Ab ovo: Музеум естественной истории и древностей
Нижнетагильский музей-заповедник, один из старейших в русской провинции, имеет давнюю историю. Начало складывания его коллекций уходит корнями еще в 1-ю четверть XVIII века, в эпоху создания горно-металлургической и военно-промышленной системы Урала.
Уже тогда Никитой и Акинфием Демидовыми было начато собрание раритетов, создававшихся по их повелению. Они отражали этапы освоения рудных месторождений, создания новых заводов и складывания горнорудной империи заводчиков. Обычно указывают на кунсткамерный характер той демидовской коллекции. Однако это не совсем так. Состав коллекции свидетельствует, что с самого начала ей был задан специфический горнозаводской характер. К тому же она несла ярко выраженный личностный отпечаток ее создателей и была заявлена как своеобразная демонстрация их достижений. Об этом свидетельствуют дошедшие до наших дней уникумы, и сейчас определяющие столь своеобразное, неповторимое лицо Нижнетагильского музея.
Портрет Павла Николаевича Демидова работы П. П. Веденецкого. Холст, масло. 1841 г.
Среди них: овальный стол весом в 420 килограммов, отлитый в 1715 году "из первой российской меди, отысканной... по грамотам великого государя и императора Петра Великого... горным комиссаром Никитою Демидовым", о чем повествует горделивая надпись, выгравированная на его столешнице; рудная пирамида, "содействованная ноября 14 дня 1728 года" уральскими мастерами по образцу вывезенной "господином дворянином Акинфием Демидовым" из Саксонии и отразившая состав тридцати восьми месторождений в его уральских и алтайских владениях; чугунная плита-летопись 1725 года с текстом петровского указа о строительстве Нижнетагильского завода.
В 1836 году Павел Николаевич Демидов, почетный член Императорской Академии наук, Российской Академии, Московского и Харьковского университетов, а также Вольного экономического общества, учредивший в 1831 году первую российскую академическую премию "к преуспеянию наук, словесности и промышленности в своем Отечестве", направил Совету управляющих Нижнетагильского округа инструкцию о создании "Музеума искусств".
Это распоряжение заводовладельца несколько опередило подготовку общероссийского плана Губернских выставок 1837 года и, в частности, Губернской выставки в Перми, куда управлению заводов надлежало отправить часть "естественных произведений, равно изделий и образцов фабричной, заводской, ремесленной и всякого другого рода местной промышленности".
Однако пермской выставке предстояло стать отнюдь не единственным важным событием 1837 года. Ожидалось, что во время своего путешествия по России наследник престола цесаревич Александр в сопровождении большой свиты "соизволит удостоить посещением своим завод Нижнетагильский". А посему следовало и на месте "озаботиться, чтобы вполне собраны были и расположены в систематическом наилучшем порядке планы, чертежи и модели заводскому механизму, планы рудничные, и буде есть, минералогический кабинет и библиотека... на случай, если высокий путешественник соизволит обратить на них свое любопытство".
Подготовка этой заводской выставки, именуемой в документах также "Выставкой местных изделий" или "Выставкой изделий и моделей местных мастеров", была возложена заводоуправлением на приказчика Федора Андреевича Шептаева и преподавателя Демидовского технического училища Аммоса Алексеевича Черепанова, родственника знаменитых конструкторов паровых машин.
Стол из первой промышленной меди, выплавленной в России. 1715 г.
Рудная горка с образцами медных и железных руд из месторождений, принадлежащих А.Н. Демидову. Медь. 1728 г.
К приезду наследника 28 мая 1837 года выставка была развернута в корпусе воздуходувной печи Выйского завода. Представленные на ней "модели заводских устройств", в частности, черепановских "золотопромышленных и раскатных", приводившихся в действие от моделей паровых машин, давали впечатляющее представление об уровне технических достижений на демидовских предприятиях. А впервые развернутая серия из двадцати четырех полотен, выполненных в 1835-1836 годах по заказу П. Н. Демидова В. Е. Раевым, П. А. и П. П. Веденецкими и живописующая виды заводов, рудников и поселков, создавала впечатляющую панораму одного их крупнейших горнозаводских хозяйств России. Нельзя с уверенностью сказать, экспонировались ли "местные изделия" постоянно, или выставка возобновлялась время от времени, по случаю посещения Нижнетагильска "высокими путешественниками". Так случилось, например, в 1845 году, накануне приезда в Нижнетагильск герцога М. Лейхтенбергского, когда распоряжение о восстановлении выставки поступило от Главного начальника горных заводов Уральского хребта, генерал-лейтенанта Глинки.
Но через три года после открытия выставки на Выйском заводе, в апреле 1840 года, заводовладелец поставил перед Советом управляющих задачу создания стационарного музея, должного отразить в своем собрании природные богатства Тагильского края.
Лица, стоявшие у колыбели тагильского Музеума естественной истории и древностей, – директор заводов П.Д. Данилов, управляющие по техническим и экономическим вопросам Ф.И. Швецов и Д.В. Белов, французский инженер-топограф Бержье, трудившийся в демидовском округе по контракту – обладали достаточными знаниями и опытом, чтобы возглавить начинание. Часто выезжавшие по делам заводов в Петербург и за границу, они, без сомнения, были знакомы с демидовской коллекцией. А, кроме того, не раз с интересом осматривали залы Кунсткамеры, открывшегося в 1825 году петербургского Горного музея и парижской Консерватории искусств и ремесел, где в исторической последовательности экспонировались наиболее замечательные машины и механизмы.
Первый вопрос, вставший перед основателями музея, – это создание коллекции уральских руд и минералов, прежде всего, тех, что добывались в Тагильском округе. По замыслу П.Н. Демидова, необходимо было параллельно сформировать две минералогические коллекции: для тагильского и парижского собраний. Рекомендации, данные им Совету директоров, были подробны и точны. Решено было уже весной и летом направить на полевые сборы экспедицию "из нескольких молодых людей".
Тогда же в должности первого хранителя музея был утвержден молодой служащий Николай Осипович Попов, прежде служивший личным секретарем при директоре заводов. В течение нескольких лет изучавший в Англии "химию, минералогию, металлургию и... железоделательное искусство", свободно владевший английским языком, Попов принадлежал к плеяде талантливых и обладавших широким кругозором крепостных интеллигентов.
В 1841 году "Музеум естественной истории и древностей", разместившийся в "лабораторном" флигеле Главного окружного заводоуправления, уже значился среди других производств и заведений заводского штата. С самого начала он был сформирован как своего рода научно-культурный центр, поскольку в его структуру, помимо естественнонаучных коллекций, входили: "заводская библиотека", "обсерватория метеорологических и магнитных наблюдений", "собрание планов, или топографический кабинет" и "исторический архив".
Отмеченные в "Описи" 1844 года "коллекция геогностических пород, находящихся в дачах Нижнетагильских заводов", насчитывавшая 48 штуфов; "гербарий, или коллекция растений, принадлежащих к разным классам" из 231 единицы хранения и "коллекция животных...и птиц" из 144 чучел были выстроены по систематическому принципу.
В музеум была передана и часть археологических находок, обнаруженных в результате раскопок 1837 года на древнем поселении у реки Полуденки. Эти раскопки, произведенные преподавателем Демидовского технического училища, корреспондентом Общества истории и древностей российских Иродионом Матвеевичем Рябовым, оцениваются современной археологической наукой как первые в России "настоящие" раскопки неолитического поселения.
С первых же лет существования музея в нем стала складываться и коллекция реликвий семейства Демидовых. Вскоре после смерти П. Н. Демидова, последовавшей в1841 году, Петербургская контора направила в музеум придворный егермейстерский мундир, треуголку и шпагу его основателя.
Музеум имел характер закрытого элитарного учреждения, недоступного широкой публике. С момента создания его задачи не ограничивались лишь собирательской и хранительской функциями. Одной из основных становилась исследовательская функция. Известны достаточно обширные научные контакты музеума. Например, с Российским Минералогическим обществом, почетным президентом которого долгие годы являлся Анатолий Николаевич Демидов, а одним из членов – стоявший у истоков создания музея выдающийся уральский инженер Фотий Ильич Швецов. С Флорентийским музеем, обратившимся к А. Н. Демидову с запросом о предоставлении коллекции уральских горных пород. Пулковской обсерваторией, куда регулярно передавались результаты исследований нижнетагильской обсерватории метеорологических и магнитных наблюдений. Параллельно они направлялись и в Париж, где ежегодно публиковались А. Н. Демидовым в издательстве J. Claye. А для одного из заседаний Французской Академии им был подготовлен доклад о деятельности обсерватории.
Именно Музеум естественной истории и древностей стал той основой, на которой впоследствии вырос музей-заповедник.
С. Клат, главный специалист Нижнетагильского музея-заповедника.
Литература: Газета "Тагильский вариант" №1(231) от 14.01.2016.