Картина "дышит" жаром раскаленных горнов

    С марта по май 2014 г. в музее-усадьбе "Демидовская дача" проходила выставка "Индустриальный пейзаж".

    Обычно слово "пейзаж" у нас связано с картинами природы – березовыми рощами, лесными опушками или морскими просторами. Однако, индустриальный пейзаж – это самостоятельный жанр, позволяющий показать взаимодействие индустриальных и природных форм, динамические сдвиги в пространственном восприятии мира, связанные с созидательным трудом человека.

О.Э. Бернгард. "Коксохимический цех в Нижнем Тагиле". Холст, масло, 1957 г.

О.Э. Бернгард. "Коксохимический цех в Нижнем Тагиле". Холст, масло, 1957 г.

    Расцвет индустриального жанра традиционно относят к ХХ веку – эпохе советского искусства. Однако в собрании Нижнетагильского музея-заповедника хранятся уникальные индустриальные пейзажи, созданные в XIX веке. Среди них – картина П. П. Веденецкого "Усть-Уткинская пристань", полотно П Ф. Худоярова "Листобойный цех", картина на металле Т.К. Перезолова "Вид Высокогорского железного рудника" и работа В.П. Худоярова "Вид Меднорудянского рудника". В I половине XIX века целая серия картин на индустриальную тематику была выполнена по заказу Демидовых русскими художниками П.П. Веденецким и В.Е. Раевым. Видя интерес заводовладельцев к данной теме, местные художники-самоучки Худояровы, Перезолов и другие тоже обращаются к индустриальному пейзажу.

    На выставке в Демидовской даче были представлены необычные копии этих картин. Они написаны на подносах по всем канонам и традициям тагильского подносного промысла, которым соответствуют выбор цветного фона для "зеркала" подноса, тщательное копирование выбранного произведения, украшение бортика подноса замысловатым золотным орнаментом, лакирование. Это работы художниц по росписи подносов Л.С. Никитиной, М.В. Пальцевой, Н.В. Петуховой, С.Н. Поповой, которые в 2013 году выполнили заказ Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал" по изготовлению копий известных произведений художников XIX века специально для экспозиции музея-усадьбы "Демидовская дача".

    В результате зрители не только любуются красивыми подносами, но и познают реалии и детали труда тагильчан XIX века – как велась разработка железной и медной руды, какие были орудия труда, механизмы, внешний вид и одежда рабочих. Художники также передают тонкости технологических операций (например, по выделке листового кровельного железа), особенности взаимоотношений работающих людей – деловитость кадровых мастеровых, скромность простых рабочих, превосходство надсмотрщиков.

    Огромную роль играет цвет, особенно на картине "Листобойный цех". Картина "дышит" жаром раскаленных горнов, горячего металла. Это пламя отражается повсюду – на одежде, лицах, стенах здания, стопках готового металла. Цвет и свет создают музыку, гимн непрерывному слаженному труду.

    На выставке представлен и индустриальный пейзаж советского времени. В нем нашла отражение романтика становления народного хозяйства: строительство крупных объектов промышленности, достижения советских людей на трудовом фронте, индустриальный рост.

    Одним из ярких представителей этого направления в пейзажной живописи можно считать О.Э. Бернгарда. В экспозицию вошла его картина "Коксохимический цех в Нижнем Тагиле", написанная в 1957 году. Полотно, как и другие индустриальные пейзажи Олега Эдгардовича, представляет интерес не только для ценителей искусства, но и для историков. Художник с такой активной социальной позицией просто не мог пройти мимо проблем созидательной жизни своих сограждан.

    Эту картину хочется рассматривать с расстояния. Можно ощутить перспективу уходящих вдаль железнодорожных путей, заводских корпусов с высокими трубами, почувствуете размах территории завода, мощь самой коксовой батареи, из которой вырывается огромными клубами ярко-коричневый дым. Композиция решена в серебристо-серо-голубых тонах с резким контрастом огненно-красных языков пламени. Всего 2-3 фигуры людей изображены на картине, но, несомненно, это им подчинена мощь огромной махины коксохимического завода, которой они управляют по своей воле.

    В фондах Нижнетагильского музея-заповедника хранится немало работ этого художника. Но индустриальный пейзаж стал все-таки самым значительным вкладом О. Бернгарда в искусство – панорамы металлургических заводов, рудников, шахт, важные производственные события отражены в работах художника "На стройке 3-й домны", "Завод имени Куйбышева", "Старый и новый Тагил" и других.

    Они по праву вызывают наибольший интерес – ведь в них историческая достоверность и живописное мастерство художника равноправны.

Специально для экспозиции музея-усадьбы "Демидовская дача" художники по росписи подносов изготовили копии известных произведений художников XIX века.

Специально для экспозиции музея-усадьбы "Демидовская дача" художники по росписи подносов изготовили копии известных произведений художников XIX века.

    Индустриальная история родного города совсем по-другому предстает перед нами через городские пейзажи Николая Михайловича Корзнякова. На выставке представлены две работы художника – "У старой плотины" и "Завод-музей", написанные в 2012 году, причем одна из них – в зимний период, а другая – в летний. Николай Корзняков был членом Нижнетагильского творческого объединения "Группа 13", исповедующего сохранение традиций русской реалистической живописи. Ценителям искусства он давно известен превосходными романтическими пейзажами, в которых реально узнаются любимые тагильчанами уголки городских улиц, парков, скверов. Художник будто бы показывает нам знакомые пейзажи так, как мы их раньше не замечали, приглашает удивиться увиденному. От сочетания реализма с импрессионизмом и романтическими началами на самом деле "дух захватывает".

    Стало традицией среди тагильских художников изображать и завод-музей, и старую плотину. Понятно, что аура старых, богатых мощной энергетикой, "фактурных" мест привлекательна для творческих людей. Часто можно видеть возле этих объектов и студентов с этюдниками. Однако, представленные на выставке работы Николая Михайловича Корзнякова "У старой плотины" и "Завод-музей" стоят особняком на высоком пьедестале обозначенной темы. Художнику удалось передать трогательное, уважительное отношение к старым домнам, заводским сооружениям, где когда-то плавился превосходный металл. Сейчас они стали частью истории Тагила, тагильской достопримечательностью, узнаваемым тагильским пейзажем, великолепно и выразительно показанным художником зрителю. Автор будто поделился счастьем, открытием, радостью. В этом весь реалистический романтик Николай Корзняков!

    На выставке представлены еще два произведения декоративно-прикладного искусства, это подносы Е.А. Новокшоновой "Завод им. Куйбышева" и Т.К. Шариповой – "Демидовская дача". Художницы продолжают традиции тагильской пейзажной живописи на металле, выбирая для своих произведений интересные для зрителя и актуальные темы.

Л. КОВАЛЬЧУК, заведующая филиалом Музей-усадьба "Демидовская дача".

    Фото Тимофея Дубинина.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №12(151) от 03.04.2014.

 

Главная страница