"Ты у меня всё! Твой Лёлюшка..."
В настоящее время Нижнетагильский музей-заповедник – одно из крупнейших музейных объединений Урала. Одиннадцать музеев разного профиля входят в него. Но самым первым филиалом тогда еще краеведческого музея стал мемориально-литературный музей А.П. Бондина.
Алексей Петрович Бондин (1882–1939 гг.) – один из первых писателей советского Урала, всей своей жизнью и творчеством тесно связанный с этим краем. Потомственный тагильский мастеровой, сын и внук плотинных смотрителей родом из демидовских крепостных, А.П. Бондин вошёл в литературу как писатель-рабочий, прошедший нелёгкую школу заводского труда и посему отлично знавший ремесло и быт рабочего Урала. Ему суждено было раннее сиротство, приют, с подросткового возраста – работа на демидовском заводе, затем инвалидность и скитания по Уралу и стране в поисках заработка.
Александра Самуиловна Бондина
Алексей Петрович стал первым членом Союза писателей СССР в Нижнем Тагиле. Именно он стоял у истоков литературной жизни в нашем городе, оказав немалое влияние на её развитие. Эта статья посвящена женщине, благодаря которой этот музей был создан, – супруге Алексея Петровича Александре Самуиловне Бондиной, которая после смерти мужа скрупулёзно собирала документы, личную и деловую переписку, фотографии, воспоминания, черновики, рукописи, опубликованные и неопубликованные произведения – всё, что касается личной и общественной жизни, творческой деятельности Алексея Петровича, и бережно это хранила.
После смерти писателя в их дом по-прежнему приходили его почитатели, литераторы, и всегда находили здесь самый теплый прием. Так дом Бондина стал музеем задолго до его официального признания таковым. Заслугу этой женщины переоценить невозможно. Кем же она была – муза и хранительница наследия Алексея Петровича? Они поженились в 1926 году, в довольно зрелом возрасте, ему было 43 года, ей – 32. У Александры Самуиловны Бондиной (1893-1976 гг.), тоже была нелегкая судьба.
Она родилась в Нижнем Тагиле в рабочей семье. После окончания начальной школы два года жила "в людях". С 1906 по 1907 годы училась в двухклассном Введенском училище. Потом два года самостоятельно готовилась к поступлению в гимназию. В 1910 году поступила в 5-й класс Павлово-Анатольской женской гимназии. В 1913-м окончила седьмой класс, а на следующий год – 8-й, педагогический. Назначение на должность учительницы получила в августе 1914 года в село Перминовское Екатеринбургского уезда Пермской губернии. С 1915 по 1917 год работала в одной из школ Режевского завода. С августа 1917 года по 19 апреля 1918 года училась на первом курсе литературного факультета Екатеринбургского учительского института. Учебу пришлось оставить из-за отсутствия средств.
В августе 1920 года вернулась в Нижний Тагил. С тех пор учительствовала в школах № 38,4, 6. Учительский стаж Александры Самуиловны составил 35 лет. С 1950-го по 1952 годы она трудилась библиотекарем в средней школе№ 26.
Для писателя эта маленькая и хрупкая на вид женщина была не только супругой и другом по жизни, но и музой. По воспоминаниям друзей семьи, Александра Самуиловна отличалась покладистым характером, была хорошей хозяйкой. А тот факт, что она имела педагогическое образование и работала учительницей, возможно, и сыграл определяющее значение. Алексей Петрович всю свою жизнь тянулся к знаниям, но возможности учиться из-за отсутствия денег не было, он занимался самообразованием. Во многом ему помогала его муза – Александра Самуиловна.
Музей А.П. Бондина
В силу своей литературной деятельности Алексей Петрович часто бывал в командировках, а когда здоровье стало серьёзно подводить, ему приходилось много ездить по различным исследовательским мединститутам и санаториям. Но в каком бы уголке нашей необъятной страны он ни оказывался, всегда писал трогательные, полные заботы, письма своей обожаемой жене. "Здравствуй, дорогая Шуренька! Как твоё здоровье? Даёшь ли ты себе отдых?… Очень понравилось пальто трикотажное для тебя, и думаю, всё-таки куплю. Ругайся – не ругайся. Ты у меня всё!!! И не волнуйся, как-нибудь выкрутимся… Будь здорова, моя дорогая! Крепко жму руку и целую тебя. Твой Лёлюшка". Удивительные письма, удивительные отношения! Сейчас, к сожалению, такое редкость.
Дома супруги называли друг друга по имени, но на тагильский манер – Шурша, Шуршенька и Лёльша, Лёльшенька. При друзьях – по отчеству, при незнакомых людях – по имени и отчеству. Такие взаимоотношения характерны скорее для дворянских семей. Но чета Бондиных имела пролетарское происхождение, как говорили в то время. И всё же они были рабочими-интеллигентами, как бы парадоксально, противоречиво это ни звучало. Это подтверждают и обстановка мемориальной части музея, и воспоминания друзей и знакомых, и личная переписка супругов.
Александра Самуиловна относилась к числу немногих женщин той поры, которые активно участвовали в жизни своих мужей. Нельзя сказать, что она была ему нянькой, скорее – крепкой опорой. Благодаря ей в семье царила такая лёгкая, притягательная атмосфера, что людям не хотелось покидать этот небольшой дом на берегу пруда. У Бондиных всегда было много гостей. И после смерти писателя люди по старой памяти всё приходили и приходили, так постепенно квартира превратилась в музей.
В 1950-е годы Александра Самуиловна всецело занялась приведением в порядок всего литературного архива писателя. Когда А. С. Бондина и её сестра получили благоустроенную квартиру, в их доме по улице. Красноармейской, 8 открылся мемориально-литературный музей писателя – филиал Нижнетагильского краеведческого музея. Это произошло 23 ноября 1959 года. Аура гостеприимства и доброжелательности сохраняется здесь и сегодня. Если вы хоть раз были в музее А. П. Бондина, вам непременно захочется зайти сюда ещё раз, и окунуться в эту необыкновенную атмосферу, ощутить чувство покоя и вместе с тем воодушевления.
Наталья МАЛЯТИНА, заведующая мемориально-литературным музеем А.П. Бондина.
Литература: Газета "Тагильский вариант" №39(269) от 03.11.2016