Из истории 698-го ночного бомбардировочного авиационного полка

    Данные по 698-му авиаполку весьма скудны и отрывочны. В начале войны весь летно-технический состав тагильского аэроклуба вместе с техникой был перебазирован в Свердловск на аэродром "Арамиль". Здесь собственными силами в полевых условиях учебные самолеты У-2 были переоборудованы в боевые легкие бомбардировщики. Летный состав прошел переподготовку по бомбометанию в ночных условиях. Затем из числа летно-инструкторского состава курсантов был сформирован 698–й легкобомбардировочный авиационный полк, принявший участие в битве за Москву.

"Аэрофлотовские" самолеты У-2 /По-2 на аэродроме Нижнего Тагила в 1930-е гг. Фото из семейного архива А.Ю. Хлопотова

"Аэрофлотовские" самолеты У-2 /По-2 на аэродроме Нижнего Тагила в 1930-е гг. Фото из семейного архива А.Ю. Хлопотова

"Аэрофлотовские" самолеты У-2 /По-2 на аэродроме Нижнего Тагила в 1930-е гг. Фото из семейного архива А.Ю. Хлопотова

"Аэрофлотовские" самолеты У-2 /По-2 на аэродроме Нижнего Тагила в 1930-е гг. Фото из семейного архива А.Ю. Хлопотова

"Аэрофлотовские" самолеты У-2 /По-2 на аэродроме Нижнего Тагила в 1950-е гг. Фото из семейного архива А.Ю. Хлопотова

"Аэрофлотовские" самолеты У-2 /По-2 на аэродроме Нижнего Тагила в 1950-е гг. Фото из семейного архива А.Ю. Хлопотова

Из журнала боевых действий полка:

    "698 ночной бомбардировочный авиационный полк, Нижний Тагил.

    Сформирован в Урал ВО при 36 запасном авиаполку (Арамиль).

    16.11.1941 – 30. 11. 1941 гг., 30.11.1941 – 15.12.1941 гг. перебазирование.

    15.12.1941 – 25.12.1941 гг. в составе Резерва ВВС МВО, город Рязань.

    25.12.1941 – 2.1.1942 гг. в составе ВВС Западного фронта в оперативном подчинении 1–го гвардейского кавалерийского корпуса.

    2.1.1942 – 4.2.1942 гг. в составе 28 смешанной авиадивизии, Западный фронт.

    5.2.1942 – 8.2.1942 гг. в составе ВВС 50А, Западный фронт.

    9.2.1942 – 1.4.1942 гг. в составе ВВС 10А.

    1.4.1942 года расформирован.

    Эта часть свой боевой путь начала в декабре 1941 года на аэродроме Дягилево в Рязани. Затем были аэродромы Тулы, Калуги, Мосальска. В 1942 году полк расформировали. Летно-технический состав отправили в тыл на переучивание на новые типы самолетов ИЛ-2".

    После переучивания летно-технический состав направлялся на пополнение других авиационных частей. Кроме 698-го, из осовиахимовцев Свердловской области были сформированы 692, 693, 700, 701, 686, 688 легкие ночные авиаполки.

Легкий ночной бомбардировщик У-2 перед вылетом на задание

Легкий ночной бомбардировщик У-2 перед вылетом на задание

    Сохранились воспоминания ветерана 698-го авиаполка тагильчанина Алексея Георгиевича Ермакова. В 1935-1937 годах он прошел действительную военную службу на Дальнем Востоке. После возвращения из армии в 1937 году без отрыва от производства закончил учебу в Нижнетагильском аэроклубе, через год – Ульяновскую школу пилотов и техников с присвоением по ее окончании воинского звания "младший воентехник". С июля по ноябрь 1941 года Ермаков обучал курсантов летному делу в Нижнетагильском аэроклубе. После ноябрьских праздников весь личный состав аэроклуба вместе с самолетами отправился на фронт. Алексей Георгиевич так и прослужил техником до конца войны. Неоднократно награждался "за восстановление боевых самолетов на фронте, за безаварийное обслуживание, за большой налет – звено Ермакова за 4 года войны совершило около 9000 вылетов, за экономию масла, бензина, за улучшение работы моторесурсов и другие показатели". Приходилось Ермакову показывать не только свое мастерство, но и личную отвагу. "Весной 1942 года, - вспоминает Алексей Георгиевич, - нам с командиром звена Василием Янчевским было поручено отремонтировать самолет, сбитый неподалеку от реки Ловать, где проходили горячие бои. Приехали мы, осмотрели самолет, записали, какие ему нужно заменить части. Пошли параллельно линии фронта, обнаружили на нейтральной полосе этой реки еще сбитые самолеты. Нам говорят: туда можно попасть только ночью во время бомбежки переправ противника. В это время он прячется в укрытие. Дождались такого момента. Взяли лодку, доплыли до места по протоке. Под свист пуль и осколков снарядов мы снимали с самолетов части и переправляли их на свой берег. В течение двух ночей шла эта работа. Потом мы собирали свой самолет... И, наконец, дождались бензина и масла, выровняли взлетную полосу и улетели на свой аэродром".

Ночной бомбардировщик У-2 в полете

Ночной бомбардировщик У-2 в полете

    Вот на данный момент практически вся доступная автору информация по этому авиаполку. 698-й полк формировался в Арамиле, под Свердловском, то в него могли попасть не только свердловские и тагильские осоавиахимовцы, но и курсанты аэроклубов северной части Челябинской области.

    Позднее ночной легкобомбардировочный авиаполк был сформирован и на базе собственно Челябинского аэроклуба. В феврале 1942 года летчики и техники со своей материальной частью на самолетах У-2 вылетели на формирование в город Троицк, где вошли в состав 700-го авиационного полка. При этом в составе 700-го полка, кроме челябинцев, были и уроженцы Свердловской области. Этот полк входил в состав 1-й воздушной Армии Западного фронта. Летом 1942 года полку было присвоено звание "гвардейский", и он стал именоваться 24-м гвардейским авиационным полком ночных бомбардировщиков.

Сергей ПУДОВКИН.

Литература: Газета "Тагильский вариант" №31(126) от 26.09.2013.

 

 

Главная страница