Навигатор военной поры

    Интересный предмет принес в музей Николай Антонович Кравец, педагог дополнительного образования Городской станции юных техников. Это – ветрочет.

    Из книг нам удалось узнать о его предназначении. Во-первых, это планшет для определения направления и скорости истинного ветра на движущемся судне; во-вторых, авиационный прибор для расчета в полете некоторых элементов навигационного треугольника скоростей (путевой скорости, угла сноса) по известному ветру и воздушной скорости. Ветрочет применялся в основном на летательных аппаратах, не имеющих автоматизированных бортовых навигационных систем во времена Второй мировой войны. Как и любой другой технический прибор, ветрочет имеет свою историю.

    Первые навигационные линейки были применены еще в середине восемнадцатого века на флоте. В 1920 году в Англии появилась цилиндрическая линейка Бигрейва, которая намного больше, но и намного точнее. В 1927 году штурман ВВС Черноморского флота А. С. Попов предложил первый отечественный вариант, приспособленный именно для авиации. Ну, а в 1936-м Далтон сделал то, что сейчас известно как прибор "E-6B", объединив круглую навигационную линейку и ветрочет.

    Ветрочет и сегодня является необходимым и обязательным прибором для каждого внеаэродромного полета и должен находиться у каждого летчика-наблюдателя (штурмана), выполняя три задачи: расчет ветра по различным элементам полета, расчет элементов полета на земле и в воздухе, контроль полета.

Этот ветрочет принес в музей педагог дополнительного образования Городской станции юных техников Николай Антонович Кравец.

Этот ветрочет принес в музей педагог дополнительного образования Городской станции юных техников Николай Антонович Кравец.

    Он состоит из трех основных частей: алюминиевого сектора, азимутального круга, линейки скоростей. Алюминиевый сектор является основанием прибора, имеет шкалу сносов, нанесенную по его дуге вправо и влево от осевой линии, помеченной цифрой 0? и называющейся "курсовой чертой". Деления шкалы сносов нанесены в градусах до 35° в каждую сторону с оцифровкой через 10°; каждый пятый градус имеет более длинную черту.

    По осевой линии сектора имеется прорезь для передвижения азимутального круга, вдоль по оси и по бокам — две секционных прорези для облегчения и удобства вращения азимутального круга (особенно зимой в перчатках).

    Азимутальный круг также изготовляют из алюминия. Он движется вдоль прорези по курсовой черте сектора и закрепляется барашком (болтом), причем вращение круга остается свободным.

    Круг имеет на своем скошенном обрезе шкалу делений на 360°. Нумерованы только десятки градусов, например, 2 обозначает 20°; 26 обозначает 260° и т. д. Поверхность круга разделена на равноотстоящие концентрические круги, через каждые 10 км/час; круги нумерованы также в десятках километров, например, 4 обозначает 40 км/час.

    Целлулоидная прозрачная линейка скоростей вращается около вершины угла сектора и скользит другим своим концом, заключенным в металлическую оправу, по дуге сектора (шкале сносов).

    На шкале линейки нанесены в масштабе ветрочета скорости через 2 км/час, нумерованы только десятки километров, обозначенные более длинной чертой. При движении линейка скользит вплотную над поверхностью круга.

    Чтобы ветрочет был точным, его необходимо регулярно разбирать и прочищать.

    В современном мире вся авиационная техника проходит модернизацию. Но все равно решение ряда вопросов остается традиционным, то есть с помощью круглых приборов, линеек и стрелок. Для этого имеется несколько причин. Во-первых, у летчиков уже сформирован стереотип считывания информации. Во-вторых, только стрелочный прибор позволяет оценить тенденцию изменения того или иного параметра полета.

    Вот, что нам удалось выяснить об этом интересном предмете. Кто и когда пользовался им? В каком самолете он был установлен? На эти вопросы сотрудникам музея еще предстоит ответить.

Кристина МИХЕЕВА, научный сотрудник отдела фондов Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал".

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №10(193) от 19.03.2015.

 

Главная страница