"Христос и самаритянка" от Худояровых

    Как причудливо порой связываются люди, события и предметы! Особенно остро это ощущаешь в музеях, которые хранят память о прошедших днях, где каждый экспонат при внимательном изучении расскажет целую историю о том, "как это было"…

    2 апреля православная церковь чтит память мученицы Фотины (Светланы). По преданию, именно эта женщина, ставшая христианкой и принявшая мученическую смерть в 66 г. н. э., была первой, кого Иисус Христос возвестил о своей Мессианской природе. Именно о ней повествует Иоанн Богослов в своём Евангелии, описывая встречу Иисуса с самаритянкой.

    Эта притча, как и другие евангельские рассказы, повествует о благе терпимости и о том, что перед истиной все равны.

    И вот мы видим этот сюжет в музее истории подносного промысла – живописную работу по металлу "Христос и самаритянка". Надо сказать, что в коллекции Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал", в который входит и Худояровский дом, хранится несколько живописных полотен на религиозные темы. Большая их часть принадлежит кисти крепостных тагильских художников, получивших образование в Академии художеств.

    Основанием для развития живописи послужил один из старейших, художественных промыслов России – искусство лаковой живописи по металлу, который возник в центре огромной страны в Нижнетагильском горнозаводском посёлке в первой трети XVIII века. На протяжении столетий в Нижнем Тагиле сформировались династии мастеров живописи по металлу Худояровых, Дубасниковых, Перезоловых, Головановых и других. Развитию живописного искусства способствовало открытие в 1806 году художественной школы, куда привозили западноевропейские и русские гравюры, служившие образцами для сюжетной и пейзажной росписи, а также преподавание профессиональных художников В. Албычева, Я. Арефьева, П. Баженова, окончивших Академию художеств, крепостных Н. Н. Демидова.

    В собрании музея-заповедника достойное место занимают живописные полотна художников из рода Худояровых. Как отмечает исследователь их творчества О. Н. Силонова, эти произведения обладают "огромной исторической ценностью, равной по точности документальному источнику". Это панорамные виды тагильских заводов, заводские интерьеры, рудники. Представленные в залах музеев: историко-краеведческого и истории подносного промысла, – работы Худояровых дают возможность оценить вклад этой семьи в развитие художественной культуры края. Однако вернемся к нашей самаритянке. Как она попала в музей, и кто нарисовал эту картину?

    В музей она попала благодаря одному из потомков рода Худояровых Л. К. Андронову. В 1949 году Леонид Константинович передал в музей живописную работу по металлу "Христос и самаритянка". Небольшого размера (16,5 х 15,5 см ). Металлическая плакетка в учётной карточке значится как работа Худоярова без обозначения инициалов. Юлия Леонидовна Андронова, передавшая в музей огромный комплекс вещей, бытовавших в их доме с начала XX века, вспоминала, что в их семье сомнений в авторстве работы не возникало. Она считалась произведением Анны Павловны Соловьёвой, урождённой Худояровой, бабушки Леонида Константиновича с материнской стороны. Об этом свидетельствует документ, выданный Шадринской мещанской управой, из которого мы узнаем, что в Тагил в 1866 году переехал "Порфирий Андронов сын, Андронов с женой Татьяной Ерминишной и сыновьями Феолентом, 9 лет, Константином, 8 лет, Александром, 5 лет". Константин Порфирьевич женился на Клавдии Григорьевне Соловьёвой, дочери Анны Павловны Худояровой (в замужестве Соловьёвой).

    На лицевой стороне плакетки написана миниатюра на известный евангельский сюжет. Это встреча Иисуса с самаритянкой у колодца. Несмотря на давность исполнения, краски довольно яркие. Конечно, ставить данную работу в один ряд с произведениями известных нам художников из рода Худояровых, которые занимались этим профессионально, нельзя. В работе нет выверенной точности мазка, тонко прописанных деталей, игры светотени. В принципе, она больше напоминает некоторые европейские средневековые школы или даже носит некий оттенок примитивизма, свойственного народным художникам, что очень хорошо просматривается в фигуре самой самаритянки: детская округлость рук, узкие плечи, некоторая статичность позы.

    При всей многочисленности произведений на данный сюжет самых разных художников – от мировых знаменитостей в области живописи, гравюры, иконописи до безвестных авторов – подобное расположение фигур в поисковых системах Интернета встретилось только в одном случае. Но автор гравюры в поисковиках не был представлен. Даже обращение к признанному эксперту западноевропейской гравюры на Урале В. А. Карпову не дало исчерпывающего ответа на вопрос. Валерий Андреевич ответил, что "подобная гравюра ему не встречалась и вообще незнакома". Но истинный знаток графики предположил, что "по стилю изображения, художественному решению композиции и главным образом персонажей" данная гравюра может быть отнесена к школе немецких "назарейцев" первой половины – середины XIX века. Европейские живописцы, объединившиеся в "Союз Святого Луки" (а евангелист Лука со времён Средневековья считался покровителем гильдии художников), в историю вошли под термином "Назареев", по месту рождения Христа. Вот тогда поиск фамилии автора гравюры увенчался успехом – это немецкий художник-романтик Юлиус Шнорр фон Карольсфельд (1794 -1872 гг.) Сын художника, он в 1811 году поступил в Венскую академию художеств. После ее окончания стажировался во Флоренции, затем жил и работал в Риме, где примкнул к кружку "Назареев". Будучи приглашённым в художественную академию Мюнхена, занимал должность профессора исторической живописи и выполнял заказы короля Людовика I и придворных. В 1848 году Юлиус фон Карольсфельд принял приглашение стать профессором Дрезденской академии и директором местной галереи. После переезда в Дрезден начался третий период его творчества. Он почти совершенно бросил средневековую романтику и предался всей душой религиозному искусству.

    Важнейшим трудом его жизни сделалось осуществление предприятия, задуманного ещё в молодые годы в Риме, а именно – издание "Библии в картинках". Эта книга, вышедшая в свет в 1852-1860 годах в Лейпциге, доставила Шнорру обширную популярность не только во всех княжествах Германии, но и в других странах. Она содержит 240 рисунков. По мнению знатоков, композиции неодинакового достоинства, но из них многие, особенно относящиеся к Ветхому Завету, бесподобны в своём роде.

    Гравюра Ю. Шнорра "Христос и самаритянка", а, скорее всего, репродукция с неё, вероятно, и послужила Анне Павловне Худояровой образцом для копирования.

    Как известно, в традициях тагильских мастеров лаковой живописи по металлу было копирование известных произведений искусства, о чём свидетельствуют хранящиеся в фондах нашего музея собрания гравюр, принадлежавших местным художникам В. и С. Дубасниковым и Выйскому народному училищу. Поэтому неудивительно, что Анна Павловна могла взять за основу гравюру Ю. Шнорра. Другой вопрос, где она увидела эту репродукцию. В хранении нашего музея эта работа не встречается, что, в общем-то, не исключает наличия гравюр Шнорра или их репродукций в Тагиле вообще. Иллюстрации к Священной истории печатались народными изданиями и в лубочном варианте, и в репродукциях известных художников. Возможно, это была иллюстрация из "Нивы". В этом популярном в стране издании часто печатались репродукции известных работ. Картинки из "Нивы" наши мастера использовали в качестве образцов или основ для копирования или переводных для украшения зеркала подноса.

    В нашем случае Христос сидит на скамье у двери здания, а женщина, пришедшая набирать воду, изображена на фоне колодезного сооружения неба и облаков, которые простираются до самых очертаний города, который она покинула, чтобы подняться в гору к колодцу Иакова. Конечно, мы не можем говорить об идентичном копировании гравюры Ю. Шнорра. Нет фигур учеников соответственно евангельскому тексту, нет женщин, также спешащих за водой. Более статична фигура самаритянки, она просто опирается правой рукой на подставку, на которой стоит водонос, а не берёт его обеими руками, как на гравюре, готовая уже опустить кувшин в колодец. Более прост и костюм самаритянской женщины в исполнении Анны Павловны, нет сложных деталей платья, уменьшено количество складок, не столь затейливо уложено покрывало, закрывающее волосы. Свет полуденного солнца, освещающий фигуру самаритянки и лицо Иисуса, подчёркивается тёмным плащом, который перекинут через его левое плечо.

    Полуоборот головы самаритянки, будто она не решается взглянуть ему в лицо, и протянутые руки Иисуса говорят о возникшем диалоге. Иисус первым обращается к женщине. От лица тех, чьи собратья относятся с презрением к её народу: "Ибо иудеи с самарянами не сообщаются". Самаритянка слушает и отвечает ему, лишь слегка повернув голову, как недостойная взглянуть на "пророка", который всё рассказал о ней. Христос не только не отвергает представительницу чуждого племени, а предрекает людям именно в её лице, в лице язычницы, что "настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине".

    Этот один из интереснейших экспонатов нашего музея, непосредственно связанный с семьёй известных тагильских художников Худояровых и свидетельствующий о развитии массовой народной культуры, вы можете увидеть экспозиции музея истории подносного промысла.

Галина ОСЕТРОВА, научный сотрудник музея-заповедника.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №13(152) от 10.04.2014.

 

Главная страница