12 метров над землей

    В пятнадцать лет Нина Никифоровна Чернобай попала в Нижний Тагил. Она, простая деревенская девочка, выросшая среди полей и лугов, и представить себе не могла, что будет работать машинистом крана на производстве. Листопрокатный цех №1 НТМК на долгие годы стал ее миром. Он и сейчас ей снится. Это добрые, хорошие сны, которые словно возвращают во времена далекой молодости. Лучшие годы совпали с тяжелыми годами войны.

    Отца Нина Никифоровна не помнит совсем. Он работал в колхозе. В одну из ночей, еще до войны, его забрали безо всякой причины. Вероятно, расстреляли. Оставаться дома было небезопасно, и семья переехала из деревни Груздово, что под Смоленском, в Москву. Но московская жизнь не полюбилась: в столице не было возможности завести свое хозяйство. Мама Нины Никифоровны купила небольшой домик на станции Княжьи горы, устроилась на молочный завод.

    – Когда началась война, я училась в седьмом классе, - говорит Чернобай. – Помню, как немцы вошли в деревню и расселились по домам. Двое остановились у нас. Хорошие были люди, никого не трогали. Говорили: "Мы тоже не хотим войны". Вскоре они уехали.

    Зима была в 41-м холодная, морозы до 40 градусов. Однажды мама вышла на улицу и закричала: "Доченьки, это, наверное, деревни жгут. Зарево какое!" Немцы отступали. На следующее утро наш дом облили керосином и подожгли. Мы спрятались в бане у леса. Наутро переехали в соседский дом. А когда немец пошел на Москву, молодежь решили эвакуировать. В Тагил только мы с сестрой попали. А наши подружки под Москвой живут.

    В Тагил Нина приехала вместе с сестрой Марией. На двоих была одна корзинка с вещами: пара платьиц, сухари, хлеб да сахар. Таких же, как они, подростков набрался целый состав. Ехали в товарных вагонах, которые называли "телячьими". Путь из Калинина до Тагила занял почти три недели.

Верхний ряд (слева направо): машинист крана Феня Головина, оператор Нина Кулякова. Нижний ряд (слева направо): машинисты крана Нина Чернобай, Вера Маслова.

Верхний ряд (слева направо): машинист крана Феня Головина, оператор Нина Кулякова.
Нижний ряд (слева направо): машинисты крана Нина Чернобай, Вера Маслова.

    Мальчиков и девочек разместили в бараках в Вязовском поселке (был построен за Техпоселком) по 18 человек в комнате. Предполагалось, что они полгода будут учиться в ФЗО №2. Но срок обучения сократили до пяти месяцев. На НТМК срочно требовались рабочие. Кому кем быть, решили просто: одна комната – каменщики, другая – слесари. А Нине выпало стать машинистом крана. Первое, что пришло в голову, вспоминает Чернобай, – железная дорога!

    Гигантская металлическая конструкция, которую увидела в цехе, стала полной неожиданностью. И напугала, и удивила. С тех пор 30 лет она глядела на мир с высоты почти 12 метров.

    – Металл катали по 8-10 метров, – рассказывает Нина Никифоровна. – Я брала его магнитом за середину, грузила в вагоны. Сталь отправляли даже за границу. Но броню оставляли только себе.

    Работала по 12 часов без выходных. Шесть дней с утра, шесть – в ночь. С собой Нина брала кусочек хлеба. В столовую до окончания смены было уходить нельзя.

    В сутки хлеба давали всего 800 граммов. Дополнительно подросткам полагался талончик на котлету из брюквы. Раз в месяц – мыло, но его не хватало: солидол с одежды соскабливали ножом.

    Ноша, которую взвалили на детей, была по силам не всем. Девочки бежали домой.

    – Пугали, что будут судить. А кого? Если сможешь добраться до дома – умрешь там. А мы с сестричкой никуда не бежали. Да и куда? Дома нет. Мама сама в чужом сарае жила.

    Война свела Нину Никифоровну с будущим мужем. Анисим Степанович был мастером на Кировском заводе, листопрокатный цех в 1941 году полным составом эвакуировали в Нижний Тагил. Нина Никифоровна работала наверху, на кране. А супруг – внизу, на листоотделке.

    И голодная, и замерзшая сидишь в кабине, но работу не бросаешь.

    Молодость, сила взяли свое. После войны смену укоротили на четыре часа. Работать стали – по восемь. И это показалось настоящим счастьем!

    Нина Никифоровна была незаменимым специалистом, могла управлять любым краном. В цехе ее любили и ценили.

    – Если бы предложили уйти в другой цех – не пошла бы, потому что наш – самый лучший, – с гордостью говорит она.

    Тянет на производство, да идти уж некуда: старый листопрокатный цех снесли. Но оба сына Нины Никифоровны, Владимир и Александр, успели в нем поработать. А сестру Марию Никифоровну после ФЗО оставили преподавать основы электрооборудования. В разных приборах она разбиралась лучше других деревенских девочек. Во время войны выучила 270 ребятишек, а затем перешла в листопрокатный цех на тот самый кран, где работала Нина Никифоровна. Сестры сменяли друг друга на посту.

Анастасия ВАСИЛЬЕВА.

    ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА Н.Н. ЧЕРНОБАЙ.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 07.03.2015.

 

 

Главная страница