Из гардероба моей прабабушки

    В 2014-2015 гг. в фонды Нижнетагильского музея-заповедника поступила коллекция одежды, принадлежавшая Пелагее Михайловне Осинцевой (в девичестве Лядовой, по другим данным – Лобовой). Модельные платья, костюмы-парочки, блузы, юбки, корсеты – все они могут послужить украшением любой музейной выставки. Стильные фасоны, разнообразная отделка, качественный материал, оригинальные пуговицы теперь могут быть представлены на обозрение посетителей музея. Любопытно, что в большинстве своем это одежда неярких, неброских цветов – серого, коричневого, кремового, горчичного. Именно так одевались жены уральских заводских служащих в XIX веке, как настоящие леди: "скромненько, но со вкусом".

    Пелагея Михайловна (21 октября 1862 – 12 ноября 1947), дочь Михаила Еремеева Лобова, сельского обывателя Верхнетуринского завода – моя прабабушка. Она вышла замуж 20 января 1885 года за Степана Григорьевича Осинцева (28 декабря 1860 – 20 марта 1933), сельского обывателя Кушвинского завода. У них было восемь детей: Татиана, Агриппина, Михаил, Петр, Николай, Алевтина, Варвара, Анна.

    Моя бабушка Анна Степановна Осинцева (7 августа 1893 – 12 декабря 1977) окончила с золотой медалью Кушвинскую гимназию, в том числе и специальный педагогический класс, где готовили будущих учительниц; талантливо выступала на любительской сцене, и ей прочили будущее артистки Императорских театров. Анна Степановна служила преподавательницей Кушвинской гимназии.

    В 1922 году Анна Степановна вышла замуж за моего деда Ивана Алексеевича Комшилова (13 мая 1883 – 4 июня 1969), участника трех революций, почетного гражданина города Кушва, который оставил глубокий и очень добрый след в истории Нижнего Тагила. Он был и первым заведующим отделом здравоохранения Нижнего Тагила, и первым его главным архитектором, управлял делами Окружного исполкома, работал начальником "Тагилпроекта", участвовал в создании первого генерального плана города.

Пелагея Михайловна Осинцева. Начало XX в.

Пелагея Михайловна Осинцева. Начало XX в.

коллекция одежды, принадлежавшая Пелагее Михайловне Осинцевой

    За многие годы трудовой деятельности И.А. Комшилов был награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, медалями, многочисленными грамотами. Член ВКП (б) с апреля 1920 года, Иван Алексеевич имел единственное партвзыскание с условным исключением из партии, которое было вынесено ему за совершение церковного брака.

    Моя бабушка поставила моему деду условие – венчание в церкви. И он, не испугавшись испортить карьеру или еще более опасных последствий, венчался с ней 30 октября 1922 года в Екатеринбурге.

    Дед был прекрасным семьянином – вместе с моей бабушкой Анной Степановной, награжденной орденом "Материнская слава", он воспитал восемь детей и всем дал высшее образование. Отношения между супругами были поистине образцовыми – до конца жизни он называл свою Анну Степановну "Анечкой", а она его – "Ванечкой", в семье царили любовь и уважение.

    До передачи в музей платья, костюмы-парочки и другие предметы одежды долгое время хранились у сестер Осинцевых – Алевтины Степановны (29 июля 1908 – 18 декабря 1991) и Варвары Степановны (17 декабря 1905 – 6 мая 1993). Это мои двоюродные бабушки (по отцу – В.И. Комшилову), которые проживали в Кушве. Алевтина Степановна работала бухгалтером, а Варвара Степановна – заслуженный учитель РСФСР, преподавала физику и математику в школе. Многие ученики называли ее своей любимой учительницей. В годы Великой Отечественной войны ее бывшие воспитанники писали ей письма с фронта.

    Коллекции одежды датируется второй половиной XIX – концом XIX веков. Ее украшением является костюм-парочка – так называется юбка и кофточка из одинаковой ткани, в данном случае – из шелковой василькового цвета. Кофта приталена, с длинным рукавом, по низу рукава – плиссированная манжета. Кофта застегивается на десять пуговиц, обтянутых тканью белого цвета. Горловина отделана кружевом белого цвета. Юбка с лифом – из хлопчатобумажной ткани белого цвета и на подкладке из такой же ткани, передняя часть юбки украшена горизонтальными складками. Сзади юбка сильно удлинена, а у талии присборена. Это говорит о том, что предусматривалось наличие турнюра. Турнюр (от фр. tournure – осанка, манера держаться) был модным в 1870-1880-х годах приспособлением в виде подушечки, которая подкладывалась дамами сзади под платье ниже талии для придания пышности фигуре. Также турнюр мог быть в виде сборчатой накладки, располагавшейся чуть ниже талии на заднем полотнище верхней части юбки, что формировало характерный силуэт с очень выпуклой нижней частью тела.

    В коллекции представлены еще несколько моделей женского костюма-парочки: из тафты темно-коричневого цвета, из шерсти коричневого и серого цветов. Костюмы-парочки имеют разнообразные фасоны и сшиты на швейной машинке. Такой вид женской одежды был очень популярен на Урале в конце XIX века.

коллекция одежды, принадлежавшая Пелагее Михайловне Осинцевой

коллекция одежды, принадлежавшая Пелагее Михайловне Осинцевой

коллекция одежды, принадлежавшая Пелагее Михайловне Осинцевой

    У костюма-парочки из тафты кофточка спереди украшена фигурной кокеткой с черным гипюровым кружевом. С изнанки ворота пришиты костяные пластинки для сохранения формы. Перед кофточки украшен вставками, на которые нашиты пуговицы, обтянутые той же тканью. Длинные рукава по краю оторочены черной кружевной тесьмой. Кофточка застегивается на кнопки, снизу – пояс на крючках. Длинная юбка сшита из клиньев и спереди по правому краю украшена по обеим сторонам деревянными пуговицами, обтянутыми черными шелковыми нитями.

    Кофточка от женского костюма-парочки из шерстяной ткани серого цвета имеет длинный рукав, пышный у основания и зауженный книзу. Эта модель имеет множество элементов, что говорит о вкусе, привередливости и достатке заказчицы.

    Подкладка кофточки, застегивающаяся впереди на пуговицы и сшитая из серой хлопчатобумажной ткани, играла роль нижнего белья. Из той же ткани сшита подкладка удлиненной юбки, имеющей по бокам и спереди по четыре встречных складки, украшенные накладными фигурными планками, отороченные тесьмой и закрепленные маленькими металлическими пуговицами серо-белого цвета.

    Юбка женского костюма-парочки из шерстяной ткани коричневого цвета – удлиненная, с односторонними складками по поясу. На поясе имеются костяные пластинки для сохранения формы. Низ юбки и пояс украшены ручной вышивкой. У кофточки длинные узкие рукава с фигурной манжетою, украшенной пуговицей, обтянутой материей. Спереди – гипюровая вставка телесного цвета. На спинке и на полочках спереди – фигурная кокетка. Край воротника, пройма рукавов и манжеты украшены ручной узелковой вышивкой. Застежки – металлические кнопки.

    Среди сданных предметов женского гардероба выделяются два женских корсета прекрасного качества. Оба сшиты из плотной ткани, один – светло-коричневого цвета, другой – светло-голубого. В верхней части корсеты украшены ажурным кружевом, светло-коричневый – белым с голубым, светло-голубой – только белым. Корсеты изготовлены фабричным способом с использованием китового уса. Застегиваются корсеты при помощи металлических петель сзади на шнуровке. С изнанки одного из корсетов прошита лента, на которой отпечатана надпись: "Manufakture B.H. de Bruxelles Baleine Garantie" ("Производство Б.Х. из Брюсселя Китовый ус Гарантия").

    Две женские блузы из шерсти красного и зеленого цвета сшиты на швейной машинке. У красной спереди полукругом имеется кокетка, украшенная буфами ручной работы. Буфы – это элемент отделки одежды, выполненный при помощи строчек, закрепляющих ткань в виде объемных сборок. Рукав – пышный, на манжете. Воротник-стойка, подкладка из серой хлопчатобумажной ткани с застежкой на пуговицах. У зеленой блузы воротник и манжеты отделаны кружевом белого цвета и шелковой лентой. Она украшена поясом и баской (широкая оборка, которая пришивается на уровне талии на юбке или платье) с закругленными краями, спереди – ассиметричная застежка (имитация) на пуговицах с бантиками из шелковой ленты. Пуговицы обтянуты материей.

    Среди предметов женской одежды есть и несколько юбок. Юбка из шерстяной ткани зеленого цвета слегка расклешена к подолу, нижняя часть украшена плиссированной оборкой. Вторая, горчичного цвета, возможно, от костюма-парочки, сшита из ткани с вытканными мелкими цветами.

    В коллекции есть даже женский жакет из шерсти кремового цвета. Он украшен спереди и на спинке фигурной кокеткой. На спинке по бокам и спереди на полочках – по четыре ряда застроченных защипов. Застежки – на пуговицах, воротник отложной. Край правого бортика оторочен тесьмой, подкладка из голубой хлопчатобумажной ткани. Рукав – длинный, пышный у основания и зауженный книзу, украшен тремя рядами застроченных защипов. Жакет тоже сшит на швейной машинке.

    Несомненно, этот комплекс женской одежды конца XIX – начала XX веков представляет большой интерес для исследователей истории одежды и украсит новые экспозиции и выставки музея-заповедника.

Татьяна СМИРНОВА, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника.

    Фото Ольги ПЕТЕЛИНОЙ.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №15(245) от 21.04.2016.

 

Главная страница