История улиц крепостного Тагила
История тагильских улиц составляет неразрывную часть истории Нижнего Тагила, одного из старейших поселений Тагильского Зауралья. Под этим термином уральские археологи, географы и историки имеют ввиду осевой участок Уральского горного хребта между 59° восточной долготы и 57° северной широты, являющийся водоразделом рек Камско-Чусовской системы (среднее течение реки Чусовой с ее правыми притоками) и системы рек Обско-Иртышского бассейна (верхнее течение реки Туры с притоками, реки Тагил с притоками, а также реки Ницы с Нейвой и притоками). Большую часть этой обширной территории занимают горные кряжи, разделенные речными долинами и впадинами, занятыми болотами, торфяниками и озерами. Горы покрыты сосновыми и еловыми борами и смешанными лесами. При сравнительно суровом климате и дефиците плодородных почв, край отличается исключительными природными богатствами.
В полной мере это относится к территории среднего течения реки Тагил, где возникло поселение, превратившееся в Нижнетагильский заводской поселок (НижнеТагильский завод), а потом - в город Нижний Тагил.
Это была гористая и лесистая местность. "Вокруг горы высокие, боры, леса темные", - сообщал верхотурский воевода, проводивший в 1696 году "досмотр" окрестностей горы Магнит - будущей горы Высокой, давшей жизнь нашему городу.
Появившиеся здесь русские поселенцы дали свои названия этим горам: Красный Камень, горы Птахина, Вшивая, Белая, Иванова, Лебяжья, Ушкова - на правом берегу реки Тагил; Вересовая, Лисья и Маральская - на левом берегу.
Гористыми были и берега главного притока Тагила - реки Выя. На левом берегу реки находились горы Андреева, Лапина и Королева; на правом - Елизарова и Патракова.
Продолжением тагильских гор, на севере, ниже по течению реки являются гряда Гулящих гор, среди которых выделяется расположенный на правом берегу стометровый утес Медведь-Камень (где, по преданию, находилась стоянка Ермака).
На юго-западе, в тридцати километрах от речки Леба, впадающей в Тагил, горой Голый Камень начинается главный Уральский водораздельный хребет с главными вершинами Среднего Урала - горой Белой и Старик-Камнем.
Речная сеть на территории будущего поселка включала реку Тагил и ее притоки -Леба, Рудянка, Гольянка, Выя, Вязовка, Кушва, Замурайка и другие небольшие речки и ручьи.
Не будучи судоходными, они, тем не менее, обладали значительными энергетическими ресурсами. В первую очередь это относилось к реке Тагил и его главному притоку - Вые. Там и возникли металлургические заводы с развитой гидротехнической системой, обеспечивающей действие многочисленных заводских машин и механизмов.
Однако строительство заводов и жилья для занятых на них рабочих столкнулось с серьезными трудностями, связанных со сложным рельефом местности и особенности течения протекающих здесь рек. Это относилось к реке Тагил с ее многочисленными протоками ("рукавами"), неустойчивым водным режимом, а также изменчивыми - то заболоченными, то обрывистыми, скалистыми берегами.
Близость к поверхности подземных вод и связанное с этим обилие ручьев и родников ("ключей"), затрудняло ведение горных и строительных работ. Оно существенно влияло на застройку и планировку возникшего здесь поселения.
Отдаленность от очагов цивилизации, дремучие непроходимые леса, горы и многочисленные болота, обилие рек, разнообразный растительный и животный мир - в таких условиях проходило заселение этой территории, начавшись, по данным археологов, еще в эпоху палеолита (т.е. 20 тыс. лет назад). Природные условия благоприятствовали охоте и рыболовству. Это были основные занятия аборигенов края - угро-финских племен и их потомков - манси ("вогулами", как их называли русские). Память о первых поселенцах живет до сих пор в топонимике края, в т.ч. в названии реки Тагил, давшей имя нашему городу.
В XVI - XVII вв. часть уральских вогулов постепенно переходили к оседлому образу жизни. Вогульские "деревни" (юрты) появились и на территории Тагильского Приуралья. Одна из них "Вогулка" - юрта крещеного вогула Алексея Тетерина находилась в устье реки Выя - поблизости от ее впадения в Тагил (что подтверждается письменными и археологическими источниками). В нескольких верстах от нее, на левом берегу реки Тагил, располагалась небольшая русская деревня-однодворка Фадеева (Фотеева), основанная жителями деревни Гаево Краснопольской слободы, Терентием Фадеевым. Не совсем ясно, как и почему попал он в эти глухие места, отдаленные, то есть постоянно использовавшихся легальных, от "нахоженных" путей сообщения. Электронная версия historyntagil.ru. По всей вероятности, его путь начинался с брода через реку Тагил и проходил в среднем ее течении, как считают краеведы, по тайным тропам, издавна известным не только краснопольским крестьянам, но и староверам, пробиравшимся из Причусовья на северо-восток в сторону старообрядческой деревни Лаи на реке Тагил и дальше - к Верхотурскому тракту - официальной государственной дороге.
Не случайно именно здесь в XVIII веке был проложен Лайский тракт, соединявший демидовские и казенные Гороблагодатские заводы. О давних связях территорий будущего Тагильского поселка, крестьян Краснопольской слободы и жителей Верхотурья свидетельствуют материалы "досмотров" 1696-1702 годов и сведения о деятельности одного из первого рудоискателя и промышленника Д. Тумашева. Очевидно, рудоискатели пользовались теми же дорогами, что и крестьяне из деревни Гаево, или, во всяком случае, знали о них.
Таким образом, распространенное представление о сравнительно позднем - только в XVIII в. - появлении в районе среднего течения реки Тагил русских поселенцев не подтверждается. Однако именно восемнадцатый век открыл новую страницу в истории становления Нижне-Тагильского поселения.
В XVIII веке определилось новое промышленное направление русской колонизации Урала. Горнозаводская промышленность становится главным фактором экономического развития региона. В этих условиях устройство А.Н. Демидовым в 20-х годах XVIII века на реке Тагил и ее притоке Вые Выйского и Нижне-Тагильского металлургических заводов определило судьбу возникшего вокруг них поселения.
Первоначально оно состояло из его двух отдельных поселков - Выйского и Тагильского, основным промышленным "ядром" которых был знаменитый в истории горного дела России Высокогорский железный рудник. Официальной датой его рождения считается 1721 год. Примерно в это время началась разработка первого медного рудника - Андреевского. Выйский медеплавильный, доменный и железоделательный завод выдал первую продукцию - чугун - 2 октября 1722 года. Нижне-Тагильский доменный и железоделательный завод начал функционировать 25 декабря 1725 года. Первую дату - 1722 год принято считать датой рождения Нижнего Тагила.
В 1730 году в Выйском и Нижне-Тагильских поселках, возникших рядом с заводами, вместе с окрестными деревнями Плешковой, Рогожиной, Патраковой (позже вошедшими в состав заводских поселков), было уже 522 дома.
Первые улицы заводских поселков располагались на берегах рек Тагил и ее притоках - Выи и Рудянки, в непосредственной близости от заводов и рудников.
В поселках их расположение изначально носило правильный ("регулярный") характер, а направление определялось выбором кратчайшего расстояния между главными промышленными объектами - рудниками и заводами. Именно эту цель преследовала прокладка заводских трактов, соединивших между собой тагильские заводы и рудники, а также связавших их с другими заводами Демидовых.
Первым из них стал Старозаводской (Невьянский) тракт, соединивший "старый" Невьянский завод с вновь построенными Нижне-Тагильским и Выйскими заводами. Продолжением его стал Лайский (Кушвинский) тракт, проложенный в направлении к Лайскому (демидовскому) и Кушвинскому "казенному" заводам. Оба эти тракта указаны на самом раннем плане-чертеже Тагильских заводов, относящемся к 1722 году. Несколько позже - в 40-х гг. XVIII в. появился Черноисточинский тракт, с продолжением в сторону Висимо-Шайтанского, а затем и Висимо-Уткинского заводов и Усть-Уткинской пристани на реке Чусовой.
Последним, по времени, станет проложенный в 60-х гг. XVIII в., соединявший тагильские заводы с Нижне-Салдинскими и Верхне-Салдинскими заводами.
Определив не только внешние, но и внутренние производственные связи промышленных предприятий, заводские тракты наметили также направление первых улиц тагильских поселков, являясь своего рода "осями" планировки и застройки. Так первоначальное направление Старозаводского тракта, который позже станет Главным заводским, определило расположение улиц - Нижней и Верхней Нагорной, Тагильской, Напольной, Староэтапной. То же можно сказать о Салдинском тракте и соседних с ним улицах.
Образовав основной "каркас" застройки, тракты, наряду с заводскими прудами и плотинами, наметили будущую общую планировку селения и ее основные "узлы", получившие позже названия "частей" заводских поселков.
Доминантами планировки изначально являлись промышленные сооружения и заводские здания.
Именно промышленный комплекс определял характер функциональных, объемно-планировочных и художественно-архитектурных связей, из которых складывался общий облик Нижне-Тагильского и Выйского поселков.
Это относилось и к отдельным улицам, возникавшим и застраивавшимся по мере развития промышленного "ядра" поселения - его заводов и рудников. Но при этом нельзя забывать и о влиянии других факторов - в том числе природных и демографических. К последним относилось широко практиковавшиеся заводовладельцами в крепостную эпоху переводы крепостных крестьян из вотчин на заводы. Самые массовые из них относились к сороковым, шестидесятым, девяностым годам XVIII века и к двадцатым и тридцатым годам XIX века. Именно на эти годы приходится "пик" расширения заселения Выйского и Тагильского поселков и соответственно - появления там новых улиц.
В 30- е годы XVIII века в Нижне - Тагильском поселке было всего три улицы: Ерзовка - на правом берегу Тагил, Тагильская - левом берегу, поблизости от НижнеТагильского завода, и улица Рудянская (впоследствии Большая Рудянская) на реке Рудянке около Высокогорского железного рудника.
Две улицы - Нижне-Выйская и Заречная располагались по берегам Выйского пруда, возле плотины Выйского завода.
Кроме поселков, к заводам в XVIII веке причислялись три деревни, расположенные по ходу Главного заводского тракта - Патракова, Плешкова и Рогожина, а также русская деревня Вогульская, находившаяся на берегу реки Тагил поблизости от Выйского завода.
В 1746 году здесь жило 2137 человек.
В 1757 году в Нижне-Тагильском поселке было уже 8 улиц: Старая Тагильская, Новая (Верхняя) Тагильская, Большерудянская, Верхнерудянская, Нижняя и Верхняя (Средняя) Ерзовка, Верхняя (Нагорная) и Нижняя (Невьянская). Пять улиц имел Выйский поселок - Нижняя и Верхняя Выйская, Гуляева, Заречная и Зеленая. В обоих поселках и в деревне Плешковой, расположенной на берегу Тагильского пруда, было 860 домов и 4790 жителей.
В Нижне-Тагильском заводе имелась крепость с военным гарнизоном, охранявшим въезд в поселок. На заводской площади находились "господский дом" и деревянная церковь.
К этому времени Нижне-Тагильский завод становится административным центром целой группы заводов, принадлежавших на посессионном праве потомку "фундатора" первых уральских заводов Никиты Демидова - Никите Акинфиевичу Демидову. Через Нижний Тагил, кроме заводских трактов, соединивших демидовские заводы, проходили дороги на Краснополье, на алапаевские заводы, на невьянские заводы, в Екатеринбург -и дальше в сторону Сибирского тракта, в северо-западном направлении дороги шли в сторону Верхотурского тракта.
Это делало поселение - Нижне-Тагильский завод, крупным транспортным узлом, что, несомненно, содействовало развитию торговли и разнообразных промыслов.
По данным 1795 года, там жили 147 ремесленников. Имелось 85 промышленных заведений (столярных, кожевенных, кузнечных, мыловаренных, токарных), где было занято 137 рабочих. Регулярно проводились базары и ярмарки. Складывался обширный хлебный рынок, обслуживающий заводы Северного Урала. Все это, наряду с продолжением первых так называемых "старожильческих" улиц, способствовало возникновению новых, основанных большей частью, крепостными "переведенцами". Так появляются улицы Гнедина (Анедина), Саньчурина, Ягодина, Колговская, Арзамасская, Патерюхина, Питерская, Извезная, Лисогорская.
В их образовании, как и прежде, заметную роль играли заводские тракты, особенно Главный заводской тракт, являющийся продолжением Старозаводского (Невьянского тракта).
Главный заводской тракт начинался сразу после плотины Тагильского завода, затем поворачивал на север (по мосту через реку Рудянку) и дальше шел уже по Тагильской улице на северо-запад - в сторону Выйского завода. При этом он делал два крутых поворота, обходя Патракову гору. Дальше тракт шел прямо на север - к плотине Выйского завода. Этот его участок получил название "Этапного" (бывшего Липового) тракта. За плотиной начинался уже новый - Лайский тракт, позже получивший наименование Кушвинского. Во второй половине XVIII века в связи с необходимостью разгрузки плотины Тагильского пруда от возраставших грузопотоков в обход Тагильского завода строится мост через реку Тагил. Так появилось новое направление Главного заводского тракта - через мост по левому насыпному берегу реки с переходом на улицу Горную и дальше, минуя так называемый Тагильский криуль. Он по "этапному" участку тракта выходил к Выйскому заводу. Значительно сократив путь заводскому транспорту (и не только заводскому) транспорту, новое направление тракта способствовало решению важнейшей и все обострявшейся "транспортной проблемы". Чтобы облегчить проезд по наиболее сложному участку главного Заводского тракта, на крутом склоне в районе Горной улицы был устроен "перевалочный пункт" ("Вогульские кузницы"), где происходила "перевалка" клади обозов и перековка обозных лошадей. По ходу тракта возникли новые улицы -Береговая и Малая Фокинская.
Изменение направления Главного заводского тракта отразилось и на Старозаводском тракте. С конца XVIII века он проходит уже не по Нижней, а по
Верхней (Нагорной) улице, и дальше в обход Главной заводской конторы, мимо Входо-Иерусалимского собора, к мосту через Тагил.
Старое и новое направления тракта закрепила постройка массивных каменных зданий "провиантских магазинов" (складов), Нижних - в начале Нижней (Невьянской) улицы, и Верхних - в начале Верхней (Нагорной) улицы.
На застройку поселения и планировку его улиц оказывали влияние как природные, так и антропогенные факторы.
Проявлением антропогенного фактора можно считать, прежде всего, заинтересованность правительства и первых частных заводчиков Демидовых в использовании уникального Высокогорского рудного месторождения. Именно оно определило место основания Нижне-Тагильского заводского поселения.
Постройка плотин на реках Тагил и Вые - выбор места запруды, не только решила важнейшую энергетическую проблему металлургического производства, но и определила расположение основных заводских сооружений, ставший архитектурными доминантами планировки, а также направление транспортных магистралей. С производственной необходимостью были связаны попытки изменения природного ландшафта. Так разработка рудных месторождений нарушила естественный рельеф местности. Аналогичную роль играло укрепление болотистых речных берегов с помощью насыпного грунта при строительстве заводских цехов, прокладке трактов.
То же можно сказать и о создании искусственного острова в русле реки Тагил, расширившего территорию Нижне-Тагильского завода.
Исключительно важное значение имело строительство мостов через реку Тагил и ее притокам. Они не только сокращали пути заводского транспорта, но и связывали между собой отдельные разобщенные, в силу природных условий, части территории застройки.
В то же время природные условия, особенно в начальный период освоения местности и становления Тагильского поселения, сохраняли важное, и даже порой определяющее значение.
При прокладке трактов и улиц приходилось учитывать сложный рельеф местности. Первые улицы Тагильского поселения появились там, где не было серьезных естественных препятствий - относительно высоких гор, заболоченных речных берегов. Улица, по которой проходил первоначально Главный заводской тракт, была "отодвинута от берегов Тагила. Сам тракт, благополучно преодолев небольшую речку Рудянку (возле плотины пруда), в дальнейшем круто поворачивал на восток. Так получился "тагильский криуль". А это, в свою очередь, определяло расположение соседних улиц - Напольной и Банной (Горной). Существенно повлияла на планировку гальянских улиц Лисья гора (поворот Плешковой улицы). Улицы рудного района, начиная со старейшей Больше-Рудянской, застраивались параллельно проходившей здесь речки Рудянки.
Природный фактор во многом определял границы Нижне-Тагильского завода в разные периоды его истории.
В XVIII веке такими пограничными точками были - на северо-западе - горы Лапина и Королева - на левом берегу Выи, и горы - Андреева и Елизарова, расположенные на берегах Выйского пруда. На западе эту же роль выполняла гора Высокая. На юго-западе - Лисья гора, а на юго-востоке - гора Кладбищенская. На востоке внешняя граница проходила по реке Тагил и ее притоку - Вязовке. На правом берегу реки возвышались скалистые отроги Красного Камня, а дальше - к северу за рекой располагались горы Белая, Иванова, Лебяжья, Зайгора.
Природные препятствия в виде гор и рек определяли также внутренние границы отдельных частей поселения. К таким исторически сложившимся и относительно изолированных в силу географических условий можно отнести Вогульскую деревню, находящуюся в междуречье рек Тагила и Выи. Вероятнее всего, она возникла на древних путях, которыми пользовались первые русские поселенцы. Позже здесь проложен Лайский тракт, который проходил через русскую Вогульскую деревню, поблизости расположенных в устье реки Выи мансийских юрт. В конце XVIII в Вогульской деревне было три улицы - Большая и Малая Вогульская, Поперечная. Их отделяли от основного жилого массива окружавшая ее с трех сторон водная преграда рек и южнее - Маральская гора.
Рядом находился Выйский заводской поселок, с которым постепенно сближалась русская Вогульская деревня. Его крайними "точками" на западе были - гора Андреева (на левом берегу Выйского пруда) и гора Елизарова - на правом берегу. Через поселок проходил Главный заводской тракт, за плотиной переходивший в Кушвинский (соединявший тагильские заводы с Кушвинским "казенным" заводом). Пересекая улицы Выйского поселка, Главный заводской тракт проходил по Этапной улице и огибал Патракову гору.
Материал опубликован не полностью.
Т.К. Гуськова