аксессуары для их хранения и показа. Это шкатулки, ларцы, фоторамки и фотоальбомы.

    Датой изобретения фотографии является 1839 год. Первыми фотографиями были дагеротипы – пластинки металла (или стекла), покрытые слоем серебра. Они выглядели не так, как современные снимки, а напоминали отражение в зеркале. В зависимости от наклона пластинки к источнику света при рассматривании дагеротип может выглядеть как позитив и как негатив. Это приводит к неудобству, позволяя видеть нормальный снимок только под определённым углом, но в то же время создаёт иллюзию реальности образа. Безусловно, они не могли храниться в альбоме или вывешиваться на стену, потому как, чтобы увидеть изображение, надо было их поворачивать, кроме того, пластинки были очень восприимчивы к свету. Поэтому в 1840-1860-е годы были очень популярные шкатулки, ларцы и картонные коробочки для хранения дагерротипов.

    Сама технология изготовления дагерротипов имела высокую стоимость, была трудозатратой – как со стороны фотографа, так и со стороны портретируемого, поэтому изображения в быту у населения представляли собой единичные экземпляры. Кстати, в коллекции музея-заповедника хранятся два дагеротипа, один из которых представлен в экспозиции историко-революционного музея.

Семейный портрет супружеской пары Ахаимовых – Василия Васильевича и Марии Александровны

Семейный портрет супружеской пары Ахаимовых – Василия Васильевича и Марии Александровны

    Изобретенная фотопечать на бумаге позволила не только удешевить фотопроцесс, но и расширить варианты показа и хранения снимков для населения. С середины 1850-х годов появились в большом количестве фоторамки, которые семейный портрет супружеской пары Ахаимовых различались по размерам фотопортретов: "кабинет" (16,3 х 10,7), "будуар" (22,0 х 14,0), "салон" (25,0 х 17,0). Фоторамки, предназначенные быть вещами на показ, изготовлялись из дерева, камня, кости, металла и различались своей помпезностью. Услуга оформления фотографии в раму и сама рама очень часто предоставлялись в фотографических мастерских и салонах.

    В большом количестве в фондах Нижнетагильского музея-заповедника представлены деревянные рамы с фотопортретами под стеклом. Фотографические бланки "Cabinet" оформлены в рамки классического вида из выпуклого багета темных оттенков без узоров. Тому пример – семейный портрет супружеской пары Ахаимовых в деревянной рамке. В музей эта фотография поступила от краеведа А.Ф. Кожевникова. Фотопортрет (16,3 х 10,7), выполненный в 1891 году, представляет изображение сидящего на стуле мужчины в темном сюртучном костюме и рядом стоящую женщину в "парочке" темного цвета (так назывался костюм из блузки и юбки из одинаковой ткани), со светлым платком на голове. На заднем плане художественная декорация гостиной. Фотография заказывалась в салоне С.А. Александрова Нижнетагильского горнозаводского поселка и была преподнесена в дар близким друзьям семьи, о чем свидетельствует дарственная надпись чернилами на обороте фирменного бланка. Фамилию друзей, к сожалению, пока установить не удалось. В дарственной надписи указаны только имя и отчество "Ивану Алексеевичу и Евгении Александровне". Сверху на обороте рамы имеются следы от металлического крепления на стену, в настоящее время утраченного. Семья Ахаимовых была известна в горнозаводском поселке. Василий Васильевич Ахаимов, являясь выпускником фельдшерской школы П.В. Рудановского при Нижнетагильском заводском госпитале, 36 лет проработал фельдшером вместе с П.В. Кузнецким в земской больнице. Мария Александровна несколько лет занималась преподаванием, а в 1910-х годах и до революции владела книжным и писчебумажным магазинами на улице Александровской.

    Деревянные настенные рамы под портреты изготовляли из багета классического профиля, украшенного резным рисунком. Дерево использовали как основу для гипсовых художественных рельефов, покрывая золотистой или черной краской. Единственным в коллекции музея-заповедника парадным портретом (82,0 х 52,0) в золоченой раме под стеклом является фотография А.Н. Кузнецова, управляющего Кушвинским металлургическим заводом (1899-1909 гг.) и помощника Горного начальника Гороблагодатского округа. Портрет Александра Николаевича, выполненный в начале ХХ века, представляет погрудное изображение с разворотом 1/4 влево. В технологии печати применено виньетирование в форме овала. Дополнительно в виде внутреннего овала с золотым обрезом оформлено паспарту. Чиновник изображен в парадном мундире горного ведомства с наградами.

    К моменту своей деятельности в качестве управляющего на Кушвинском металлургическом заводе Андрей Николаевич стал инициатором и успешно провел реконструкцию Баранчинского завода. Как отмечает исследователь, кандидат архитектуры, О.А. Шипицина, "круг интересов А.Н. Кузнецова был разнообразен. В 1900 году он представил описание рудников и металлургических заводов Урала на Всемирную выставку в Париже. Его работа была отмечена серебряной медалью. С 1891 года Кузнецов являлся членом Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), где заведовал отделом истории уральской промышленности. В 1923 году Кузнецов основал на Урале Отделение ассоциации изобретателей для помощи рабочему изобретательству. Он сам имел несколько изобретений, в частности, авторское свидетельство на изобретение сепаратора для обогащения асбеста". По окончании службы на Кушвинском заводе Александр Николаевич передал свой портрет с дарственной чернильной надписью "На добрую память" смотрителю завода Степану Григорьевичу Осинцеву в память о совместной работе. Фотография много лет бытовала в семье Осинцевых. В 2005 году родственники передали документы с частью фотоархива Степана Григорьевича в музей.

Семейный портрет супружеской пары Ахаимовых – Василия Васильевича и Марии Александровны

    Уникальные по своему исполнению фоторамки из металла конца XIX и начала ХХ веков хранятся в фондах Нижнетагильского музея-заповедника. Портрет дочери главного лесничего Нижнетагильского округа Инны Кругляшовой был передан в музей в 1979 году вместе с бытовыми предметами семьи. Портрет (15,0 х 11,0) поступил смонтированным под стекло в будуарную рамку из латуни, украшенную по периметру овальными гранеными бусинами в виде бутонов. Внизу бусинами выполнен цветок с восемью лепестками. К сожалению, большая часть бусин на момент поступления в музей оказалась утраченной. На портрете погрудное изображение молодой миловидной женщины в нарядном платье. Фотография выполнена в конце 1890-х годов в Санкт-Петербургском салоне А. Бенкина на Невском проспекте, 63. В тот момент барышня Кругляшова оканчивала обучение в институте благородных девиц. Жизненный путь Инны был недолгим. Она скончалась в 25-летнем возрасте от саркомы и не стала свидетельницей революционных событий в стране. Лишь её портрет в раме пережил столетие.

    Среди металлических изделий в коллекции музея-заповедника особое место занимают литые настольные рамки для фотографий, пользующиеся популярностью в конце XIX века. Это чугунные рамки художественного литья с клеймами Каслинского завода, либо без заводских клейм. В 2003 году в музей была передана настольная литая рамка для фотографии (10,3 х 6,2) с предметами, бытовавшими в семье тагильского купца Всехвальнова в конце XIX века. Рамка выполнена в русском стиле и представлена в виде, переплетенных между собой, древесных прутьев. Прутья оплетены цветами со множеством узких лепестков и нераскрытыми бутонами. На обороте по бокам имеются держатели для фото и вертикальная стойка. Цвет рамки, как у всех литых изделий, черный – "голландская сажа". К сожалению, нет данных о том, какая фотография выставлялась в данной раме.

    Сейчас, когда фотография стала общедоступной, когда благодаря развитию цифровых технологий фотографом может стать каждый от 3 до 100 лет, индустрия фотографических аксессуаров расцвела пышным цветом. Можно найти рамки и настенные, и настольные, и из разных материалов, и "под старину", и электронные...

    Но непередаваемую прелесть имеют старые пожелтевшие музейные фотографии в старинных рамках...

Дарья СИМОНОВА, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника

    Фото Ольги ПЕТЕЛИНОЙ.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №9(239) от 10.03.2016.

 

Главная страница