По Нижнему Тагилу

    Нижнетагильский музей-заповедник "Горнозаводской Урал" – одним из крупнейших музейных объединений Урала , включающий десяток музеев разных направлений. Историко-краеведческий музей, музеи природы, техники, подносного промысла, музей-завод – это лишь небольшой перечень музеев, которые дают возможность познакомиться с богатейшей историей города. Каждый музей по-своему уникален.

Нижний Тагил

    Город Нижний Тагил Свердловской области расположен в 149 км к северу от Екатеринбурга, в предгорьях восточного склона Уральского хребта, примерно в 20 км от географической границы Европы и Азии, в долине реки Тагил, давшей более 290 лет назад имя городу и заводскому поселку.

    Нижний Тагил включен в список исторических городов Российской Федерации как один из старейших центров горнозаводского дела. История его неразрывно связана с историей династии крупнейших российских промышленников Демидовых. В начале XVIII в. стараниями Никиты и Акинфия Демидовых здесь сформировался крупнейший в Европе металлургический комплекс. В окрестностях горы Высокой они построили два завода: Выйский медеплавильный и Нижнетагильский чугуноплавильный и железоделательный. "Днем рождения" современного Нижнего Тагила считается дата начала работы Выйского завода – 8 (19) октября 1722 г.

    Строительство любого металлургического предприятия при отсутствии альтернативных источников энергии (не будем забывать, что это XVIII столетие!) начиналось с водяной запруды, и лишь затем за пределами построенного завода селились люди, образуя заводской поселок. Как и многие другие уральские заводские селения, Нижний Тагил, по выражению Д.Н. Мамина-Сибиряка, создавался отдельными "концами". Переселенцы сосредотачивались компактными группами, создавая такие своеобразные "районы" селения.

    Основу первых поселенцев Нижнетагильского завода составили старообрядцы из Нижегородской губернии, селившиеся в самой старой части нынешнего Тагила – поселке Ключи. Чуть позже начали прибывать крепостные из Тульской, Смоленской, Саратовской губерний. Они селились отдельно от кержаков, образуя еще один конец – "туляцкий" в районе Выи. К югу от горы Высокой раскинулось самое "молодое" селение – Гальянка, где расселились купленные Демидовыми черниговские и вятские крестьяне, занятые на окрестных золотоплатиновых приисках. На другой стороне пруда находилась четвертая часть заводского поселка – Заречье, или, как его еще называли, церковная часть, заселенная преимущественно купцами, казенными чиновниками, мещанами.

    Площадь у старого демидовского завода – историческое "сердце" города. Именно отсюда в первой четверти XVIII столетия начался современный Нижний Тагил. Уже в XVIII в. площадь превратилась в административно-культовый центр заводского поселка (статус города Нижний Тагил получит лишь через полтора века – в 1919 г.). В 1764–1777 гг. здесь был построен один из старейших храмов города – Входо-Иерусалимский собор, до наших дней, к сожалению, не сохранившийся. Теперь его место занимают корпуса Нижнетагильского торгово-экономического колледжа… Перед ним – сквер Рабочей молодежи с довольно оригинальным, одним из первых на Урале памятником "Ленин на земном шаре", установленным в 1925 г. До 20-х гг. XX в. на территории нынешнего сквера находился памятник Николаю Никитичу Демидову, установленный здесь еще в 1852 г.

    С конца 20-х гг. XIX в. в планировке и застройке заводского поселка приняли участие профессиональные архитекторы. Наряду с видными русскими (А.3. Комаров) и иностранными архитекторами, скульпторами, художниками, которых Демидовы приглашали в Нижний Тагил, в этом участвовали и крепостные мастера (А.П. Чеботарев и К.А. Луценко). В результате их деятельности в Нижнем Тагиле появляется целый комплекс зданий, выполненных в духе классицизма: заводской госпиталь (1828 г.), здание Управления заводами Нижнетагильского горного округа (1833 г.). Последнее и теперь украшает старинную площадь. Сегодня его занимает музейное объединение – Нижнетагильский музей-заповедник "Горнозаводской Урал". Примыкающее к нему слева классицистическое здание "лабораторного" флигеля было выстроено одновременно с главным зданием управления. Именно в нем в 1840 г. был открыт один из первых провинциальных музеев в России – "Музеум естественной истории и древностей". Чуть западнее, через плотину и реку Тагил, высятся домны старого завода, превращенного в музей истории развития техники черной металлургии под открытым небом с "живыми" экспонатами: цехами и оборудованием.

    До революции от предзаводской площади на восток шла главная улица поселка – Александровская (ныне проспект имени В.И. Ленина), получившая свое название после посещения Нижнего Тагила цесаревичем Александром Николаевичем (будущий император Александр II) в 1837 г. Улица эта была осью самой престижной части поселения, его делового и торгового центра: здесь располагались многочисленные особняки и магазины торговцев и промышленников. Большая часть их сохранилась до наших дней. Здесь же, на центральной улице, находились и два памятника, до нашего времени "не доживших", – это установленный в 1855 г. памятник А.Н. Карамзину, сыну знаменитого российского историографа, бывшему в 1849–1853 гг. управляющим горным округом, и величественный памятник царю-освободителю Александру II, освященный 19 февраля 1895 г., в день празднования годовщины отмены крепостного права. На месте последнего, кстати, в 2007 г. установили памятник Н.Н. Демидову.

    Проспект Ленина соединяет старую и новую части города. Если в начале проспекта встречается в основном дореволюционная застройка, то от Театральной площади с памятником отцу и сыну Черепановым – изобретателям первого русского паровоза – начинается уже современный город. На площади находится одно из красивейших зданий Тагила – драматический театр им. Д.Н. Мамина-Сибиряка, построенный в 1955 г. в духе роскошной сталинской архитектуры, с богатым декором и огромными скульптурами на монументальном портике.

    От площади у старого завода отходит еще одна из старинных улиц Тагила, практически полностью сохранившая свой первоначальный облик, – Уральская (ранее Старозаводская). Ее началом являются два старейших здания города – Верхние и Нижние провиантские склады. В свое время строились они с сугубо утилитарной целью как "хлебные магазейны", говоря же современным языком, – как склады для хранения провианта.

    Сейчас оба здания принадлежат музею-заповеднику. В Нижних провиантских складах сегодня располагается фондохранилище, в Верхних – Музей природы и охраны окружающей среды. Около здания Нижнего провиантского склада в 1985 г. была создана экспозиция горнозаводского оборудования XVIII–XX вв. В ее состав вошли ценные экспонаты, доставленные со старых уральских заводов: изложница, весы для взвешивания железной руды, гильотинные ножницы листопрокатного цеха, гидротурбина двухстороннего действия, ухват для загрузки металла в нагревательную печь, кузнечный горн, маховик листопрокатного стана и пр. В центре возвышается опоясанный массивной чугунной цепью монолит железной руды. Позднее экспозиция под открытым небом была дополнена выставкой современной прокатной продукции Нижнетагильского металлургического комбината – рельсами, колесами для железнодорожных вагонов, балками и швеллерами.

    Рядом с плотиной, на западной стороне пруда, находится Лисья гора. Она представляет собой поросший травой пологий холм со скальными выходами. В 1818 г. на ее вершине была построена сторожевая башня, выполняющая функцию пожарной каланчи. Сегодня это один из наиболее узнаваемых символов Нижнего Тагила. С вершины горы открывается прекрасный панорамный вид на город: в восточном направлении – центр, Скорбященский монастырь за прудом и, на дальнем плане, индустриальный пейзаж Нижнетагильского металлургического комбината; на западе – Свято-Троицкий собор, Высокогорский карьер, к юго-востоку – храм Александра Невского и Гальянка. Красивейшая церковь Александра Невского (1862– 1877), построенная, как сказано на чугунной плите, вмурованной в одну из ее стен, "в память освобождения крестьян от крепостной зависимости 19 февраля 1861 года", в псевдорусском стиле, занимает одно из высоких мест – Вересовую гору и видна практически из любой точки города, из-за чего складывается впечатление, что храм как бы "парит" над городом.

    Охватить в кратком очерке все достопримечательности и памятные места (мы затронули лишь самые известные), просто не представляется возможным. Этому придется посвятить целую книгу...

В. Демаков

Музей истории техники "Дом Черепановых"

    Перед нами предстало старинное здание XVIII в., строгое и лаконичное, находящееся и сегодня в отличном состоянии. Нахождение музея в памятнике архитектуры уже о многом говорит: это значительно повышает статус музея в глазах посетителей, а также позволяет сохранять здание в надлежащем состоянии, можно быть абсолютно уверенным, что его не снесут и не перестроят.

    На втором этаже располагается отдел, посвященный Е.А. и М.Е. Черепановым – отцу и сыну, создателям первых в Тагиле паровых машин и первого в России паровоза, а также другим крепостным умельцам Нижнего Тагила. Этот раздел наглядно продемонстрировал изобретательность уральского человека, способного конструировать как диковинные вещи, так и революционную для своего времени технику, так необходимую для улучшения производства на заводах и при добыче руды. В этом разделе история экспонатов тесно переплетена с нелегкой судьбой их создателей, которые были крепостными крестьянами – людьми, не имеющими личной свободы, но крепкие духом и с сильной волей.

    В музее хранятся старинные часы работы крепостного изобретателя Е.Г. Кузнецова-Жепинского, которые он изготовил в 1775 г. Данный механизм сложно назвать просто часами, так как показывают они не только время, но и положение солнца, фазы луны, месяц, число, год, имена святых, соответствующих каждому дню. Примечателен данный экспонат и тем, что в нем сконструирована миниатюрная фабрика, демонстрирующая работу кузнеца. Возможно, выбор данного сюжета не является случайностью: мастер сам был кузнецом и этим хотел запечатлеть и увековечить творческую, но сложную в физическом плане работу. Но это еще не всё: оказывается, Е. Г. Кузнецов-Жепинский не остановился на создании часового механизма и миниатюрного театра, ко всему вышеперечисленному он встроил в часы сложный музыкальный механизм, способный проигрывать несколько мелодий. Пожалуй, не в каждом музее можно увидеть что-то подобное. Помимо подлинных экспонатов, в музее представлены различные макеты, в том числе и знаменитого паровоза Е. А. и М. Е. Черепановых.

    В других разделах музея можно познакомиться с историей рода Демидовых, жизнь и судьба которого повлияла на развитие Нижнего Тагила, увидеть интерьер кабинета заводского служащего Нижнетагильских заводов первой половины XIX в. На первом этаже взорам открывается макет железной дороги невероятных размеров, способный полностью воспроизвести сложную систему функционирования поездов, их маневрирование во время движения.

    Музей истории техники богат уникальными коллекциями, музей расположен в старинной постройке XVIII в., в которой ранее проживала семья крепостных Черепановых, что говорит о мемориальности объекта, а значит и о его высокой культурной значимости.

    Сотрудниками музея расширяется экспозиционное пространство музея за счет земельного участка, прилегающего к "Дому Черепановых". Некогда это был небольшой усадебный парк, раскинувшийся вдоль берега Выйского пруда. Сейчас здесь высажены разнообразные породы деревьев, художниками-скульпторами созданы памятники, например, первого велосипеда и паровоза, фигуры Е.А. и М.Е. Черепановых. Директор музея вынашивает планы строительства настоящей детской железной дороги.

    "Чугунка". Первое название железной дороги в России – "чугунка". От строительства дорог с деревянными рельсами уже в 80-е гг. XVIII в. перешли к прокладке чугунных рельсов. Это и дало название новому виду транспорта. Деревянные лежни быстро изнашивались. Тогда для прочности их стали обивать листами железа. Даже с применением конной тяги такие дороги позволяли увеличить объем перевозимых грузов. А слово "конка" продолжало употребляться в публичной речи. Одна из первых в России железных дорог с чугунными рельсами длиной примерно 173,5 м была построена в 1788 г. на Александровском артиллерийском заводе в Петрозаводске под руководством талантливого инженера и организатора А.С. Ярцова. Эта дорога и была первой колейной дорогой, так как на ней уложены чугунные уголковые, или "колейные", рельсы (колея – расстояние между внутренними гранями рельсов). Вагонетки (уже тогда так назывались тележки) рабочие тянули по рельсам вручную. Следующим шагом в совершенствовании "чугунки" была прокладка дороги с конной тягой на Алтае. Сооруженная в 1809–1810 гг. П.К. Фроловым эта небольшой длины (около 2 км) дорога с чугунными рельсами на деревянных брусьях, прикрепленных к сваям, стала выдающимся достижением техники того времени. Новые рельсы, или "грифы", как называл их Фролов, имели выпуклую поверхность катания, по ширине которой в ободах колес вагонеток отливался направляющий желоб. А так как грязи набивалось на такие рельсы меньше, чем на уголковые, то сходов тележек с пути почти не случалось. Еще одна знаменитая "чугунка" приняла на свои рельсы первый русский паровоз. Эту "паровую" дорогу построили в Нижнем Тагиле в 1834 г. создатели паровоза Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы. Она служила для перевозки руды на Выйском заводе. Старинная "рудовозная" дорога составляла 754 м. Рельсы и рельсовые скрепления именовались чугунными вещами, а чугунную дорогу называли "колёсопроводом" или "чугунной колеёй". Впервые рельсы (англ. rail, от лат. regula -"прямая палка, брусок, планка") были изготовлены в Великобритании в 1767 г. Со второй половины XIX в. начали распространяться катаные стальные, которые производили на Путиловском заводе в Петербурге. Но слово "чугунка" употреблялось ещё долгие годы. Сохранилось оно и в первой юбилейной книжке "Чугунка" в возрасте 100 лет", которую выпустило Ленинградское рабочее издательство "Прибой" в 1925 г. в серии "Библиотека юного пролетария".

    Название "железная дорога" как буквальный перевод с французского (chemin de fer) стремительно вторгается в русский язык в начале XIX в. В просторечии же бытуют такие слова, как "железнярка", "железка". "Я работаю на железке!", – с гордостью произносил каждый железнодорожник.

А. Коткова

Музей быта и ремесел горнозаводского населения "Господский дом"

    Музей "Господский дом" располагается в памятнике архитектуры XIX в., двухэтажном каменном здании, выполненном в классическом стиле. В свое время особняк принадлежал семье Демидовых, первоначально здесь принимали важных гостей, которые приезжали в Нижний Тагил, а уже позднее дом стали использовать как казенную квартиру для администрации завода.

    В музее действуют постоянные экспозиции, посвященные традиционному народному ремеслу и промыслу, которые характерны для Нижне-Тагильского округа. Каждый предмет, представленный в экспозиции, интересен и стоит того, чтобы на него обратили внимание посетители. Акцентированы предметы с помощью современных технологий дизайна. В зале, где представлены предметы домашней утвари, к примеру, берестяные туеса и технология их изготовления, применяется сложная система экспонирования: в центре помещения расположен куб - витрина больших размеров, способный вращаться вокруг своей оси. Данный технический механизм имеет множество различных ячеек с дополнительной подсветкой, где и размещаются предметы. Основная часть экспозиции расположена в оригинальных витринах-"сотах" по всему периметру зала, также разделенных на множество ячеек. Эта система позволяет группировать предметы по видам, типам, направлениям. В других тематических разделах экспозиции можно познакомиться с реконструкцией мастерской, где изготавливали обувь, увидеть различные виды сундуков всех размеров и типов – данные разделы свидетельствуют о развитии различных видов ремесел в Нижнем Тагиле.

    Второй этаж музея связан с историей развития Нижнего Тагила – здесь развернуты экспозиции, посвященные зарождению и становлению города. Основой экспозиции стали старинные документы, фотографии, панно ручной работы, которое воспроизводит сюжет картины местного художника первой половины XIX в. И.Ф. Худоярова "Гулянье на Лисьей горе". Далее можно попасть в необычный зал, где экспонируются коллекция традиционного для Нижнего Тагила костюма. Необычен этот зал тем, что имеет форму туннеля с использованием большого количество стекла и зеркал, которые визуально увеличивают пространство – это создает определенную тайну в экспозиции, создается впечатление, что посетитель попадает во временной коллапс, где смещены ощущения времени и пространства, за счет зеркального отражения можно наглядно сравнить свою одежду и одежду старых времен, увидеть себя в интерьерной среде прошлого.

    Залы второго этажа воссоздают интерьеры гостиных различных социальных слоев населения Нижнего Тагила, начиная от гостиной управляющего округом и заканчивая реконструкцией комнаты зажиточного ремесленника. Данные залы позволяют сравнить быт, уклад и ценности различных слоев населения.

Нижнетагильский историко-краеведческий музей

    Нижнетагильский историко-краеведческий музей является центральным и, одновременно с этим, старейшим объектом музея-заповедника "Горнозаводской Урал". Это один из старейших музеев российской провинции, ведущий свою историю с 1840 г., когда, по распоряжению владельца горного округа, крупного мецената Павла Николаевича Демидова, в Нижнетагильском заводе был создан "Музеум естественной истории и древностей".

    Его созданию предшествовала заводская выставка, организованная к приезду на Тагильские заводы в 1837 г. наследника престола, будущего императора Александра II. Почти одновременно с ней было отдано распоряжение о создании "музеума искусств" при заводоуправлении. Позже он стал называться, как уже говорилось, "Музеум естественной истории и древностей". Именно под таким названием он упоминается в 1841 г. в графе приходов и расходов "Главной книги" Нижнетагильского заводоуправления.

    25 марта 1840 г. основатель музеума Павел Николаевич Демидов скончался в Майнце (Германия). Незадолго до этого он заказал свой портрет нижегородцу П.П. Веденецкому. Для завершения работы по написанию портрета дирекция петербургской конторы выслала в Нижний Новгород мундир, шляпу, шпагу и ордена покойного. Уже в начале 1841 г. эти предметы вместе с завершенным портретом поступили в Нижний Тагил, где стали одними из первых экспонатов музеума.

    Размещался музеум на втором этаже каменного флигеля заводского управления. В состав его входили: библиотека, обсерватория, архив, металлургическая, минералогическая, геологическая коллекции, а также предметы из собрания Демидовых. В описи имущества, принадлежащего Павлу и Анатолию Демидовым за 1844 г., среди прочего есть и подробное описание музея. Первыми в этой описи значатся: икона Божией матери, которой в 1702 г. благословлял Никиту Демидова и его сына архиерей Тобольский Димитрий, коллекция чучел животных (23) и птиц (121); гербарий (231 растение); коллекция геогностических пород, находящихся в дачах Нижнетагильских заводов (48 штуфов). "Музеум естественной истории и древностей" был закрытым учреждением, ставившим задачи комплектования, хранения и изучения коллекций, а также использования их в качестве учебных пособий для учащихся Демидовского Выйского технического училища.

    Формирование музейной коллекции в Нижнем Тагиле было тесно связано с собирательской деятельностью заводчиков Демидовых. Уже в описи имущества Акинфия Никитича Демидова (1678–1745), перешедшего после его смерти сыновьям, значатся картины, скульптуры, книги на русском и иностранном языках, образцы минералов и руд, собрание медалей и монет, а также обширная коллекция медной посуды. Крупными коллекционерами произведений искусства были и потомки Акинфия Никитича, однако основная часть их собраний хранилась в столичных и заграничных дворцах, но кое-что "перепадало" и господским домам в Нижнетагильском заводе.

    6 июля 1891 г., по распоряжению правления Нижнетагильских заводов, "Музеум естественной истории и древностей" был слит с коллекциями Выйского завода и преобразован в "Горнозаводской музеум Нижнетагильских и Луньевских заводов". Он зародился, развивался и формировался как горнозаводский, отражая достижения горнодобывающей и металлургической промышленности. В отличие от "Музеума естественной истории и древностей", горнозаводской музеум стал публичным со свободным входом. Подчинялся он Нижнетагильской заводской конторе и находился под наблюдением и распоряжением управляющего. Сначала это заведение помещалось во флигеле главного заводоуправления, а затем было переведено в здание бывшего Авроринского приюта, расположенное по Максимилиановской улице (ныне Фрунзе), рядом с Выйско-Никольской церковью. В его экспозициях достаточно полно раскрывались природные богатства, технологии, технические усовершенствования и достижения: демонстрировались минералогические коллекции, макеты заводских устройств и образцы готовой продукции заводов. Одной из основных задач музеума являлось техническое просвещение заводских служащих.

    О характере экспозиции музея в этот период можно судить по дошедшим до наших дней фотографиям его интерьеров конца XIX столетия, воспоминаниям и свидетельствам современников. Вот что писал в своей книге "Иллюстрированный путеводитель по Уралу" (1904) о нем известный журналист В.А. Весновский: "Помещение музея делится на две половины: в правой от входа собраны образцы рудных пород и ископаемых Тагильской и Луньевской дач, а в левой – изделия заводов. Рудничный отдел музея рисует картину залегания пород, их свойства, процентное содержание, способы извлечения их из недр земных. Тут же выставлены модели рудных пожегов, печей, коробов с образцами древесного угля, модели различных машин, употреблявшихся и применяемых в настоящее время при добыче золота, платины, железных и медных руд. Здесь же собраны коллекции образцов различных ископаемых, особенно каменноугольных, а равно и драгоценных металлов, масса геологических карт, разведочных планов и прочее…

    В левой половине музея картина совсем другая: здесь собраны продукты и переделки, вырабатываемые не только теперь, но и вырабатывавшиеся в прежнее время. Всюду чугун, сталь, железо. Вот длинные толстые стержни, лежащие на подставках, рельсы различных калибров, стальные толстые доски для обкладки броненосцев, медные круги до 1 см в диаметре, сортовое железо, поразительно гибкое и ковкое, железо круглое, витое, гнутое, плетеное. Насколько велика мягкость и вязкость уральского железа, можно видеть из того, что из рельс навязаны очень замысловатые узлы без малейших трещин; толстые, в несколько дюймов, листы железа, согнуты в 4 и более раз, как мягкая салфетка и тоже без следа трещин. Сгибание и свертывание железа, нужно заметить, производилось в холодном состоянии. Здесь же, в особой комнате, стоит большая, необыкновенно интересная и красивая витрина изделий Тагильских заводов, бывших на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде. Тут же на медных досках лежат глыбы малахита, громадные куски чистейшего магнитного железняка и др. раритеты. В соседней с выставочным павильоном комнате размещены вещи, сохранившиеся от времен первых Демидовых, изготовленные из первой меди, выплавленной в России" [2, с. 206–207].

    Определенное представление о музее помогает составить и каталог его собрания, датированный 1906 г. По сведениям этого каталога, в музее насчитывалось 579 экспонатов, разделенных по четырем основным разделам: "Медь", "Железо", "Разные вещи" и "Коллекции". Большая часть собрания представляла собой образцы заводского производства, рекламные изделия Тагильских заводов, изготовленные для международных и российских промышленных выставок, орудия труда, модели и макеты заводских устройств, коллекцию горных пород и минералов, а также предметы из личных коллекций Демидовых, отражающие историю развития уральского горнозаводского производства.

    В 1908 г., во время финансового кризиса, музей был закрыт "за недостатком средств" у заводоуправления на его содержание. Часть малоценных экспонатов (в первую очередь, образцы заводской продукции) пошла в переплавку, однако "естественноисторические коллекции, а также предметы и картины, представляющие историю рода Демидовых, закупорены в ящики и сложены в склады" [11, с. 591–592]. Именно благодаря этому они и сохранились до наших дней. Здание же, в котором размещался музей, передали под казармы, там был расквартирован полк и находились квартиры полиции.

    Возрождение закрытого в начале XX столетия музея началось лишь в 1923 г. по инициативе Тагильского общества изучения местного края, члены которого приступили к активному поиску экспонатов. В марте следующего года директором и хранителем его был назначен Александр Николаевич Словцов. Для будущего музея выделили особняк золотоскупщика Митькина по улице Шамина (ныне ул. Карла Маркса), который капитально отремонтировали. 30 марта 1924 г. музей начал свою работу под именем "Нижнетагильский окружной музей краеведения". На момент создания в музее насчитывалось 1173 экспоната, разделенных на четыре отдела: 653 предмета в историко-археологическом и художественном отделе, 206 – в отделе флоры и фауны, 210 – в отделе геологии, минералогии и палеонтологии, а также 104 предмета в отделе заводской и кустарной промышленности. Кроме того, при музее существовала библиотека, включавшая 8307 книг из бывшего собрания князя Сан-Донато. Музейная коллекция в этот период активно пополнялась, в 1925 г. Среднеуральский горнозаводской трест передал музею ценное собрание картин, принадлежащих кисти крепостных художников Худояровых. Государственный музейный фонд прислал из Москвы несколько десятков картин русских и западноевропейских мастеров, изделия из бронзы и русского фарфора.

    В скором времени музею в здании купеческого особняка стало тесно, и в 1926 г. он был перемещен в двухэтажный "лабораторный" флигель здания бывшего Управления заводами Нижнетагильского горного округа – туда, где он и размещался в первой половине XIX в. Здесь музей располагается и в наши дни. Комплекс заводоуправления, выстроенный в 1833 г. архитектором А.П. Чеботаревым в стиле позднего классицизма, напоминающий работы К. Росси, и сегодня является памятником архитектуры федерального значения.

    В 1929 г. в музее была создана первая систематическая экспозиция из трех отделов: общественно-экономического, культурно-просветительского и естественно-исторического. Несколько позднее появился и художественный отдел, размещавшийся некоторое время в помещениях бывшего Входо-Иерусалимского собора, – памятника архитектуры XVIII в.

    За годы своего существования музей неоднократно менял свое имя. Так, с 1924 по 1934 г. он назывался, как уже говорилось, "Нижнетагильский окружной музей краеведения", с 1934 по 1979 г. – Нижнетагильский краеведческий музей, а с 1979 по 1987 г. – Нижнетагильский историко-революционный музей. 21 января 1987 г. постановлением исполкома Свердловского областного Совета и коллегии Министерства культуры Российской Федерации Нижнетагильский историко-революционный музей был преобразован в государственный музей-заповедник горнозаводского дела Среднего Урала.

    В 2003 г., в связи с административными реформами, Нижнетагильский государственный музей-заповедник горнозаводского дела Среднего Урала был преобразован в Нижнетагильский музей-заповедник "Горнозаводской Урал ".

    Современная экспозиция музея сложилась к концу 1980-х гг., когда в связи с созданием музея-заповедника из состава краеведческого музея был выведен отдел природы, а сам музей приобрел новый профиль – историко-краеведческий.

    В семи залах первого этажа здания музея развернута экспозиция, рассказывающая об истории тагильского края с древнейших времен до 1917 г.

    В первом зале представлена история развития первобытнообщинного строя на территории края от эпохи палеолита до раннего железного века, а также история освоения Среднего Урала русскими в XVI–XVII вв. Здесь экспонируются деревянные культовые зооморфные фигуры и другие предметы, найденные при раскопках на Горбуновском торфянике (датируются они III тысячелетием до н. э.), реконструкция мансийской юрты, сцена "медвежьего праздника", археологические материалы Ермакова городища и ценнейшие рукописные и старопечатные книги XVII в.

    Экспозиция второго зала отражает этап освоения рудных месторождений, а также возникновение и развитие тагильских заводов в первой половине XVIII в. Здесь экспонируются подлинные портреты основоположников династии Демидовых первой половины XVIII столетия – Никиты Демидовича (1656–1725) и его старшего сына Акинфия (1678–1745). Из чугуна, выплавленного на основанном ими чугуноплавильном и железоделательном заводе, в первой половине XVIII в. была отлита памятная плита, рассказывающая о становлении нового завода.

    Интереснейшим экспонатом музея, находящимся в этом зале, является овальный медный стол из первой промышленной меди, выплавленной в России, на столешнице которого выгравирована памятная надпись: "Сия первая в России медь отыскана в Сибири бывшим комиссаром Никитой Демидовичем Демидовым по грамотам Великого государя и императора Петра Первого в 1702, 1705 и 1709 гг., а из сей первовыплавленной российской меди сделан оный стол в 1715 г.". На столе еще один уникальный экспонат – рудная пирамида, содержащая 52 образца медных и железных руд из 38 различных месторождений, принадлежавших Акинфию Никитичу Демидову. Каждый из образцов пронумерован, а названия их выгравированы на медных пластинках, прикрепленных к основанию. На одной из них такая надпись: "Сия гора содержит на себе медные и железные рудники, которые в ведомстве господина дворянина Акинфия Демидова лежащие при сибирских его заводах. Содействована ноября 14 дня 1728 года".

    В этом же зале находится штуф магнитного железняка в бронзовой оправе из коллекции того же Акинфия Демидова. Силой магнитного притяжения он удерживает груз весом 50 кг. Рядом единственная из известных сохранившихся работ Федора Андреевича и Вавилы Федоровича Худояровых – расписной медный столик для жалованной грамоты на дворянство Демидовых (1785). На столешнице его роспись – двуглавый орел в окружении 29 медальонов-гербов губерний Российской империи.

    Третий зал музея посвящен истории и экономическому развитию округа с момента его создания в 1806 г. до 1861 г. В экспозиции представлены индустриальные пейзажи ("Высокогорский рудник" Худоярова, "Нижнесалдинский завод" П.П. Веденецкого, "Меднорудянский рудник" В.П. Худоярова, "Листобойный цех" П.Ф. Худоярова и пр.) и заводские интерьеры, выполненные по заказу П.Н. Демидова, портреты и личные вещи выдающихся тагильских изобретателей, образцы заводской продукции и уникальная глыба малахита весом 300 кг, обнаруженная на Меднорудянском месторождении в 1835 г. Над входом в следующий зал – герб Демидовых, отлитый из чугуна в XVIII в.

    Экспозиция четвертого зала рассказывает о культурной жизни населения Нижнетагильского округа в первой половине XIX в. Здесь можно ознакомиться с мозаичными работами, скульптурами и картинами, выполненными крепостными художниками, получившими образование в Италии и Франции. Зал украшают работы "бронзерных дел мастера" Ф.Ф. Звездина: декоративная скульптура "Сноп пшеницы" и копия знаменитой греческой статуи V в. до н. э. "Мальчик, вынимающий занозу" (1841). Монументальное живописное полотно "Гуляние на Лисьей горе", также находящееся в этом зале, принадлежит кисти Исаака Федоровича Худоярова. На нем художник изобразил панораму Нижнетагильского завода первой половины XIX в.: пруд, плотину, завод, господские дома, заводской поселок. На переднем плане – на вершине самой горы – сцены народного гуляния.

    Экспозиция пятого зала посвящена роли Демидовых в истории русской культуры, русско-французских и русско-итальянских контактов. Здесь представлены живописные и скульптурные портреты представителей династии, документы организованных ими научных экспедиций и первой в России академической Демидовской премии. Обращают на себя внимание огромные парные портреты Николая Никитича Демидова и его супруги Елизаветы Александровны Строгановой-Демидовой. В экспозиции этого зала находится также мраморный камин из бывшего господского дома. В каминных досках – вставки из малахита, выполненные в середине XIX в. в технике "русской мозаики" мастерами Екатеринбургской гранильной фабрики. Рядом представлена малахитовая арка-дарохранительница (1852), поступившая в музей в 1928 г. из Выйско-Никольской церкви. Над ней располагается одна из жемчужин собрания музея – портрет А.К. Шернваль-Демидовой, приписываемый кисти К.П. Брюллова.

    В шестом зале музея рассказывается о различных гранях жизни Нижнетагильского округа во второй половине XIX в. Здесь демонстрируются уникальные образцы заводской продукции – узлы из мартеновской стали, завязанные в холодном виде при помощи строгального станка, "рельсовые колонны" из бессемеровской стали, чугунная ваза, вытянутые из нагретого металла бутылки, железный самовар – все это наглядно демонстрирует великолепное качество тагильского металла, известного до революции всему миру под маркой "Старый соболь". Здесь же представлены детали убранства несохранившейся усыпальницы Демидовых, находившейся в Выйско-Никольской церкви: особого внимания заслуживает мраморный крест-распятие, выполненный скульптором Д. Прадье в 1844 г. и установленный на могиле Павла Николаевича Демидова. Стоит упомянуть и экспонирующиеся здесь же чугунные элементы не сохранившегося до наших дней памятника управляющему тагильскими заводами А.Н. Карамзину (1855), в том числе барельеф с его портретом.

    Седьмой зал посвящен общественной и культурной жизни Нижнетагильского округа в конце XIX – начале ХХ в., в период кризиса уральской металлургии, но при этом – расцвета культурной жизни, появления театров, синематографа, развития образования и здравоохранения. В зале реконструирован фрагмент интерьера кабинета местного золотопромышленника Андрея Ивановича Треухова. Здесь же имеются материалы о любительском заводском театре, музее, врачах П.Н. Кузнецком и П.В. Рудановском.

Музей-завод истории развития техники черной металлургии

    Идея создания завода-музея появилась в 1979 г., когда было принято решение о создании музейного комплекса на основе концепции нового для России музейного образования – музея-заповедника горнозаводского дела Среднего Урала.

    Ядром его является старый металлургический завод, ведущий свою историю с 25 декабря 1725 г., когда здесь был выплавлен первый чугун. Краткую историю возникновения завода содержит памятная плита, хранящаяся сегодня в историко-краеведческом музее: "1702 году, по именному его царского величества указу, пожалован тулянину комиссару Никите Демидову в Сибири, Верхотурском уезде на реке Нейве железный завод, да место пустое при реке Тагил у Магнитной горы. И как помянутые, так и на оном месте другие заводы повелено ему строить и размножать. В 1720 г. начали строить сии Тагильские заводы без данных дворцовых крестьян собственным его, Демидовым, коштом, и построилась к действу плотина совсем да две домны 725, а другие две домны, после смерти помянутого комиссара Демидова, достроил сын его, дворянин Акинфий Демидов в 726, а к действу изготовлены к 727 году".

    Это было одно из крупнейших предприятий Демидовых, которое выполняло полный технологический цикл производства металла. В 1736 г., после пожара на домнах Екатеринбургского завода, Нижнетагильский становится одним из самых больших в Европе с передовой технологией производства железа. На протяжении всего XVIII столетия Нижнетагильский завод входил в число крупнейших предприятий европейской металлургической промышленности.

    С созданием 16 марта 1957 г. Нижнетагильского металлургического комбината, старый завод входит в его состав как одно из структурных подразделений, после чего начинается постепенное сворачивание здесь металлургических производств. Быстрое наращивание мощностей нового предприятия обусловило нецелесообразность дальнейшей эксплуатации завода имени В.В. Куйбышева (это имя предприятие получило уже в 1930-х гг.). По техническому состоянию и масштабам производства он уже не отвечал современным требованиям. К тому же с ростом Нижнего Тагила старый завод оказался в самом центре города и наносил существенный ущерб экологии. В связи с этим, в 1958 г. останавливается мартеновская печь № 1, в 1961 г. выведен из эксплуатации прокатный цех, а в 1980-м полностью прекращена деятельность мартеновского цеха. 6 октября 1987 г. прощальный гудок возвестил об остановке последнего из основных производств предприятия – доменного цеха. Все производство было перенесено на металлургический комбинат, находящийся в восточной части Нижнего Тагила.

    Практически сразу же после остановки предприятия решением Исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов от 31 декабря 1987 г. ряд заводских строений был внесен в список памятников истории и культуры Свердловской области, принимаемых под местную государственную охрану.

    13 января 1989 г. на базе остановленных цехов старого металлургического завода имени Куйбышева совместным приказом министра черной металлургии СССР и министра культуры РСФСР был создан первый в нашей стране отраслевой музей-завод истории техники черной металлургии. В конце 1980-х – начале 1990-х гг. предпринимаются активные меры по музеефикации старого завода: производится очистка территории от производственных отходов, создание на базе остановленных цехов самостоятельных экспозиций – "Доменный цех", "Мартеновское производство", "Подвижной состав" и др.

    Еще одним документом, утверждающим статус завода-музея, является решение Исполкома Нижнетагильского городского Совета народных депутатов от 10 октября 1991 г., по которому была определена его охранная зона. Она охватывает непосредственно весь заводской комплекс, а также прилегающие к нему территории: с севера – остров в долине рек Тагил и Рудянка, с юго-востока – плотину городского пруда. В 1992 г. музею была передана вся территория завода с его инфраструктурой и окружающей исторической зоной. В 1993, 1996, 2000 и 2003 гг. на базе музея состоялись три конференции и конгресс Международного комитета по сохранению индустриального наследия, которые признали уникальность демидовского завода и рекомендовали его включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Первый в России музей-завод является уникальным памятником горнозаводского прошлого. В отличие от индустриальных памятников других стран, большинство которых могут быть отнесены к тому или иному хронологическому периоду, Нижнетагильский завод исторически многослоен. Завод постоянно перестраивался и расширялся, поэтому постройки разного времени здесь буквально наслаиваются друг на друга. Предприятие сочетает в себе элементы техники и промышленной архитектуры как первой половины XVIII, так середины XIX и первой половины XX в. В Западной Европе технологические перемены чаще всего сопровождались или переносом всего производства на новое место, или же полным уничтожением всей предшествующей планировочной системы.

    Своеобразным индустриальным памятником является и сама объемно-пространственная планировка завода, сложившаяся еще в XVIII столетии и сохранившаяся в основных чертах до нашего времени – цеха и по сей день стоят в линии вдоль реки ниже плотины. Сегодня на территории завода практически невозможно увидеть здания, отражающие только одну историческую эпоху в его развитии. Небольшая производственная площадка и привязанность к воде вынуждали постоянно перестраивать здания и сооружения. Поэтому от прошедших эпох до нас дошли лишь фрагменты отдельных цехов. Так, домны 1950-х гг. находятся в помещении, где одна из стен построена еще в начале 1830-х гг.

    Территория старинного металлургического завода – это площадь около 300 тыс. кв. м, на которой находятся различные инженерные коммуникации, около сотни зданий и сооружений, многие из которых – памятники промышленной архитектуры. Среди наиболее ценных объектов – склад слитков (1770 г.), кузница (1820 г.), заводская контора и конюшенный двор (1828 г.), мартеновский (1891 г.), механический (1892 г. ) цеха, листопрокатный цех (1902 г.), электростанция (1913 г.), литейный цех (1914 г.), ремонтно-механический цех (1927 г.), листобойный цех (1927 г.), цех металлоконструкций (1929 г.), листообрезной цех (1929 г.), разливочная машина (1930 г.), водонапорный бак (1930 г.), доменный цех с двумя доменными печами и литейными дворами (1957 г. ) и многие другие. К ценнейшим объектам относят и гидросистему предприятия: заводской пруд, плотину (крупнейшую на момент постройки), шлюзовое устройство и вешнячный канал (водоспуск), действующие до настоящего времени. По территории завода протянулся водяной ларь – клепаная металлическая труба для подвода воды к основным производствам диаметром 3,8 метра (1899 г.), здесь же находится гидротурбина (1892 г.), приводившая в движение более века назад прокатный стан.

    Большое внимание посетителей привлекает экспозиция "Подвижной состав": грузовой вагон-"железянка" (1930 г.), паровоз 9П-161 (1951 г.), ,уникальный чугуновозный ковш немецкой фирмы "Бамаг", поступивший на завод в 1932 г. в комплекте с разливочной машиной, а также чугуновозы и шлаковозы как других зарубежных фирм, так и отечественные.

    На выставке заводской техники демонстрируются редкие образцы оборудования 20–30-х гг. прошлого века, здесь же выставлены бревна из лиственницы, относящиеся к моменту строительства плотины и завода (1720-е гг.), которые были подняты из глубины плотины при ее реконструкции в 1992 г.

    Сотрудниками музея-заповедника разработаны специальные экскурсионные маршруты, которые проходят по всей территории заводского комплекса и отражают основные этапы металлургического производства.

Музей природы и охраны окружающей среды

    Первая экспозиция, посвященная природе Среднего Урала, была открыта в Нижнетагильском краеведческом музее еще в 1929 г. В 1937 г. в музее появился отдел природы. Его фонды формировались в результате собирательской и экспедиционной работы сотрудников музея, а также за счет поступлений от различных предприятий, организаций и частных лиц. К этому времени отдел включал в себя коллекции ботаники и зоологии (гербарии, срезы древесных пород), палеонтологии и геологии (окаменелости и отпечатки, горные породы, руды и минералы), фотографии, карты, модели и пр.

    Впоследствии на базе отдела природы был создан современный Музей природы и окружающей среды, являющийся составной частью музея-заповедника "Горнозаводской Урал".

    Экспозиция музея состоит из отдельных тематических выставок, занимающих помещения памятника истории и архитектуры первой четверти XIX в. – Верхних провиантских складов. Они были построены по проекту неизвестного архитектора между 1809 и 1824 гг. по образцу здания, стоящего через дорогу – Нижних провиантских складов, возведенных во второй половине XVIII столетия. Первоначально Верхний провиантский склад, как следует из названия, использовался для хранения продовольствия. В конце XIX в. в нем размещалась "метальная лавка" купца Злоказова. С 1920 по начало 1980-х гг. здесь размещались гаражи исполкома Горсовета, из-за чего здание окончательно утратило свой исторический облик.

    21 января 1987 г., согласно совместному постановлению Министерства культуры РСФСР и Свердловского облисполкома "О создании Нижнетагильского музея-заповедника горнозаводского дела Среднего Урала", здание Верхнего провиантского склада передано музею, который в 1989 г. начал его капитальную реставрацию с учетом приспособления под экспозиции Музея природы и охраны окружающей среды.

    В процессе реставрации были восстановлены крытые галереи по северному и южному фасадам, по старинным аналогам изготовлены кованые металлические двери и узорчатые решетки для оконных проемов, проломы в стенах заделаны большеразмерным кирпичом. Параллельно шли работы и по созданию экспозиции.

    Экспозиции музея размещены в залах, где реставраторы сохранили первозданные части конструкции здания – колонны и балки перекрытий из многовековой лиственницы по пятьдесят сантиметров в обхвате, а также кладку из большеразмерного старинного кирпича. После пятнадцатилетней реставрации вернули зданию первоначальный облик.

    В 2005 г., в преддверии празднования Дня города, Музей природы и охраны окружающей среды распахнул свои двери для первых посетителей.

    В нижнем этаже здания располагается касса, гардероб, каменная лавка и первый раздел музея, названный "Каменная летопись Тагильского края". В нем представлены минералогическая и часть археологической коллекции музея-заповедника, а также некоторые экспонаты, повествующие об истории развития металлургии на Урале.

    Далее идет выставка "Горные породы и минералы в хозяйственной жизни древнего населения Среднего Зауралья".

    В этом же разделе экспозиции можно узнать об открытии, изучении и разработке месторождений самоцветной полосы Среднего Урала. В комплексе, посвященном открытию железорудных месторождений, можно ознакомиться с уникальной картой раздела горы Высокой между тремя сыновьями Акинфия Демидова (1757 г.): Прокопия, Григория и Никиты.

    Значительная часть экспозиции посвящена Меднорудянскому месторождению, открытому в 1813 г., когда тагильчанин Кузьма Кустов наткнулся в своем огороде на месторождение меди. Оно, помимо меди, содержало и еще одну ее разновидность – малахит. В 1835 г. здесь нашли самый крупный в мире монолит этого минерала, весом около 3000 пудов. Один из его фрагментов, весом 500 кг, поступил в музей в 1924 г. и сегодня занимает одно из центральных мест в экспозиции. Именно этим тагильским камнем отделан малахитовый зал Зимнего дворца и облицованы колонны Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. В экспозиции музея представлен также макет шахты Меднорудянского рудника (за дореволюционный период его работы было заложено 42 шахты). Коллекция эта комплектовалась в два этапа: образцы первоначального периода работы рудника поступали в музей с 1924 по 1970-е гг. Основная же часть собрана уже в период разработки рудника открытым способом, т. е. с 1975 по 1987 г.

    Далее в экспозиции рассказывается о разработке золотых и платиновых россыпей. Здесь представлены шлихи золота и платины, образцы демантоидов и муляжи крупных платиновых самородков, найденных в 1993 – 1997 гг. в россыпи "Соловьев лог". Рядом находятся подлинные орудия труда рабочих платиновых и золотых приисков Нижнетагильского округа второй половины XIX в.

    На выставке "Камень, рождающий металл" показаны руды и минералы железорудных месторождений России. Завершает "каменную" часть экспозиции музея выставка "Многоликий кремнезем", где можно познакомиться с разновидностями кварца и другими многочисленными проявлениями кремнезема в природе.

    Не менее интересен и второй этаж музея, экспозиция которого представляет живую природу Среднего Урала. Экспозиция "Животный мир Урала" знакомит посетителей с местной фауной. В витринах и диорамах представлены животные, среди которых обитатели водоемов и речных долин, лесов, равнин: лоси, волки, медведи, зайцы, барсуки, а также многочисленные птицы. Здесь можно познакомиться с их повадками, особенностями поведения, узнать о животных Урала, занесенных в Красную книгу.

    Изюминкой экспозиции музея природы можно назвать палеонтологический зал, в котором представлено целое семейство мамонтов – скелеты самца, самки и детеныша. В 1925 г. в Нижнетагильский окружной музей были переданы собранные учителем-краеведом А.С. Молотиловым кости скелета мамонта. В 1927 г., в результате двух экспедиций, были приобретены почти все кости для его полного скелета. Продолжительное время в музее экспонировались только два скелета: большой – скелет самки и маленький – детеныша. Теперь же, после двадцатилетнего отсутствия и продолжительной реставрации, в музей вернулся скелет и крупного взрослого самца мамонта.

    Помимо скелетов мамонтов, в этой части экспозиции фрагментарно представлены скелеты других многочисленных видов ледниковой фауны: позвонки, плечевая кость и лицевой отдел черепа шерстистого носорога, череп пещерного медведя, лобная кость бизона с рогами, нижняя челюсть древней лошади, а также некоторые отдельные кости мамонтов.

Нижние провиантские склады

    В середине XVIII в. в Тагиле было не более пяти каменных строений. Нижние провиантские склады – одно из них. Название говорит само за себя: оно было хранилищем провианта – складом, амбаром для хранения крупы, зерна, муки. Этими продуктами частично выдавали зарплату рабочим Тагильских заводов. Ныне здесь располагается святая святых любого музея – фондохранилище с открытым доступом. Через регулярные сменные выставки публикуются коллекции, не вошедшие в основную экспозицию.

    Лето 2013 г. прошло под знаком "Керамики сквозь века" – выставки стекла, фарфора и керамики – от ценнейших образцов старинного китайского фарфора и первых изделий европейских и российских фабрик – до ослепительно-золотых, на купеческий вкус, фарфоровых сервизов заводов Маркина, крестьянской посуды братьев Гулиных, разнообразного ассортимента кузнецовских заводов и предметов советского агитационного фарфора. Развитие технологии, смена эпох и модных вкусов читаются в строго выверенной концепции выставки. А разговор с хранителем выходит далеко за рамки темы. И тайны профессии, и секреты выживания, и музейные легенды, и доброе напутствие звучат среди сундуков местного производства, городской скульптуры, спасенной в годы перестройки, а ранее украшавшей городскую площадь.

В. Демаков

Музей истории подносного промысла

    Музей истории подносного промысла был открыт 28 мая 1991 г. Экспозиция музея разместилась в старинном двухэтажном здании, принадлежавшем семье крепостных художников Худояровых. Сегодня это единственный в России музей, посвященный уникальному промыслу – лаковой росписи по металлу. Первый этаж дома-музея знакомит посетителей с историей зарождения и развития подносного промысла в Нижнем Тагиле, ну а второй изобилует буйством красок: подносы превращаются в выразительные произведения искусства! Краски нижнетагильских подносов такие яркие и сочные, а сюжеты настолько тонкие и изящные, что сразу видно мастеров своего дела.

А. Овчинникова

Социальная история техники (музейный комплекс Уралвагонзавода)

    Дзержинский район города Нижнего Тагила. Вдоль заводской площади вытянулось здание главной проходной завода, рядом с ней аллеи, справа Дворец культуры, а перед главной проходной на постаменте танк Т-34, поставленный в 1946 г.

    Музей истории Уралвагонзавода находится как раз в главной проходной. Мы поднимаемся, нас встречает экскурсовод. Перед музеем находится небольшая рекреационная зона, на стенах – коллекция живописи соцарта. Сюжетно все они связаны с историей завода-гиганта, индустриальной стройки 1930-х г. На одной из них – цветущие яблони, благоухающие аллеи у здания, в которое мы только что мы зашли. Как далек этот идиллический образ от реальных человеческих драм, связанных с историей завода, трудностей, которые преодолевали первостроители.

    Следуя за экскурсоводом, мы вооружаемся блокнотами, ручками и фотоаппаратами, и перед нами предстает история техники от рождения завода до наших дней.

    Мы оказались в большом просторном помещении общей площадью 700 кв. м, высота потолков 6 метров, поэтому при проектировании экспозиции было решено оборудовать еще один вертикальный уровень, занявший пространство в центральной части зала. Проект был реализован в 1990-е гг. при участии Музея истории г. Санкт-Петербурга.

    Документирование исторического процесса развития техники начинается с 1930-х гг., когда появились фотоальбомы с фотокарточками, на которых запечатлены первые строительные мероприятия будущего Уралвагонзавода. В далёком 1931 г. прибыли спецпереселенцы, началось строительство завода, возведение бараков для строителей. Шла работа не только на заводе, но и на социальных объектах: строились для семей рабочих дома и школы, открылся Дворец культуры. Кроме спецпереселенцев, на заводе трудились специалисты, работавшие на домнах Магнитки и плотине Днепрогэса. 11 октября 1936 г. с вагоносборочного конвейера сошла первая продукция. Этот день, 11 октября 1936 г., и считается днём основания Уралвагонзавода.

    Первый раздел экспозиции открывает панораму событий с 1931 по 1941 г. Перед нами стенд с документами. Здесь нам интересны не постановления КПСС, а американский технологический альбом изготовления чугунных колес Гриффина 1932 г., чертежи грузовых вагонов, которые выпускались вагоностроительными предприятиями Российской империи.

    Второй раздел экспозиции посвящён вкладу завода в победу в Великой Отечественной войне 1941– 1945 гг. В это время рабочие занимаются освоением производства танков Т-34, которые ранее выпускались в Харькове. К концу 1941 г. был выпущен первый эшелон танков. Кроме документов, плакатов, медалей, в экспозиции представлены изобретения тех далёких военных лет, к примеру, сварочный автомат, разработанный киевским академиком Е.О. Патоном, макет конвейера сборки танков. В экспозиции представлено и изобразительное искусство. Картина И.И. Воскобойникова "Седой Урал" (1946 г.) стала символом трудового военного Урала.

    Третий раздел экспозиции охватывает период с 1946 по 1969 г. В это время вся страна восстанавливала промышленность, заводу также было предписано восстановить грузовое вагоностроение. Поэтому главное место в этом разделе экспозиции занимают макеты вагонной продукции. Впервые в это время Уралвагонзавод внедряет в свою работу криогенное производство. В экспозиции представлены пульт управления заправкой космического корабля "Буран" с космодрома "Байконур", образец сплава АМЦС с первым в мире сварочным швом.

    В 1970–1990 гг. на заводе происходит реконструкция вагоносборочного производства. В данном разделе на себя обращают внимание отбойный пневматический молоток с виброгасящим устройством С. А. Панфилова, образцы брони сечением 2 мм, которую не пробивают пули ни одного вида стрелкового оружия.

    Современный период в экспозиции представлен фотографиями высоких гостей, документами и предметами самодеятельного творчества работников завода.

    На втором этаже представлены культура и быт рабочих завода. Здесь несколько ансамблевых реконструкций интерьеров. Например, жилая комната спецпереселенца 1930-х гг. Перед нами небольшое помещение с кроватью у одной стены, на стене ковёр и небольшой портрет В.И. Ленина. У другой стены – комод, на комоде поднос с самоваром и стаканом, перед комодом крашеная табуретка. Около комода на полу стоит сундук, на нём плетёный короб, а вверху люлька для младенца. Деревянные половицы около кровати застелены половиками.

    Большое внимание в экспозиции уделено спорту, показаны награды, дипломы и спортивные костюмы заводских спортсменов. Здесь же, на втором этаже, располагается киноклуб, в котором можно посмотреть фильмы, посвящённые предприятию "Уралвагонзавод".

    В состав музейного комплекса "Уралвагонзавод" входит и Музей бронетанковой техники. Он открылся в 1986 г. к 50-летнему юбилею Уралвагонзавода. На фасаде специально выстроенного здания семь барельефов с сюжетами из истории танкостроения. На двух этажах разместились тематические разделы, посвящённые истории бронетанковой техники с конца 1920-х гг. по настоящее время, и коллекция танков, впечатляющая масштабами и техническим совершенством. Два экспоната столь необычной коллекции доступны для интерактивного освоения.

М. Вихляева

Нижнетагильский музей изобразительных искусств

    Небольшая историческая справка: музей изобразительных искусств открыт 30 сентября 1944 г. Собрание музея составляет более 8 000 единиц хранения произведений русского и западно-европейского искусства XV – XX вв. Музей хранит уникальные произведения эпохи Возрождения, в том числе знаменитую "Тагильскую Мадонну", приписываемую Рафаэлю Санти, а также коллекцию произведений ученика К.С. Петрова-Водкина Павла Голубятникова. Музей занимается просветительской деятельностью в области современного искусства, организует работу семинаров-пленэров. С 2006 г. в музее открыт виртуальный филиал Государственного Русского музея. Музей стал победителем конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире" (2010 г.): проект "Солдаты – Soldiers – Soldaten. Посвящается солдатам Второй мировой" и 2011 г. – проект "Исконный свет Салафиила…" (информация с официального сайта Н.-Тагильского музея изобразительных искусств).

    Основной зал посвящен русскому искусству XVIII – XX вв., небольшой зал, в котором представлено творчество зарубежных художников, в том числе знаменитая "Тагильская Мадонна". Музей изобразительных искусств находится в двухэтажном здании, расположенном на тихой улочке в самом центре уральского городка. Залы музея оформлены в классическом для музеев такого типа стиле: высокие потолки, широкая лестница с ковровой дорожкой красного цвета, просторные залы, насыщенный бордовый цвет стен, невысокие кожаные пуфики. Все внутреннее убранство располагает к долгому пребыванию в музее с целью лицезрения шедевров изобразительного искусства: живописи, графики… Не лишним будет заметить, что фонды Музея пополнялись за счет Государственного Музейного Фонда РСФСР, Государственной Третьяковской галереи. Музей является победителем одного из главных музейных конкурсов современности, – "Меняющийся музей в меняющемся мире" с проектом "Исконный свет Салафиила. История одного несовершенного открытия". Данный проект знакомит зрителей с творчеством ленинградского художника Павла Голубятникова – ученика Кузьмы Петрова-Водкина и предполагает научное исследование разработанной художником творческой идеи светоживописи. Свет, как творческая платформа Голубятникова и главная "краска" его живописи, становится едва ли не основным героем экспозиции. Уникальный дизайн выставочного пространства (например, решетчатая стена, объемный каркас которой заполнен пластиковыми пакетами для мусора, одновременно зонирует пространство и выполняет функцию емкой метафоры, самостоятельного художественного образа), современная техника, позволяющая раскрыть теорию художника и познакомиться с его непростой судьбой, полная свобода экскурсантов (возможность писать, испытать действие интересных приспособлений, с помощью которых, например, можно увидеть радугу, не выходя из стен музея), необычные художественные техники современных художников, чьи работы представлены на проекте в качестве прямых доказательств необычной теории Павла Голубятникова, например, "фризлайт"… Выставка – произведение визуального искусства. И все же множество эффектных находок не заслоняет главного: выставочный сюжет, интрига развиваются вокруг единственного экспоната – этюда Голубятникова, давшего название выставке. По сути, это выставка одной картины, развернутая в нескольких залах, где незримо присутствует и сам автор, и его сегодняшние зрители, увлеченные идеей светоживописи, вчитывающиеся в строчки его стихотворений и писем… Остается добавить, что проект изначально коммуникативен: он опирается на систему партнерских связей (на его базе выполнено несколько дипломных работ выпускников художественных и информационно-технологических специальностей), сотрудничество с учеными, сопровождается музейно-педагогической программой, для которой специально спроектировано креативное пространство "в духе" Голубятникова.

    Город Нижний Тагил делом доказывает свой высочайший культурный уровень, хранит богатейшее историческое наследие и радушно принимает гостей. Мы обязательно увидимся еще…

М. Ломова

    Литература

    1. Анисимов, В. Завод-музей / В. Анисимов // Родина. – 2001. – № 10. – С. 106–107.

    2. Весновский, В.А. Иллюстрированный путеводитель по Уралу / В.А. Весновский. – Екатеринбург, 1904. – 442 с.

    3. Довгопол, В. Золотой век уральской меди / В. Довгопол // Уральский следопыт. – 1992. – № 10. – С. 3.

    4. Кузовкова, М.В. Музеефикация или реновация? Пути сохранения индустриального наследия / М. В. Кузовкова // Музей. – 2012. – № 5. – С. 16–20.

    5. Кузовкова, М.В. Нижнетагильский завод-музей / М.В. Кузовкова, С.В. Устьянцев, С.И. Хлопотов. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 1993. – 32 с.

    6. Малеева, Л.П. Нижнетагильский музей-заповедник горнозаводского дела Среднего Урала / Л.П. Малеева. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 1993. – 32 с.

    7. Музеи Свердловской области: Справочник / сост. Е. Тамплон. – Екатеринбург: Квадрат, 2006. – 200 с.

    8. Музей горнозаводского дела. Нижний Тагил / сост. И.Г. Семенов. – Екатеринбург: Баско, 1995. – 176 с.

    9. Нижнетагильский краеведческий. Рассказ о музее / сост. И.Г. Семенов. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1980. – 256 с.

    10. Семенов, Н. Город-музей в сердце Урала / Н. Семенов // Наука и жизнь. – 2008. – № 6. – С. 76–80.

    11. Словарь Верхотурского уезда Пермской губернии / сост. И.Я. Кривощеков. – Пермь, 1910. – 823 с.

    12. Сутырин, В. А. Железная столица России. Нижний Тагил и Демидовы / В.А. Сутырин. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2004. – 40 с.

    13. Черемисина, Т. Нижний Тагил / Т. Черемисина // Уральский следопыт. – 2009. – № 7. – С. 37–41.

    14. Шифрин, М. Заповедник железного города / М. Шифрин // Вокруг Света. – 2008. – № 2. – С. 120–131.

    Литература: Музейный вестник / ФГБОУ ВПО "Челябинская государственная академия культуры и искусств"; сост. Н.В. Овчинникова. – Челябинск, 2014. – Вып. 16. – 150 с.

 

Главная страница