1960-е: коллектив музея и его помощники

    17 сентября 2016 года исполнилось бы 90 лет Татьяне Константиновне Гуськовой

    6 сентября 2016 года она ушла из жизни. Почетный гражданин Нижнего Тагила, замечательный ученый-исследователь, доктор исторических наук, она внесла большой вклад в изучение истории родного края, комплектование музейных коллекций и подготовку кадров учителей школ. Об этом свидетельствуют её награды – звания "Почетный гражданин Нижнего Тагила", "Отличник народного просвещения", "Почетный работник высшего профессионального образования РФ", медаль имени Н. К. Чупина "За вклад и изучение истории Урала".

Н.М. Грюнер и Т.К. Гуськова. 1960 г.

Н.М. Грюнер и Т.К. Гуськова. 1960 г

    Т.К. Гуськова – автором многих публикаций и книг. Одна из последних её работ – это большая статья "Нижнетагильский краеведческий музей. 1950-1960-е годы" для книги "Хранители исторического наследия. Статьи и воспоминания сотрудников Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал" (2013 год.) Татьяна Константиновна очень дорожила этой работой, так как в 1956-1969 гг. трудилась в Нижнетагильском краеведческом музее и считала этот период одним из самых счастливых и плодотворных в своей жизни. Она часто с удовольствием и огромным уважением вспоминала тех, с кем пришлось работать в музее. Книжная статья довольно объемная, в ней проводится анализ деятельности музея по всем направлениям. Мы же предлагаем читателю небольшую её часть, где Татьяна Константиновна Гуськова рассказывает о сотрудниках и краеведах той поры.

Е.В. Боташева и А.Ф. Кожевников

Е.В. Боташева и А.Ф. Кожевников

    Период 1950-60-х годов имел огромное значение в истории Тагильского музея, в становлении его не только как культурно-просветительного учреждения, но и научного центра изучения местного края.

    Несмотря на трудности и противоречия государственной политики в музейном строительстве, коллектив Нижнетагильского музея сумел взять правильное направление в своей многообразной, как и у всех провинциальных краеведческих музеев, деятельности, положив в основу как собирательской, так и экспозиционной работы, научной подход.

П.Э. Рикерт

П.Э. Рикерт

    Следует отметить, что состав сотрудников в 1950-е годы сильно менялся: в музей пришли люди с высшим образованием и специалисты, нередко имеющие опыт научной работы. Среди них была молодежь, незнакомая с музейным делом, но заинтересовавшаяся и затем и увлекшаяся им (А.С. Аксенова, Т.К. Гуськова, Ф.М. Попова). Активно и с интересом работали люди с большим жизненным опытом, которые впоследствии стали подлинными мастерами музейного дела и выдвигались на руководящие должности. Как у всех талантливых людей, у каждого из них проявились незаурядные способности и склонности. У А.П. Агеевой - талант организатора, А.С. Аксеновой, Т. К. Гуськовой – интерес к научным исследованиям, у Л.П. Лепо и Н.И. Цыпушкиной – умение наладить контакты с людьми, убедить и заразить своим энтузиазмом, что очень пригодилось в собирательской работе. Свой и весьма важный вклад в работу музея внесли также разносторонне талантливые люди, преданные своему делу, такие, как В.К. Рудый и Е.В. Боташева. Огромным уважением пользовались в коллективе ведущие ученые-специалисты, работавшие в 1950-60-е годы, – археолог О.Н. Бадер, Н.И. Кипарисова, А.И. Россадович и биолог Н.М. Грюнер. Именно они принесли в музей большую науку, сделав её основой собирательской и экспозиционной работы музейщиков.

    Профессионалы в самом высоком смысле этого слова, влюбленные в свою науку и в то же время широко образованные люди, мужественно преодолевшие не только обычные каждодневные трудности, но и трагические превратности судьбы (большинство их них были из репрессированных), эти люди служили примером для своих сослуживцев.

В.К. Рудый

В.К. Рудый

    Так, Наталья Максовна Грюнер – ботаник-генетик по своей основной профессии, пришла в музей из закрытого в 1950 году Висимского заповедника. С целью изучения особенности природы Тагильского края она почти каждый день, несмотря ни на какую погоду, с рюкзаком за плечами и гербарной папкой уходила в поиске материалов для экспозиции. Собирая гербарий для музея, она вела несколько научных тем, работала над созданием новой экспозиции в отделе природы. Именно она стала автором первого научного перспективного плана развития отдела. Обладая тонким художественным вкусом, она руководила художниками, работавшими над оформлением отдела (в том числе созданием ландшафтных диорам). Общение с такими людьми, как Н. М. Грюнер, О. Н. Бадер, А. И. Россадович, повышало научный и общий уровень развития музея. В то же время оно способствовало созданию замечательного морального и духовного климата в музейном коллективе в целом.

    Самоотверженно, с полной отдачей и сознанием долга трудился вместе с научными сотрудниками технический персонал.

    Но, безусловно, самым главным человеком в музе, подлинной душой дружного коллектива была директор Анна Акимовна Саматова, проработавшая здесь более 30 лет. Она окончила биологическое отделение Учительского института и проработала несколько лет на ниве народного образования. Но сотрудники музея всегда удивлялись широте её интересов – касалось ли это истории или ботаники, археологии или географии. Работавшие в музее художники поражались её интуиции и художественному вкусу. Анна Акимовна хорошо понимала необходимость коренной перестройки на научной основе всей работы музея и нередко сама активно включалась в неё (особенно в отделе природы). Знакомясь с широко задуманными планами и предложениями научных сотрудников, она не только быстро улавливала в них главное и необходимое, но и всячески старалась помочь в их реализации.

    Но, конечно, самое главное её качество, за которое её любили и уважали сотрудники музея, это была её доброта.

    Музейцы обращались к ней со всеми горестями и радостями. И неизменно находили не просто поддержку и сочувствие, но и теплое материнское слово, и мудрый совет. Она умела находить выход даже из самого сложного положения (будь то археологические раскопки, нехватка средств на командировку или намерение поступить в аспирантуру).

    Именно Анна Акимовна на свой страх и риск (будучи членом партии и бессменным депутатом Горсовета) приютила в музее репрессированных ученых.

А.А. Саматова

А.А. Саматова

    Благодаря таким людям, как А.А. Саматова, вокруг Тагильского музея образовался тесный круг его верных друзей – внештатных музейных сотрудников, среди которых были очень разные люди. Например, минеролог и химик П.Э. Рикерт, в прошлом профессор Берлинского университета, геолог, зачинатель туризма в Тагиле; В.П. Панкратова, инженер-металлург; Н.С. Боташев; Т.Ф. Щелупинин, участник Гражданской войны, и многие другие. Всех их объединяла любовь к родному краю и стремление помочь тем, кто его изучает. Все это были замечательные люди. Но наиболее близким музею был, конечно, Иван Абрамович Орлов, потомственный рабочий-горняк, а затем механик Высокогорского рудника. Он был поистине мастер на все руки: отлично разбирался в старых механизмах, вообще в старой технике. Как охотник, исходил все лесные и горные дороги и тропы тагильского края. Обладая удивительный памятью, до мельчайших подробностей знал прошлое Тагила – особенно культуру и быт рабочих. "Врожденным этнографом" называли его участники экспедиции Института этнографии, которым он активно и совершенно бескорыстно помогал.

    Для работников Тагильского музея Иван Абрамович был "ходячей энциклопедией", всегда готовой дать справку по любому краеведческому вопросу, а также верным и умелым помощником во всех музейных делах. Иван Абрамович почти никогда не приходил в музей без подарка. Он передал туда огромное количество самых разнообразных и большей частью интересных и ценных экспонатов. Он познакомил музейцев со многими интересные людьми, которые с его легкой руки сами становились краеведами.

И.А. Орлов

И.А. Орлов

    Настоящим краеведческим подвигом Ивана Абрамовича можно считать восстановление истории подносного промысла в Нижнем Тагиле. Он не только нашел старых мастеров, знавших подносное дело, но и с их помощью составил альбом образцов традиционной тагильской росписи. Эти материалы были использованы специалистами, восстановившими этот старинный народный промысел и забытую традицию художественной росписи по металлу. Иван Абрамович и сам был не чужд искусству: занимался резьбой по дереву, рисовал маслом картины на исторические темы, любил и умел фотографировать старый и новый Тагил и своих земляков – тагильчан, а также памятники истории и природы. Подаренные им музею тематические фотоальбомы представляют большую историческую ценность, составленные им многочисленные заметки на краеведческие темы постоянно появлялись в местной печати, неизменно вызывали интерес читателя. А еще Иван Абрамович помогал библиотеке музея, переплетая и подклеивая старые книги, участвовал в экспедициях музейщиков и археологических раскопках. Был активным членом клуба краеведов и участвовал в организации одного из первых в городе общественных музеев – музея горняков ВЖР.

    Много сделал для музея еще один краевед из числа тагильских старожилов – Александр Федулович Кожевников. Не получивший даже среднего образования, он с молодости увлекся самообразованием, коллекционированием и фотографией. Интересовался историей и являлся большим патриотом Тагила. В 1920-е годы был членом Тагильского общества изучения местного края (ТОИМК). Он передал музею немало ценных экспонатов – в том числе документов и фотоальбомов, посвященных истории Тагила и его памятникам. Он написал интересные воспоминания о первом народном театре, а также исторические справки, касающиеся памятников культуры Тагила, его религиозной жизни и истории революционного движения.

    Бесценной была систематическая помощь и высококвалифицированные консультации по минералогии и геологии профессора П.Э. Рикерта, который в 1950-60-е годы был фактически внештатным сотрудником музея. Человек энциклопедических знаний и большой европейской культуры, он оказал большое влияние на музейную молодежь, особенно на тех, кто стремился к большой науке.

    В числе друзей музея были художники: в первую очередь, такие, как М.В. Дистергефт, П.М. Бортнов, Е.В. Седухин. Они не только практически помогали сотрудникам музея в создании экспозиций и оформлении музейных залов, где находилось немало их произведений, но и участвовали в повседневной жизни музейного коллектива, разделяли его заботы и радости.

    Деятельность художников приобщала сотрудников к искусству, что способствовало повышению их общего культурного уровня. Наши художники были не только опытными профессионалами, но еще и незаурядными, талантливыми личностями. Они любили природу и литературу, увлекались музыкой. Сами играли на разных инструментах и даже сочиняли книги и стихи. Общение с ними вносило в будничную трудовую жизнь музейцев яркую, праздничную ноту.

    Годы совместной работы сотрудников музея и их многочисленных друзей и соратников, несмотря на различия положения, возраста и жизненных судеб, сплотили их и сделали единомышленниками и активными участниками реализации плана коренной перестройки музея. Всему этому, несомненно, способствовала выработка особого стиля работы музейного коллектива, создание особой творческой атмосферы, позволяющей преодолевать трудности

    В этом, вероятно, и заключается секрет больших достижений в тот период по всем направлениям музейной работы – научной, экспозиционной, собирательской и культурно-просветительской.

Публикацию подготовила Ольга ХАЛЯЕВА.

    Фото из собрания Нижнетагильского музея-заповедника

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №32(262) от 15.09.2016

 

Главная страница