Сохраняя розу

    В Нижнетагильском музее изобразительных искусств открылась выставка, приуроченная к 265-летию уральской лаковой росписи. Это уже вторая выставка проекта "Тагильский поднос начала XXI века".

    Последние годы показали, что цветочная роспись утратила свое ведущее положение в подносном промысле, которое она занимала в последней четверти XX века, уступив место сюжетному направлению. Поэтому и появилась необходимость посвятить очередную выставку проекта тагильской розе, являющейся символом декоративной уральской цветочной росписи. В двух выставочных залах музея представлено более ста произведений.

экспонаты выставки

экспонаты выставки

    Большой интерес у посетителей выставки вызывают работы прославленной мастерицы Агриппины Васильевны Афанасьевой (1913– 2004), стоявшей у истоков возрождения уральской маховой росписи в конце 70-х годов и сохранившей на всю жизнь любовь к своему делу. В ее букетах чувствуется сила живой народной традиции, виртуозное владение кистью, легкость и свобода в написании цветочных букетов, излучающих энергию добра и счастья.

    Подносы 80-х годов с цветочной росписью прекрасно демонстрируют изменения в росписи розы. Это и поиски формообразования цветка, и усложнение технических приемов, и эксперименты в выборе колористической гаммы цветочных композиций. Таковы подносы мастеров творческой группы завода "Эмальпосуда", цеха художественных подносов, где наряду с А. Афанасьевой трудились молодые художники Тамара Юдина, Татьяна Бинас, Алевтина Голубева, Вера Полева, Ирина Смыкова, ставшие продолжателями традиций лаковой живописи по металлу.

    Привлекут внимание посетителей выставки и образцы так называемых высокохудожественных подносов тагильского промысла 90-х – начала 2000-х годов, в которых отражена яркая индивидуальная манера письма каждой мастерицы, создавшей свой "образ" цветка "тагильской" розы – Веры Полевой, Любови Кизиловой, Елены Отмаховой, Елены Вардугиной, Жанны Овчинниковой, Елены Кондрашовой.

    И сегодня в подносах современных тагильских мастеров красавица роза выглядит столь же разнообразно и обворожительно. В этом можно убедиться, глядя на произведения, представленные во втором разделе выставки, где наряду с работами художников демонстрируется фильм, дающий посетителям уникальную возможность посмотреть, как рождается и расцветает тагильская роза на подносе. Ведущие мастера промысла Вера Полева и Елена Вардугина приоткрывают нам тайну создания уральской розы: сначала они пальцами наносят на зеркало подноса подмалевки под цветок, затем начинают писать кистью, одновременно набирая на нее две краски, уверенными и точными движениями накладывают тонкие двухцветные мазки, ничего не подправляя...

    Пришедшая на промысел в конце 70-х годов и обучавшаяся уральскому письму у А.В. Афанасьевой, Вера Полева много лет проработала в творческой группе завода "Эмальпосуда", ныне она является членом Союза художников России. Полева была одной из первых художниц, освоившей приемы написания фруктов традиционным уральским мазком и стала автором оригинальных цветочных композиций. Сейчас Вера Полева обучает детей основам уральской росписи, являясь педагогом дополнительного образования в детско-юношеском центре "Радуга".

    Передает свой опыт и навыки тагильской росписи подросткам и Елена Вардугина, виртуозно владеющая как кистевой росписью, так и созданием трафаретных узоров на подносах.

    Современные мастера продолжают поиски и разработки новых цветочных мотивов, в которых рядом с розами расцветают пионы, магнолии, азалии, цветы шиповника (работы Нины Чистяковой, Жанны Овчинниковой, Алевтины Сидоровой). Заметно стремление художников к собственной творческой манере письма, отсюда и многочисленные эксперименты в росписи подносов, примером тому – произведения Евгении Новокшоновой "Розовый рассвет" и "Звонкая песня лета", в которых художница сочетает маховую цветочную роспись с многослойной пейзажной живописью.

    Выставка "Сохраняя розу" поражает богатством и яркостью красок, разнообразием цветочных мотивов, особым приподнятым эмоциональным настроением. В произведениях передан характер уральской народной живописи – звучной, яркой и жизнерадостной. Тагильские мастера понимают, что, только сохраняя традиции уральской росписи, зная историю лакового промысла, можно дальше развиваться и совершенствоваться.

Лидия ХАЙДУКОВА, старший научный сотрудник музея.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 16.09.2011.

 

Главная страница