180 лет назад в России появился первый паровоз
"В тот день на Выйское поле шли люди и становились вдоль линии чугунных колесопроводов. Тяжелые заводские ворота открылись, и вскоре появился сухопутный пароход – машина невиданная, ни на что не похожая, с высокой дымящейся трубой, сверкающей начищенными бронзовыми частями. На площадке у рукояток стоял Мирон Черепанов. Пыхтя паром, мелькая спицами колес, пароход покатил мимо молчаливой толпы. Затем Мирон повернул какую-то рукоятку, клуб пара вылетел из трубы, и машина ускорила ход. Машинист довел паровоз до тупика и дал задний ход. Обратно машина шла очень быстро. Следующий рейс пароход сделал с прицепной повозкой пудов на 200 груза. А позже в повозку забралось десятка два-три людей, пожелавших стать первыми пассажирами" – так описывает очевидец событие 180-летней давности – появление первого российского паровоза конструкции нижнетагильских механиков Ефима и Мирона Черепановых.
В мае 2004 года администрация Нижнего Тагила обратилась к Уралвагонзаводу с просьбой отремонтировать экспонат музея-заповедника "Горнозаводской Урал" – макет первого в России паровоза Черепановых. Образец был создан на металлургическом заводе имени Куйбышева в 1948 году.
Обследовав состояние экспоната, заводские специалисты пришли к выводу: нужно изготовить новый.
К делу уралвагонзаводцы приступили со всей серьезностью. Конструктор КБ механизации и автоматизации производства Алексей Кузнецов на основе эскиза, выполненного в 1834 году племянником Ефима Черепанова Амосом, создал чертежи. Алексей Иванович стремился максимально повторить конструкцию, созданную 180 лет назад, чтобы было незаметно, что образец создан по современным технологиям. Для этого он даже посетил Центральный музей железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге, где хранится модель первого русского паровоза, построенного Черепановыми.
Узлы и детали изготовили в разных подразделениях предприятия. Общую сборку макета паровоза осуществляла бригада слесарей-ремонтников Александра Царева под руководством сегодняшнего начальника цеха 815 Алексея Додора, а в то время заместителя начальника по производству и ведущего технолога Лидии Важениной.
Бригада такелажников цеха 810 под руководством Владимира Маковского транспортировала и установила созданный уралвагонзаводцами макет первого российского паровоза на постамент у музея истории техники "Дом Черепановых".
На Уралвагонзаводе решили создать действующую модель паровоза Черепановых. Чтобы он мог ходить по стандартному железнодорожному пути с шириной колеи 1450 мм, была удлинена ось полуската. Алексей Кузнецов придумал, как привести паровоз в действие без угля, дров и пара. Он сконструировал платформу-электрокару, которая и толкала паровоз.
Впервые свое детище уралвагонзаводцы представили на открытии выставки железнодорожного транспорта "Магистраль" на полигоне "Старатель" в 2004 году. Успех заводского изделия был впечатляющий. От зрителей не было отбоя, все хотели побольше узнать о диковинной машине и сфотографироваться рядом с ней. Сейчас действующая модель паровоза Черепановых принадлежит Выставочному комплексу Уралвагонзавода.
Литература: Газета "Машиностроитель" от 11.07.2014, №26.