Музыкальные раритеты

Шарманка Цимермана, полифон фирмы "Stella" и многое другое в музее истории техники "Дом Черепановых"

    Сейчас часто можно увидеть такую картину – по улице стремительно шагает студентка (или студент) с отсутствующим взглядом. Приглядевшись, сразу поймете, в чем дело – в ушах девушки маленькие наушники, а от них тянутся тонкие провода: она слушает музыку. А еще сто лет назад, чтобы слушать музыку на ходу, потребовалось бы тащить с собой многокилограммовый ящик, да еще крутить ручку… Да и набор мелодий был весьма и весьма ограниченным.

полифон

    Мы уже привыкли не удивляться скорости технического прогресса. А, наверное, зря. Очень полезно оглянуться назад и понять: как же это было, откуда же это взялось, и кто до этого додумался?

Шарманка Цимермана

    История человеческой цивилизации вся соткана из тысяч отдельных историй стран, изобретений, людей. История звуковоспроизводящих и звукозаписывающих устройств – одна из самых молодых, она насчитывает чуть более трех столетий. Познакомиться с ней можно на выставке "Музыкальный автомат", которая работает в музее истории техники "Дом Черепановых".

Катушечный магнитофон

    Здесь вы увидите уникальную коллекцию подлинных экспонатов: шарманку Цимермана, полифон фирмы "Stella". Возможно, вы даже не знаете, что это такое. Приходите – узнаете, увидите и даже послушаете!

    Особенно интересный экспонат – прадедушка нынешнего магнитофона – фонограф.

    В 1877 году американский изобретатель Томас Альва Эдисон (1847-1931 гг.) создал и продемонстрировал всему миру аппарат, который записывал и воспроизводил звуки. Этот аппарат назвали фонографом. Вот как сам Эдисон описывал, как произошло это замечательное открытие: "Однажды, когда я еще работал над улучшением телефона, я как-то запел над диафрагмой телефона, к которой была припаяна стальная игла. Благодаря дрожанию пластинки, игла уколола мне палец, и это заставило меня задуматься, а что, если бы можно было записать эти колебания, а потом снова провести иглой по такой записи, отчего бы пластинке не заговорить? Я попробовал сначала пропустить обыкновенную телеграфную ленту под острием телефонной диафрагмы и заметил, что получилась какая–то азбука. Пропуская ленту второй раз, я крикнул в телефон: "Алло! Алло!", и потом, когда я заставил ленту с записью вновь пройти под иглой, мне послышалось, правда, очень слабое "Алло, алло!" Тогда я решил построить прибор, который работал бы отчетливо, и дал указание моим помощникам, рассказав, что я придумал. Они надо мной посмеялись. Вот и вся история, не уколи я палец – не изобрел бы фонографа!"

Шарманка Цимермана

    Тут есть повод задуматься. Согласно легенде, закон притяжения был открыт благодаря яблоку, упавшему на Ньютона, а звукозапись, оказывается – благодаря уколу дрожащей иглы. Конечно, дело не в падающих яблоках и уколах, а в самих изобретателях, их поразительной наблюдательности, пытливом уме и смелом мышлении.

    Но настоящим символом эпохи звукозаписи стал граммофон. В 1988 году немецкий изобретатель Эмиль Берлинер нашел способ тиражирования звукозаписи. Вместо валика он предложил использовать плоский диск или пластинку. Берлинер изобрел и аппарат, с помощью которого можно было воспроизвести запись на такой пластинке, – граммофон. Благодаря наличию трубы-рупора звук получался гораздо громче.

    Внес свою лепту в дело звукозаписи и наш соотечественник Василий Иванович Ребиков, который усовершенствовал граммофон, установив вместо громоздкого длинножерлого рупора гнутый компактный звуковой рупор, значительно уменьшив габариты аппарата. Ему же принадлежит идея граммофона со скрытым рупором. В 1902 году В. И. Ребиков открыл первую в России фабрику граммофона, и уже в 1904 году на Петербургской выставке получил золотую медаль за эти оригинальные изобретения.

    Как всегда, распространение нового изобретения вызвало бурные споры. Как когда-то утверждали, что фотография "убьет" живопись, так и ревнители "чистого искусства" противопоставляли "поющей машине" живое исполнение, утверждая, что запись на диске – это профанация искусства. Однако предубеждение к граммофонной записи разделялось не всеми. В 1901 году рискнули записаться на пластинки Федор Шаляпин и Леонид Собинов. Огромный сценический успех этих артистов сразу же нашел подтверждение в растущем спросе на грамзапись. И это был весомый аргумент. С записью на пластинку популярность любого артиста росла в разы быстрее.

    А вот следующий экспонат, патефон – миниатюрный граммофон, получивший название от фирмы братьев Поте, которые начали в 1907 году выпускать такие аппараты. Именно патефоны царствовали в звукозаписи в первой половине ХХ века. Хотя еще в 1900 году датский физик и инженер Вольдемар Паульсен предложил идею "Телеграфона", в котором запись осуществлялась на стальную проволоку или тонкую стальную ленту. Но эта идея получила свое развитие гораздо позже и потребовала усилий еще многих изобретателей. Самым ранним магнитофоном на выставке является магнитофон "МП–1" с фабричным штампом "Март, 1955 год", в котором достаточно трудно распознать собственно магнитофон. "МП" расшифровывается как "магнитофонная приставка" и состоит из прямоугольной коробки усилителя и отдельного лентопротяжного механизма, работающего с помощью подсоединения к радиоприемникам. На выставке вы сможете увидеть мечту молодежи 1960-1970-х годов – магнитофоны "Нота" и "Романтик". Обладатель такого аппарата пользовался широкой популярностью у девушек всего двора, и не только.

    Хотя выставка "Музыкальный автомат" работает в сравнительно небольшом зале, посетители задерживаются там надолго, узнавая новые, неизвестные для них факты, делая свои "открытия"

    Выставка работает в музее истории техники "Дом Черепановых" (ул. В. Черепанова, 1).

Евгений СТАВЦЕВ, заведующий музеем истории техники "Дом Черепановых".

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №34(35) от 22.09.2011.

 

Главная страница