С акцентом на учебно-просветительскую функцию
1930-е годы стали временем бурного культурно-бытового строительства в Нижнем Тагиле – возводились многочисленные поселки: Центральный, Технический, Первая площадка, Вторая площадка; пошел первый трамвай от центра города до вокзала (1937 г.). В 1939-м открылись двери первого тагильского вуза – учительского института с тремя факультетами.
В это время в городе работали два техникума промышленного профиля (горно-металлургический и вагоностроительный), педагогический техникум и медицинское училище, насчитывалось 54 общеобразовательные школы. В 1938 году действовали: 21 клуб, 22 библиотеки, 12 киноустановок. Нижний Тагил превращался в крупный индустриальный социалистический город. В 1939-м в нем проживали 159,9 тыс. человек.
Во второй половине 1930-х годов преимущественное внимание в деятельности музеев уделялось просветительской работе, основным направлением которой стала работа со школой, развитие детского и юношеского туризма.
В это время музейное дело было окончательно поставлено государством себе на службу, полученные приказы (постановления партии и правительства) должны были беспрекословно выполняться. Музей стал одним из рупоров государственной политики, политико-пропагандистским центром. Акцент на учебно-просветительскую функцию с политической окраской и патриотизм в те годы был результатом политики партии и правительства в отношении музеев и музейного дела и явился отражением нового курса музееведческой науки конца 1930-х годов.
Выставка, посвященная 25-летию со дня смерти Д.Н. Мамина-Сибиряка. 1937 год.
Сотрудники Нижнетагильского музея краеведения внимательно следили за современным состоянием музееведения и внедряли в практику нововведения музейной науки. Они обучались на музейных курсах (заведующая отделом социалистического строительства А.П. Гоголина, Москва, 1940 г.), получали консультации по разработке научных тем и составлению тематико-экспозиционных планов в Свердловском областном музее, Государственном историческом музее, Государственном Московском Литературном музее, участвовали в семинарах музейных работников Свердловской области (директор музея А.А. Саматова и заведующая отделом А.П. Гоголина, 1940 г.)
Экспозиции Тагильского музея краеведения и библиотека музея с конца 1920-х гг. размещались в двухэтажном флигеле здания бывшего заводоуправления, где и сейчас находится историко-краеведческий музей. В 1934-1936 гг. директором музея являлась Надежда Тимофеевна Грушина, в 1937-1942 гг. – Анна Акимовна Саматова. Музейное движение в 1930-40-е гг. имело ряд проблем: скромное финансирование, небольшой штат работников. Накануне войны в коллективе музея числилось 14 человек: директор, три заведующих отделами, заведующая библиотекой, экскурсовод, счетовод, столяр, сторож-истопник и дежурные (смотрители).
В 1930-х демократические традиции просветительства начала XX века получили дальнейшее развитие. Повысилась значимость выполнения музеями социальной функции образования и воспитания, впервые к музеям стало предъявляться требование создания системы работы со школой. Перед ними были поставлены задачи: активно помогать школе в деле коммунистического воспитания учащихся, содействовать учащимся в освоении учебной программы, способствовать повышению наглядности и конкретности преподавания.
Для выполнения этих задач в Свердловской области в феврале 1936 года было объявлено соцсоревнование музеев на лучшую работу со школой. На призыв откликнулись только пять музеев – Пермский, Тагильский, Чердынский, Осинский и Кудымкарский. По условиям конкурса всем музеям Свердловской области в 1936-1937 годах предлагалось организовать школьные комиссии для организации работы со школами, разработать тематику школьных и внешкольных экскурсий, в качестве наглядного пособия для школ выделить из дублетного фонда музеев материалы и оборудование, организовать в музеях школьные комнаты для занятий учащихся под руководством педагогов и для внешкольной работы (лекций с диапозитивами и демонстрациями, работы кружков). Музеи, располагающие земельными участками, должны были организовать работу по "опытничеству, пропаганде новых технических культур и мичуринских методов в области плодово-ягодного хозяйства".
Согласно приказу по Наркомпросу РСФСР за № 956 от 19 сентября 1936 г. с 1 января 1937 года предоставлялся "бесплатный вход во все музеи НКП РСФСР и местных отделов народного образования организованным в группы школьникам, посещающим музеи в порядке учебной или внешкольной работы". Развернувшееся в области соревнование между районными музеями по работе со школой давало слабые результаты. Но тагильские музейщики были наиболее активны. При нашем музее в 1935 году была создана школьная комиссия, в нем – первом в Свердловской области – была открыта школьная комната, где строились выставки по тематике школьных программ, например, выставка-иллюстрация наглядных пособий по теме истории "Древний Египет, Ассирия и Вавилония" (октябрь 1936 г.).
Уголок тагильских мчуринцев. 1936 год
Тагильские музейщики работали в тесном контакте со школой – в соответствии с учебными программами разрабатывались тематические экскурсии, действовал кабинет наглядных пособий, где использовались экспонаты дублетного фонда. В музее работали кружки юных историков (руководитель – заведующая историческим отделом музея А. И. Калинина), юннатов (руководитель – заведующая биологическим отделом Е. П. Ожиганова), художественная студия (руководитель – заведующая художественным отделом Э. Н. Шорина, дипломированный художник и скульптор). Для учеников сельских школ в дни школьных каникул 1836 года сотрудниками музея была разработана пятидневная туристическая экскурсия по Нижнему Тагилу, велась работа с Домом колхозника. Рекламные письма-объявления о выставках и мероприятиях доставлялись непосредственно в колхозные школы. В 1936 году в музее были построены выставки – сельскохозяйственная, детского творчества и по туризму.
Нижнетагильский музей одним из первых в Свердловской области стал заниматься развитием детского и юношеского туризма. Научные сотрудники разрабатывали туристические маршруты, помогали в организации и принимали непосредственное участие в туристических походах и экскурсиях. В 1937 году к весенним каникулам учащихся была открыта выставка "Уголок школьника", посвященная Дню птиц, где представлены коллекции насекомых, чучела птиц и животных.
В результате большой работы победителем областного конкурса был признан Нижнетагильский районный музей краеведения. Свердловский областной краеведческий музей рекомендовал всем районным музеям брать пример с тагильчан и проводить аналогичные формы работ со школой.
Сотрудниками музея было разработано около 40 внемузейных экскурсий по городу и его окрестностям: "Первые поселения, первые заводы, новые заводы" (Нижний Тагил и Лысая гора (сейчас Лисья гора), "Колонизация Сибири русскими" (Медведь-Камень), "Поселения в крае за 3000 лет до нас" (Горбуновский торфяник), "Места жертвоприношений аборигенов края, а также место конспиративных собраний рабочих до революции" (Голый камень), "История интервенции и Гражданской войны" (могилы защитников Тагила, павших при движении на запад Колчака и чехов), "История первых поселений" (улицы Вогульская, Патракова, Плешкова), "Провиантский магазин XVIII в. Крепостная тюрьма. Здание Горсовета. II Сов. больница" (исторические архитектурные памятники города), "Падение пластов Земли" (Красный камень), "Долина реки" (река Вязовка), "Рельеф местности" (Лысая гора), "Устройство автомобилей, магнетта" (ремонтная мастерская на ул. Ленина, 3, при гараже), "Спасательная станция, водолазный костюм" (ОСВОД, ул. Первомайская, на берегу пруда), "Устройство паровоза" (Депо железной дороги), "Сосновый бор", "Смешанный лес", "Растения луга", "Цветы, их связь с насекомыми", "Водные растения и животные", "Грибы, ягоды" (Парк культуры и отдыха), "Заболачивание, образование торфа", "Засухоустойчивая растительность", "Насекомоядные растения" (торфяное болото); "Приготовление древесины" (лесопильный завод на Волчевке по узкоколейке), "Росписка подносов" (мастерская росписки подносов), "Изготовление мебели" (мебельная мастерская, угол Газетной и IIIй Комсомольской), "Осмотр двух Ново-Тагильских домен. Переработка руды на чугун" (Федорина гора), "Применение железа для выработки ковшей, подносов" (кустарные мастерские), "Животноводство. Тагильский и голландский скот" (Зональная – животноводческий совхоз), "Пчелы, скот, посевы (показательный)" (колхоз "Победа", Балакино), "Зерновое хозяйство" (госсортучасток "Заветы Ильича" за Покровкой), осмотр теплиц на Муриной мельнице Совхоза № 1, "Овощи и парники. Открытый и закрытый грунт" (овощной совхоз под Красным Камнем и под Елизаровой горой), "Растениеводство" ("Подсобное", остановка трамвая на УВЗ.), "Зерновое хозяйство – участник В.С.Х.В. 1940-1941 гг." (совхоз "Тагил" до ст. Салка поездом, а потом 3 км пешком). В список была включена и обзорная экскурсия по музею краеведения, в ходе которой экскурсанты знакомились с экспозициями отделов природы, истории, соцстроительства и художественного отдела.
Тематика экскурсий была разнообразнейшая, причем не пропагандистского толка, а познавательного и учебного характера, знакомство с различными производствами и сельхозработами было необходимо подросткам для выбора будущей профессии. Огромное количество внемузейных экскурсий можно рассматривать как плюс с точки зрения изучения истории города и его окрестностей непосредственно на месте событий, углубления краеведческих знаний, развития пространственного мышления и физической подготовки у детей и взрослых. Определенный перекос в сторону внемузейных экскурсий в просветительской деятельности музея явился естественным результатом скудной краеведческой тематики музейных экскурсий в связи со смещением акцента в стационарной экспозиции исторического отдела в сторону общероссийской (общесоветской) истории в ущерб краеведению.
Военный уголок в краеведческом музее. 1938 год
5 ноября 1937 года в музее была открыта выставка к ХХ годовщине Октября. 18 января 1939-го было проведено первое собрание краеведов при библиотеке Нижнетагильского музея. Судя по документам второй половины 1930-х гг., доля антирелигиозной работы в общей просветительской работе музея была невелика.
Вторая половина 1930-х – это интереснейший и весьма важный период в истории советского музееведения, когда были заложены теоретические основы практически всех ныне существующих направлений и форм музейной деятельности, разработаны методы построения экспозиции. К сожалению, в музейных экспозициях второй половины 1930-х гг. преобладал показ общероссийской истории на копийном, иллюстративном материале. Партийно-правительственные постановления о начальной и средней школе того времени стимулировали контакты школы и музея, указывали на необходимость повышения наглядности обучения, введения краеведческого материала, но, с другой стороны, они ставили деятельность музеев в прямую зависимость от задач школы. Сформировалась концепция "музея-учебника", призванного служить лишь иллюстрацией к школьной программе. Взаимодействие школы и музея стало приобретать характер подчинения музеев учебно-воспитательному процессу, что определило их сотрудничество на последующие десятилетия.
Татьяна СМИРНОВА, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал"
Литература: Газета "Тагильский вариант" №30(260) от 01.09.2016