Одессит родом с Урала

    С чего начиналось…

    Память о Великой Отечественной войне священна. Современное поколение должны гордиться за героическое прошлое русского народа, сохранять благодарную память о тех, кому обязаны Победой.

    Любовь к Родине начинается с любви к тому месту, где ты живешь.

    В Нижнем Тагиле 27 Героев Советского Союза и среди них есть фамилия Шмакова Анатолия Ивановича, воспитанника Нижнетагильского горно-металлургического техникума.

    Когда-то следопыты горно-металлургического вели переписку с Героем Советского Союза Анатолием Ивановичем Шмаковым. В конце 1960-х переписка прекратилась после того как появилось сообщение от уральских родственников об уходе из жизни Шмакова.

    Считалось, что живых Героев в нашем городе не осталось, но в процессе поисковой работы музея истории колледжа абсолютно случайно обнаружилось, что в далеком городе Герое – Одессе Анатолий Иванович 8 декабря 2011 года праздновал 90- летний юбилей.

    Отсутствие сведений о дальнейшем периоде жизни Анатолия Ивановича Шмакова, бывшего воспитанника техникума и Героя Советского Союза, побудило к исследованию всего жизненного пути Героя. Сохранить историческую память о воспитаннике Нижнетагильского горно-металлургического техникума Анатолии Ивановиче Шмакове, Герое Советского Союза стало приоритетной задачей. Поисковая работа включила в себя поездку в село Большая Лая, в газеты и телевидение города Одесса были направлены письма-обращения, подключили даже своего выпускника, проживающего в г. Симферополь А. Манькова. В итоге удалось связаться с семьей А.И. Шмакова. В Одессу отправили бандероль по случаю 90-летнего юбилея Анатолия Ивановича.

 

    Краткий обзор биографических сведений

    Анатолий Иванович Шмаков наш земляк. Родился 8 декабря 1921 года в посёлке Лая Пригородного района Свердловской области в семье крестьянина.

    В 1930 году после смерти матери отец Шмаков Иван Константинович с двумя сыновьями-подростками переехал в город Нижний Тагил, где поначалу работал на строительстве завода, позднее проявил себя в качестве корреспондента и работал в газете "Тагильский рабочий" заведующим отделом писем. В жизни семьи было несколько переездов. В городе Свердловске Иван Константинович продолжил работу журналистом в газете "Уральский рабочий", затем в Челябинске – в областной газете. В городе Очер Пермской области, куда перебросили отца редактором Верещагинской районной газеты, Толя Шмаков окончил 7 классов. Вернувшись с отцом в Нижний Тагил, Анатолий окончил фабрично-заводское училище. Поработав электриком, Толя в 1939 году поступил в Нижнетагильский горно-металлургический техникум.

    20 июля 1940 года по комсомольской путёвке Шмаков направляется в Красную Армию. Сначала был зачислен в Новосибирскую военную авиационную школу пилотов, а впоследствии оттуда переведён в I-ю Чкаловскую школу пилотов им. Ворошилова, которую окончил в 1944 г.

    Свой первый боевой вылет Анатолий Шмаков совершил в том же 1944 году. В общей сложности Анатолий Иванович совершил 97 боевых вылетов. Именно совершил, потому, как каждый вылет был настоящим подвигом. Воевал на 1-м и 2-м Белорусских фронтах, участвовал в операции "Багратион"…

    Летчик-штурмовик Шмаков нанёс значительный урон врагу, уничтожив 4 танка, 76 автомашин, 7 полевых и зенитных батарей, до 250 солдат и офицеров врага. Сбил 2 самолёта противника. Сам был сбит зенитным огнём, совершив вынужденную посадку "на брюхо" в расположении Советских войск.

    За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года лейтенанту Шмакову Анатолию Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Анатолию было 24 года.

    После войны Шмаков А. И. продолжил службу в ВВС. В 1953 году окончил Краснознаменную Военно-Воздушную академию им. Жуковского. С 1961 года Анатолий Иванович продолжил службу в ВВС Одесского военного округа в звании "Военный летчик первого класса". В 1978 года полковник в запасе пришёл на работу в Научно-исследовательский институт морского транспорта "ЧерноморНИИпроект", где в должности инженера-проектировщика трудился до 1991 года. Только тогда ветеран вышел на пенсию.

    На кителе Анатолия Ивановича – орден Ленина, два ордена Красного Знамени, два ордена Отечественной войны 1 степени, два ордена Красной Звезды, орден "За службу Родине в ВС СССР" 3 степени, медали.

Герой Советского Союза А.И. Шмаков. 2010 г.

Герой Советского Союза А.И. Шмаков. 2010 г.

 

    Мечты юности сбываются

    Толя Шмаков слушал лекции по металлургии в Нижнетагильском горно-металлургическом техникуме и, одновременно, занимался в местном аэроклубе.

    "Заболел" небом Анатолий в тот момент, когда впервые увидел Сергея Черных, вернувшегося из Испании Героем Советского Союза. В глазах мальчишки, видевшего перед собой героя – человека необычного, загадочного, С. Черных стал кумиром. Он еще не понимал, что подвиг Сергея – это любовь к Родине, ясная цель, сила воли, жажда знаний, напряженный труд – воплощение лучших качеств человека.

    Желание взлететь в небо уже не покидало Толю. Очень хотелось летать! Такая возможность появилась, когда комсомол бросил клич: "Молодежь – в авиацию!" Идя в горком комсомола, Анатолий не осознавал, насколько изменится его судьба. Получив путевку в небо, Толя проходит медицинскую комиссию. Комиссия признала – годен. Ура, какая радость!

    С 20 июля 1940 года Анатолий курсант Военно-Авиационной школы пилотов. В комбинезоне, шлеме, Толя стоит около учебного самолета – первая фотокарточка родным!

    Военную присягу принял 7 ноября 1940 года. 25 января 1941 года курсанта А. Шмакова переводят в Новосибирскую авиационную школу пилотов. Так, в кабине учебного самолета Анатолия застала война. 15 июня 1942 года курсанта А. Шмакова вновь переводят, теперь в I-ю Чкаловскую школу пилотов им. Ворошилова.

    В училище висела огромная карта. Каждый день курсанты отмечали линию фронта, которая перемещалась на запад. Красными флажками отмечали освобожденные города. Капитуляция фашистов в Сталинграде, разгром на Курской дуге… Нетерпение росло: когда на фронт?

    Но очень важно овладеть техникой в совершенстве. И снова в небо, фигуры высшего пилотажа. Наконец, экзамены. Шмаков выжимает из машины все, что мог. Программа выполнена. Посадка. Спрыгнув на землю, Анатолий почувствовал усталость. После сдачи рапорта начальнику училища Шмаков услышал шепот генерала – Вот так примерно и в бою. Генерал прислонил Анатолия к своей груди – Молодец, молодец! Верю: будешь хорошим летчиком. Поздравляю, комиссия поставила "отлично"!

    В тот же день вечером Шмаков в новой офицерской форме с золотыми погонами и маленькой звездочкой на них по вызову шел к генералу, где получил предложение стать коммунистом. Анатолий и мечтать не мог о том, так как считал, что еще не заслужил такого доверия.

    25 марта 1944 года младший лейтенант Анатолий Шмаков с удостоверением военного летчика-штурмовика и партийным билетом прибыл в 783-й Штурмовой авиационный полк 199-й Штурмовой авиационной дивизии I-го Белорусского фронта.

    Мечты становятся явью.

     

Анатолий Шмаков. 1940-е гг.

Анатолий Шмаков. 1940-е гг.

 

    Первый боевой вылет

    Первый боевой вылет Анатолий Иванович совершил далеко не в первые дни пребывания на фронте.

    Сердце сжималось от ненависти, когда после боевых вылетов скорбно звучали ружейные залпы над могилами павших друзей. Хотелось в небо, сбивать машины с фашистской свастикой, обрушивать на головы врагов сокрушительные удары. Но командиры понимали, нужен опыт, по-отцовски оберегали молодых летчиков, давали им время осмотреться, сжиться с боевой обстановкой. Молодость горяча и одного пыла мало.

    Самолет Ил-2 – грозный штурмовик, не самолет, а летающая батарея. Немцы прозвали бронированный, жизнестойкий Ил-2 "Шварце тод" – "Черная смерть". Максимальная нагрузка подвески бомб – 600 кг. Чаще подвешивали 400 кг и, кроме бомб, загружали ПТАБы (противотанковые бомбы) – 170 штук, вкладывали их горизонтально друг на друга в четыре люка. Вес одного ПТАБа – 2,5 кг. Кроме того, самолет был снабжен двумя пушками Волкова-Ярусова – ВЯ-23 мм, двумя пулеметами "Шкас". В кабине стрелка-радиста – пулемет крупнокалиберный УБ-12,7 мм. Затем реактивных снарядов РС-82 мм восемь штук, по 4-е под каждое крыло. Позднее их сменили на РС-162. Действительно, не самолет, а летающая смерть!

Самолет Ил-2 – грозный штурмовик. 1940-е гг.

Самолет Ил-2 – грозный штурмовик. 1940-е гг.

    Производство "Илов" находилось под личным контролем Верховного Главнокомандующего.

    Это случилось 24 июня 1944 года. Ранним утром взвилась сигнальная ракета – по машинам! Анатолий выскочил из землянки, проверив оружие, планшет и парашют. Техники уже хлопотали возле его Ила под номером 13. По прибытию в полк при распределении боевой техники Анатолию достался 13-й номер. Казалось бы, несчастливое число, а выжил.

    Мы заходили перпендикулярно линии фронта, – вспоминает Анатолий Иванович, – наши лежали в исходном положении и немцы с той стороны. Фактически, когда были над нашими, уже начали стрелять из пушек и пулеметов по блиндажам, окопам противника, по их батареям – "Арен-19", станция наведения, позывной был. Горят! – раздался радостный крик напарника. Перепуганные фашисты мечутся под свинцовым дождем… Шмаков берет на пушечный прицел танк. С высоты танки казались спичечными коробками. Самолет падает в пике, Анатолий открывает огонь…

    После боя Шмаков, весь сияющий от счастья, посадил самолет. Боевое крещение принято.

    С тех пор пошло, поехало… Участвовал в операции "Багратион", операциях по освобождению Белоруссии. Менялись места дислокации, аэродромы…

    Размышляя над первыми боями, Шмаков уяснил для себя одну истину: на войне нет места легкомыслию, нужен трезвый рассудок, самообладание, сноровка. После каждого вылета он находил время, чтобы заглянуть в учебник, пополнить свои знания, проанализировать бой. Командиры ставили Шмакова в пример, призывали учиться у него инициативе, смекалке, храбрости. Эти качества помогали Анатолию Ивановичу образцово выполнять любые боевые задания, какими бы сложными они ни были.

 

    Служу Советскому Союзу!

    Для летчика-истребителя главными показателями боевой деятельности было количество сбитых самолетов и боевых вылетов. Для летчика-штурмовика, сколько он уничтожил танков, машин, батарей…

    Анатолий Иванович – штурмовик. В личном деле записано, что в одном из воздушных боев он сбил "фокке-вульф". Случилось это в оборонительном бою. Наши самолеты встали в круг с растягом, – вспоминает Шмаков, – дистанция примерно двести-двести пятьдесят метров. Впереди идет свой самолет, а немцы атакуют. У нас на лобовом стекле была метка, вроде прицела. Смотрю, он заходит по впереди идущему нашему "Илу", получилось метров 70 до него. Я его "Раз!" и всё. Он задымил и пошел к земле…

    Шмаков Анатолий Иванович сделал 18 вылетов с противотанковыми бомбами – "ПТАБами". Сам "ПТАБ" маленький, – вспоминает Анатолий Иванович, – но прожигает всё, пробивали броню танков "Тигр", самоходных орудий "Пантера", о машинах и говорить нечего. В танк попадет, пламя, танк горит, тут его боекомплект взрывается, и экипаж погибает.

    В личном деле Анатолия Ивановича есть запись о вынужденной посадке. По воспоминаниям Шмакова, это случилось в январе. Сбросил противотанковую бомбу в цель, хороший огонек получился, – вспоминает он, – на выходе из пикирования вражеским снарядом был пробит масляный бак и водяная система. Я набрал высоту метров 600, сразу же маслом мне все стекло забрызгало. До линии фронта оставалось 24 км. Причем ситуация такая: пехота наступала, наземные войска. Мне надо было дотянуть до линии фронта и немножечко дальше. Без воды можно пролететь 12 км по инструкции. Но я дал полный газ. Подлетаю, внизу – линия фронта. Видно хорошо на снегу черные линии траншей, ячейки окопов, войска…

    Лечу немного со снижением, высота 170-50. Чувствую, что мотор уже не тянет. Вот лесочек кончается, я по верхушкам чесанул, выключил зажигание и метров с шести плюхнулся. Уже отказал мотор. Стрелок молодой, первый вылет он сделал. Нас развернуло. Смотрю – санитары бегут. А как в бою и после боя было? Сначала подбирают наших раненых, потом наших убитых, потом раненых фрицев, потом убитых фрицев.

    Стрелок вышел из кабины. Я его поздравляю с первым боевым вылетом. Глаза у него вот такие... – продолжает Анатолий Иванович. Подошел генерал-майор пехоты, комдив. Я ему докладываю: – Товарищ генерал-майор, младший лейтенант Шмаков после выполнения боевого задания произвел вынужденную посадку по причине остановки мотора. Разрешите связаться со своими, чтобы доложить о вынужденной посадке вне аэродрома. Генерал распорядился нас накормить и устроить на ночлег…

    На следующее утро Шмаков со стрелком взвалили парашюты на плечи и на попутных машинах добрались к вечеру до своего аэродрома. Командование обрадовалось, потому что в тот день было сбито шесть экипажей полка.

    По статистике, полк А.И. Шмакова за период боев от Днепра до конца войны потерял целый полк, т.е. полностью сменился состав.

    Однажды Анатолий Иванович участвовал в съемках кино. Военный журналист делал фильм о летчиках их полка. Пилот Шмаков усаживал кинооператора позади себя на место стрелка и вылетал в "свободный бой". К сожалению, этой киноленте так и не суждено было оставить свой след в истории. Кинооператор вскоре погиб – прямое попадание снаряда в его машину, погибли и его фильмы...

    Запомнился Шмакову и боевой вылет во время Краковской операции на территории Польши.

    Мы производили налет на узловую железнодорожную станцию Остроленко, – вспоминает Анатолий Иванович, – это 50 км от линии фронта. Станция забита эшелонами, танками, боеприпасами. Шестеркой заходим (звено из шести самолетов Ил-2). Вышли из атаки, я замечаю идущий железнодорожный состав. В середине состава – платформа, на ней "Эрликон" стоит. "Эрликон" - это встроенная 20-миллиметровая пушка, довернуться до неё у меня высоты нет. Думаю, сейчас он по мне "полоснёт". Только подумал – удар по фюзеляжу, дым повалил. Пошевелил управлением – нормально, тяги, руль не перебиты. Связи нет никакой, всё попробивало. Тут окошечко маленькое было к стрелку, – думаю, Сашко цел. А дым черный. Что же это такое? Но раз самолет идет, будем лететь. 50 километров лететь! Прилетели, сели.

    Там дым рассеялся. Оказалось, Эрликон попал в банку противогаза, в отделение с активированным углем и уголь стал гореть, а связь со стрелком была перебита.

    Сел, посмотрел банку, тут прибежал Начхим полка и требует составить акт. Я ему говорю: "Знаешь что? Через 40 минут мне вновь вылетать. Садись вместо стрелка и увидишь сам". Нас заставляли брать с собой противогазы, они находились в задней кабине. Ну, Бог спас нас, как говорится, пострадали один противогаз и радиостанция…

    За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года лейтенанту Шмакову Анатолию Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Анатолию было 24 года.

 

    Отзывы командования о ратных подвигах летчика Шмакова

    Накануне Дня Победы в наградном листе командир полка написал: "Тов. Шмаков участвовал в боях против немецких захватчиков с 24 июня 1944 года. За этот период совершил 97 успешных боевых вылетов на самолете-штурмовике Ил-2.

    Участвовал в составе части 4-го Штурмового авиаполка корпуса летом 1944 года в поддержании наступления 9-го Танкового корпуса при прорыве глубоко эшелонированной обороны противника на Бобруйском направлении и уничтожении окруженных его войск северо-восточнее Бобруйска, а также преследовал его на Барановическом, Саснимском, Минском и Брестском направлениях. Участвовал в освобождении городов-крепостей Осовец и Остролевно. В этой операции тов. Шмаков совершил 24-е успешных боевых вылета. Провел шесть воздушных боев и отражал атаки истребителей противника, при которых сбил ФВ-190.

    С 14 января 1945 года участвовал в прорыве сильной обороны противника в районе городов Пултусск-Макув, а потом в преследовании отступающего противника вплоть до окружения его в Восточной Пруссии.

    Участник боев за завоевание города Танненберга в южной части Восточной Пруссии.

    В этих боях тов. Шмаков показал высокий класс техники пилотирования при выполнении боевых задач в сложных метеорологических условиях и при базировании на отдаленных аэродромах. Все 18 боевых вылетов, произведенных в этой операции, связаны с неотъемлемым риском, смелостью и отвагой.

    Особые образцы мастерства и отваги тов. Шмаков показал в операции по окружению и уничтожению Ганенко-Ганеунской группировки немецких войск. Произведя в день по 3-4 вылета в условии сильной насыщенности огня зенитной артиллерии и прикрытия целей с воздуха истребителями, тов. Шмаков пробивался через все препятствия, успешно выполнил все боевые задачи, произведя при этом 40 успешных боевых вылетов.

    С 20 апреля 1945 года участвует в прорыве системной обороны противника на западном берегу реки Одер. Несмотря на то, что противник прикрывался сильным зенитным огнем, тов. Шмаков совершил 12 успешных боевых вылетов.

    Тов. Шмаков, выполняя боевые задачи, всегда показывал образцы мужества и отваги.

    24.08. 1944 г. Заместителем ведущего восьми самолетов Ил-2 летал на штурмовку артиллерийских батарей в районе города Остроленко. При подходе к цели группа была встречена сильным заградительным огнем противника, умело маневрируя, тов. Шмаков дерзкими действиями стал подавлять зенитные точки, мешавшие работе наших штурмовиков. В результате 4-х заходов им уничтожено 2 орудия ЗА, подавлено 2 зенитных пулемета.

И снова бой. 1940-е гг.

И снова бой. 1940-е гг.

 

    22.08. 1944 г. Выполняя боевые задачи в составе шести самолетов Ил-2 в районе Рыбановал тов. Шмаков показал образец меткого бомбометания. На втором заходе взорвал склад ГСМ южнее окраины деревни Шабанково. Подтверждено произведенным фотографированием.

    16.01.1945 г. Произвел два вылета в составе восьми самолетов Ил-2 при штурме долговременной обороны противника в районе Пултусска, пять раз атаковал цель, своим огнем из пушек и пулеметов расстреливал живую силу и огневые точки противника и тем самым содействовал продвижению нашей пехоты.

    Наземные части восхищались действиями лейтенанта Шмакова, его мужеством и отвагой. На пятом заходе при пикировании прямым попаданием снаряда 3А в мотор, была перебита водяная и масляная система. Самолет ввиду отказа мотора стал неуправляем, но применив всю силу и умение, перетянул на свою территорию и произвел посадку на фюзеляж, фактически на нейтральной полосе.

Из наградного листа А.И. Шмакова орденом Красной Звезды.

Из наградного листа А.И. Шмакова орденом Красной Звезды.

 

    24.03.1945 г. Заместитель ведущего восемь самолетов Ил-2 летал на бомбардировочно-штурмовые удары по кораблям противника в заливе Путцигер-Вак. При подходе к цели группа была встречена всеми зенитными средствами и берега и кораблей. Умело маневрируя в зоне сильного зенитного огня, пробились к цели и успешно нанесли удар по кораблям. В результате двух заходов был подожжен, а затем затоплен один корабль. Лично тов. Шмаков на втором заходе точно сброшенными бомбами взорвал его. Подтверждено истребителями прикрытия 42 ГИАП.

    29.03.1945 г. Ведущим шести самолетов Ил-2 штурмовал и бомбил автотранспорт и живую силу в районе Облуш. В результате трех заходов группой было уничтожено и подожжено восемь автомашин и до 12-ти повозок. Подтверждено истребителями прикрытия 42 ГИАП.

    28.04.1945 г. Ведущий группы четырех самолетов Ил-2 Шмаков нанес бомбардировочно-штурмовой удар в районе Дамеров. При подходе к цели группа была атакована четырьмя вражескими самолетами ФВ-190. Своевременно заметив намерения противника и предупредив об этом экипаж, совместным огнем отбили три атаки ФВ-190 и успешно выполнили боевое задание. Лично тов. Шмаков взорвал склад с боеприпасами на южной окраине деревни Дамеров. Подтверждено ведущим истребителей прикрытия 287 ИАП младшим лейтенантом Пырховкой.

    Тов. Шмаков, хороший организатор боевой работы и воспитатель личного состава, заслуженно пользуется большим авторитетом у личного состава.

    Вывод: за совершенные 97 успешных боевых вылетов на самолете Ил-2, за эффективные бомбардировочные, штурмовые удары, в результате чего противнику нанесен большой урон в живой силе и технике, проявленные при этом смелость, мужество, отвагу достоин высшей правительственной награды – звания "Героя Советского Союза".

    7мая 1945 г.

    Командир 782 штурмового авиационного Танненбергского Краснознаменного полка, полковник Чадиленко".

    В результате боевых действий Анатолием Ивановичем Шмаковым уничтожено: самолет ФВ-190 – 1, танков – 4, корабль – 1, подвод с грузом – 60, дзотов – 4, железнодорожных вагонов – 15, артминомётных батарей – 3, зениток батарей – 4, паровозов – 1, бензозаправщиков -2, взорвано складов с боеприпасами и горючим – 5, шоссейных мостов – 1, убито и ранено более 250 солдат и офицеров противника.

Портрет А.И. Шмакова. Неизвестный художник. Из фонда музея колледжа. 1960-е гг.

Портрет А.И. Шмакова. Неизвестный художник. Из фонда музея колледжа. 1960-е гг.

 

    После войны…

    Анатолий Иванович хотел стать летчиком-испытателем, поэтому в 1946 году поступил в Краснознаменную Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского. Но там запретили быть одновременно слушателем и летать. Шмаков перевелся на штурманский факультет Краснознаменную Военно-воздушную академию, которую окончил в 1953 году. В 1951 году Анатолию Ивановичу было присвоено звание "военный летчик третьего класса".

    Шмаков летал на самолетах: У-2, Р-5, Ут-2, Ил-2, Ил-10, Як-9п, МиГ-15, Су-7б, Су-7бм, Ути-МиГ-15.

    С 1961 года его полеты проходили в Одесском военном округе на должностях: старшим штурманом 135-йгвардейской авиадивизии, 145-й и 119-й авиадивизии, был заместителем главного штурмана 48-й и 5-й воздушных армий. В аттестации отмечалось: "Уделяет много внимания повышению качества бомбометания в частях и обеспечении безопасности при его выполнении на полигонах". В 1961 году летчику А.И. Шмакову присваивают звание "военный летчик первого класса" ("военный летчик второго класса" - 1959 г.).

    Из служебной характеристики полковника А.И. Шмакова, данной Главным штурманом 5-й воздушно армии полковником Мазуром в 1969 году: "Военный летчик I класса, летает на многих типах самолетов, в том числе на реактивных МиГ-15, МиГ-17, Су-7. Имеет общий налет на всех типах самолетов и вертолетов 2200 часов…

А.И. Шмаков. 1960-е гг.

А.И. Шмаков. 1960-е гг.

 

    В настоящее время освоил вертолет Ми-4, налетал 80 часов… С подчиненными работать умеет, требователен и настойчив в решении поставленных задач. Принимает активное участие в партийно-политической работе и общественной жизни. Является секретарем первичной партийной организации. Выступает в местной печати.

    Вывод: достоин назначения на должность начальника командного пункта Управления полетами 5-й воздушной армии".

    Анатолий Иванович, когда врачи запретили полеты на реактивных и сверхзвуковых самолетах, еще три года (с 1966 по 1969) летал на винтокрылом Ми-4 и транспортных самолетах. Годы брали свое и в 48 лет его отстранили от летной работы. Тем не менее, полковник А.И. Шмаков с авиацией не расстался. Он не мыслил жизни без авиации и еще 9 лет был начальником командного пункта Управления полетами 5-й воздушной армии и штатным знаменоносцем прославленного объединения. Лишь в 1978 году при календарной выслуге 37лет и 5 месяцев (в льготном исчислении – 46 лет) полковник Шмаков был уволен в запас по болезни.

Шмаков А.И. 1970-е гг.

Шмаков А.И. 1970-е гг.

 

    Анатолий Иванович мог жить спокойно с большими льготами Героя Советского Союза и хорошей пенсией, но привыкший с детства к труду, не хотел и слышать о заслуженном отдыхе. Неожиданно для всех он поступает на работу инженером-проектировщиком в научно-исследовательский институт морского транспорта "ЧерноморНИИпроект", где проработал до своего 70-летия (1991 г.). Ему было 70 лет, а выслуга и стаж составляли 60 лет – разница в 10 лет.

В коллективе НИИ морского транспорта "Черноморпроект". 1991 г.

В коллективе НИИ морского транспорта "Черноморпроект". 1991 г.

 

    С женой Шмаков познакомился на войне, вместе воевали. Анастасия Федоровна служила телеграфисткой первого класса в роте связи при 199-й штурмовой дивизии. Чтобы зарегистрировать свой брак пришлось пройти трудности и преграды.

    "В Варшаве в посольстве отсутствовали бланки…, надо было ехать в российский город, а через границу не пропускают. Пошли к коменданту, объяснили ситуацию, предъявили солдатские книжки…, на поезд попали за 5 минут до отхода. Так, в Бресте и расписались" – вспоминает Анатолий Иванович. С Анастасией Федоровной, верной спутницей жизни, прожили дружно и счастливо, воспитали сына и дочь.

    В Одессе Анатолия Ивановича Шмакова уважают, помнят и чтят. Он желанный гость в школах, вузах, воинских частях и трудовых коллективах. О его ратных подвигах и ветеранской работе по воспитанию у молодежи чувства патриотизма, высоких нравственных и духовных качеств повествуют многие книги: "История Оренбургского высшего военного авиационного училища летчиков", "Кавалеры Золотых Звезд", "Разящая атака "Сокола" и т.д.

    В 2005 году Герою Советского Союза А.И. Шмакову президент РФ Путин В.В. вручил именные часы. Шмаков А.И. долгие годы являлся членом Одесского клуба "Золотая Звезда".

    В 1960-е Анатолий Иванович приезжал в Нижний Тагил. Он побывал на родине в селе Большая Лая, в горно-металлургическом техникуме. Завязалась переписка между учащимися-следопытами техникума и Героем: "… Я всегда вспоминаю о нашем Тагиле, аэроклубе и НТГМТ… наш дружный студенческий коллектив и наши преподаватели всегда останутся в памяти и сердце, наши радости, горести и проблемы, и Урал седой…".

Строки письма Анатолия Ивановича следопытам техникума. 1966 г.

Строки письма Анатолия Ивановича следопытам техникума. 1966 г.

 

    В заключение

    Нам удалось восстановить утраченную когда-то связь с Героем. Однако16 февраля 2012 года Анатолий Иванович на 91-м году ушел из жизни.

    8 мая 2012 года в колледже состоялось открытие мемориальной доски Герою Советского Союза Анатолию Ивановичу Шмакову.

Фрагмент торжественного открытия.

Фрагмент торжественного открытия.

Открытие  праздничной линейки. 8 мая 2012 г.

Открытие  праздничной линейки. 8 мая 2012 г.

 

    Из далекого города Одессы на открытие мемориальной доски прибыли родственники: Валерий Григорьевич Холявко, зять Героя, и Алексей Ремко, правнук.

    В торжественной обстановке гостями были вручены личные вещи А.И. Шмакова для музея колледжа.

Слово дано зятю А.И. Шмакова В.Г. Холявко.

Слово дано зятю А.И. Шмакова В.Г. Холявко.

Торжественно открывают  мемориальную доску Герою Советского Союза А.И. Шмакову ветеран ВОВ Е.И. Чернавская, преподаватель техникума, и правнук Героя А. Ремко. 2012 г.

Торжественно открывают  мемориальную доску Герою Советского Союза А.И. Шмакову ветеран ВОВ Е.И. Чернавская, преподаватель техникума, и правнук Героя А. Ремко. 2012 г.

 

    Гости побывали на родине Анатолия Ивановича в селе Большая Лая. Сфотографировались на фоне родного дома, где жил А.И. Шмаков, и у стен школы, где установлена мемориальная доска.

Гости из Одессы возле дома, где жил Толя Шмаков. Село Большая Лая, 2012 г.

Гости из Одессы возле дома, где жил Толя Шмаков. Село Большая Лая, 2012 г.

У стен Лайской школы, где учился А.И. Шмаков.

У стен Лайской школы, где учился А.И. Шмаков.

 

    Состоялась неожиданная встреча с родственником А.И. Шмакова – А.Е. Шелдуковым. После поездки в село Большая Лая были экскурсии по городу и пригороду Н.Тагила: на спортивный комплекс Белой горы, в Висим, маралий заказник.

На экскурсии  с гостями из Одессы: второй слева – правнук  А.И. Шмакова А. Ремко, шестой слева – зять В.Г. Холявко. 2012 г.

На экскурсии  с гостями из Одессы: второй слева – правнук  А.И. Шмакова А. Ремко, шестой слева – зять В.Г. Холявко. 2012 г.

 

    Связь с семьей Героя поддерживается. Дочь Анатолия Ивановича Ирина Анатольевна со слезами на глазах выразила теплые слова благодарности за память об отце. Музей истории колледжа пополнился из семейного архива богатым материалом о Шмакове А.И.

Поздравляют с 90-летием… В центре жена Анатолия Ивановича Шмакова  Анастасия Федоровна. 2011 г.

Поздравляют с 90-летием… В центре жена Анатолия Ивановича Шмакова  Анастасия Федоровна. 2011 г.

 

    В зале современной истории музейного комплекса учебного заведения в разделе Великой Отечественной войны построена экспозиция, посвященная Герою Советского Союза.

    В музее проходят классные часы, экскурсии. Студенты и школьники с большим интересом слушают историю о воспитаннике техникума Герое Советского Союза Шмакове Анатолии Ивановиче.

    Коллектив колледжа и студенты всегда будут помнить о подвиге Героя и гордиться своим земляком.

Экспозиция, посвященная Герою Советского Союза А.И. Шмакову. 2013 г.

Экспозиция, посвященная Герою Советского Союза А.И. Шмакову. 2013 г.

 

Зав. музеем истории НТГМК Н.В. Зайцева. 2012 г.

 

    Источники и литература

    1. Видео- и фотоматериалы семейного архива А.И. Шмакова.

    2. Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Т.2. М., 1988.

    3. Золотые Звёзды свердловчан. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1970.

    4. Материалы музея истории колледжа.

    5. Марков Б.А. Золотые Звезды тагильчан. – Екатеринбург: Издательство "СВ-96",2005.

    6. Мокряк Г. И. Кавалеры Золотых Звезд – Одесса: Издательство "Печатный дом", 2011.

    7. Тагильский рабочий. А. Тереб. Путевка в небо. 9.05.1968 г.

    8. Тагильский рабочий. А. Тереб. Путевка в небо. 1.10.1980 г.

    9. Тагильский рабочий. Н. Зайцева. Последний Герой. 3.03. 2012 г.

    10. Интернет:
http://memobook.midural.ru/index/ru/hero-show-6666000098917
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp? Hero_id=12379
http://ehoua.com/2012/02/17/odessa_proshhaetsja_s_geroem_sovetskogo_sojuza_anatoliem_shmakovym.html
http://www.odessa.ua/ru/news/39394/
http://nr2.com.ua/odessa/373467.html

Текст для сайта historyntagil.ru предоставлен автором

 

 

Главная страница