"Соберем 100 тысяч книг..."

    В начале января 1942 года войска Красной Армии успешно завершили контрнаступление под Москвой, в результате которого были освобождены Тульская, Рязанская и Московская области, многие районы Калининской, Смоленской и Орловской областей.

    Освобождение временно оккупированных районов выявило масштабы разрушений: "В Московской области гитлеровские разбойники уничтожили и сожгли 760 школ, 160 больниц, сотни детских яслей, более 800 изб-читален, клубов, кино, библиотек. В Тульской области они сожгли около 20 тысяч колхозных дворов, дотла разрушили 316 деревень, уничтожили около 300 школ" – такие цифры приводились в статье "Окажем помощь трудящимся освобожденных районов", опубликованной в газете "Тагильский рабочий" 14 февраля 1942 года.

    Свидетелями "хозяйничанья" здесь оккупантов и его трагических последствий были не только местные жители, на глазах у которых гитлеровцы уничтожали все, что им дорого, но и советские воины, освобождавшие временно оккупированные районы, или те, кто был проездом в этих местах вскоре после снятия оккупации.

    В их числе был тагильчанин Д.В. Боташев, майор медицинской службы, участник битвы под Москвой, боев на Белорусском фронте, освобождения Германии. В письме матери, Елизавете Васильевне Боташевой, хранящемся в фондах Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал", Дмитрий Викторович писал: "Москва осталась позади. Начались поля Подмосковья – свидетели недавних боев с гитлеровскими полчищами. Вот и Наро-Фоминск – место, где зарвавшийся враг встретил сокрушительный отпор Красной Армии (...) За исключением нескольких уцелевших зданий, кругом видны торчащие трубы печей, груды кирпича и обгоревшие балки". Дата в письме отсутствует – "вымарана" цензурой. Но нет сомнений в том, что оно было написано в начале 1942 года, после того, как Наро-Фоминск был освобожден, и перед солдатами Красной Армии предстала картина разрушений.

    "С невиданной самоотверженностью работают советские люди освобожденных районов над восстановлением разрушенного немцами хозяйства. Трудящиеся города Москвы оказывают большую помощь, посылая пострадавшим предметы домашнего обихода, обувь, одежду и прочие вещи. Нет сомнения, что эта прекрасная инициатива москвичей найдет горячий отклик советского народа" – говорилось далее в статье "Окажем помощь трудящимся освобожденных районов".

    И тагильчане откликнулись.

    В том же номере газеты "Тагильский рабочий" от 14 февраля 1942 года под заголовком "Соберем 100 тысяч книг для граждан районов, освобожденных от немецких захватчиков" было опубликовано обращение педагогов и учащихся нижнетагильской средней школы №1 с призывом оказать помощь в восстановлении разрушенных библиотек.

Д.В. Боташев, старший военфельдщер военно-медицинского состава, 1941 г.

Д.В. Боташев, старший военфельдщер военно-медицинского состава, 1941 г.

    "Наш святой долг – помочь своим братьям и сестрам быстрее залечить раны, нанесенные гитлеровскими грабителями, – говорилось в обращении. – Мы, находящиеся в далеком тылу, не можем остаться в стороне от этого великого дела. Мы вносим предложение – взять на себя заботу о восстановлении библиотек в районах, освобожденных от фашистов (...) Мы берем на себя обязательство – послать 500 книг, и призываем все население города поддержать наше предложение".

    Под обращением стояла подпись: "Коллектив средней школы № 1: Агафонов П., Орехова А., Евменева В., Агафонова Л., Волкова А., Кочнева П., Гаева Н."

    Кто же был в этом активе школы?

    Во-первых, директор средней школы №1 им. Н. К. Крупской Петр Федорович Агафонов. Выпускник трехгодичного Казанского университета, в Нижний Тагил он приехал в 1924-1925 годах. До этого учительствовал, был директором в селе Мучай Алапаевского района (1916 г.) и завучем в г. Верхотурье (1922-1923 гг.) В Нижнем Тагиле П. Ф. Агафонов работал завучем рабфака, в Рабпросе (Профсоюз работников просвещения).

    В нижнетагильской школе №1 он сделал стремительную карьеру от учителя математики в 1936 году до завуча (назначен в 1939 году) и директора (назначен 1 августа 1941 года). На тот момент его преподавательский стаж составлял 28 лет. До Великой Отечественной войны и во время неё П. Ф. Агафонов успешно совмещал преподавание математики и директорство в школе с исполнением обязанностей заведующего ГорОНО, также был председателем райисполкома Ленинского района. После окончания Великой Отечественной Петр Федорович был приглашен в Москву на должность старшего инспектора Управления кадров Министерства просвещения РСФСР. В Нижний Тагил он уже не вернулся. Был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Умер Петр Федорович Агафонов в 1964 году.

    Александра Степановна Орехова – молодая учительница (ее стаж в 1942 году составлял 5 лет) географии в 5-7 классах. Она приехала в Нижний Тагил из Молотова (в настоящее время – город Пермь) в июле 1937 года после окончания Пермского государственного университета. В 1946 году Александра Степановна перешла работать в школу № 32, где была учителем географии, завучем и недолгое время – директором. В марте 1949 года Указом Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями учителей школ Свердловской области Александра Степановна Орехова, заместитель заведующего ГорОНО, была награждена медалью "За трудовое отличие".

    Валентина Сергеевна Евменева приехала в Нижний Тагил из Ленинграда, где окончила институт, и с декабря 1941 года преподавала в школе №1 немецкий язык в 8-9 классах.

Письмо с фронта матери – Елизавете Васильевне Боташевой

Письмо с фронта матери – Елизавете Васильевне Боташевой

    Лидия Петровна Агафонова – дочь директора школы Петра Федоровича Агафонова. Она с августа 1941 года работала учительницей русского языка и литературы в 6, 9, 10 классах средней школы № 1 им. Н. К. Крупской. На тот момент преподавательский стаж ее составлял всего 7 лет. В общей сложности Лидия Петровна Агафонова посвятила школе 35 лет своей жизни. Награждена знаком "Отличник народного просвещения РСФСР".

    Три фамилии, замыкавшие список, это фамилии учащихся школы № 1. К сожалению, о А. Волковой и П. Кочневой информацию найти не удалось, но вот о Нине Гаевой известно следующее.

    Нина Еремеевна Гаева происходила из знаменитой в Нижнем Тагиле педагогической династии Гаевых, среди которых были учителя истории и географии, русского языка и литературы, иностранных языков и физики, трудового обучения, музыки и других предметов. Говоря об этой династии, нельзя не упомянуть Еремея Ивановича Гаева, чей трудовой стаж на Нижнетагильском заводе имени Куйбышева составил 62 года: на заводе он начал работать еще "при Демидовых" (в буквальном смысле), в 1890 году. В 1931 году ему, одному из первых на Урале, было присвоено звание Героя Труда с вручением орденов Ленина и Трудового Красного Знамени. В настоящее время одна из улиц Нижнего Тагила носит его имя.

    Все четыре сестры Гаевы – Лидия, Галина, Фаина и Нина – посвятили себя преподаванию. Причем все они учились в школе № 1 и именно здесь начинали свою педагогическую деятельность.

    Младшая из сестер Гаевых, Нина, в 1942 году оканчивала десятый класс (школа №1 была первой в городе "десятилеткой"). Интересно, что ранее, в 8 и 9 классах, она училась в одном классе с Юрием Дерябиным, будущим Героем Советского Союза. И Нина Гаева, и Юрий Дерябин были активными комсомольцами. В 1941 году Нина – секретарь школьного комитета ВЛКСМ. Окончив школу, она пошла работать на Ново-Тагильский металлургический завод, где и трудилась до конца войны.

    Затем Нина Еремеевна Гаева (Ефанова) стала учителем, преподавала историю. С1964 по 1979 гг. была директором школы № 48. Здесь же по ее инициативе был открыт Ленинский музей, удостоенный диплома ВДНХ (1970 г.). Нина Еремеевна Гаева (Ефанова) – ветеран труда, "Отличник просвещения РСФСР". Награждена медалью "За доблестный труд", дважды – знаком ЦК ВЛКСМ, "Почетный комсомолец города Нижний Тагил".

    Таким был актив средней школы № 1, подготовивший обращение к жителям Нижнего Тагила.

    Образцовая (с 1933 г.) средняя школа №1 была известна своей общественной активностью. Уже 13 сентября 1941 года на заседании педагогического совета было принято решение начать сбор теплых вещей для Красной Армии. 2 октября того же года директор школы П. Ф. Агафонов предложил до 5 октября провести сбор ножей и вилок для военного госпиталя, а также собрать старые учебники и "сдать их в ГИЗ в обмен тетрадей". И тоже срочно – до 6 октября.

    Все выше перечисленные мероприятия проходили на фоне укрепления "сознательной дисциплины" и "усиления политического воспитания" учащихся. Для достижения последнего в школе предлагалось создать агитколлектив, "втянуть в него и учащихся старших классов", а классным руководителям было рекомендовано в третьей четверти 1941/42 учебного года сделать доклады на тему "Как читать газеты и журналы". Не удивительно, что коллектив школы не остался в стороне от помощи пострадавшим во время фашистской оккупации и выступил с инициативой на общегородском уровне.

    Но что же было дальше?

    Был ли отклик тагильчан на призыв школы № 1? Ознакомившись с документами Нижнетагильского городского исторического архива, можно с уверенностью сказать, что отклик, несомненно, был, но не совсем такой, как ожидал П.Ф. Агафонов. На заседании педагогического совета школы 25 февраля 1942 года им было отмечено, что "неудовлетворительно идет сбор книг для библиотек освобожденных районов". Иными словами, книги собирали, но недостаточно активно, по мнению директора. Впрочем, на том заседании критике подверглись также темпы сбора цветных металлов ("плохо ведется сбор цветных металлов") и срывы занятий учителей по агроделу "из-за их неявки". Педсовет постановил "усилить ход намеченных мероприятий".

    Однако в тот же день, когда проходил педсовет, в газете "Тагильский рабочий" на последней странице появилась крошечная заметка под заголовком "Сбор книг". Приведем ее полностью:

    "Работники и читатели центральной библиотеки горячо откликнулись на призыв учителей и учащихся школы №1 о сборе книг для отправки в районы, освобожденные от немецких захватчиков.

    Читательница т. Микова сдала 40 книг... Работники библиотеки т.т. Сухова, Горелова, Нечаева, Бердникова сдали более 50 книг художественной литературы, в т. ч. Короленко "Избранные произведения", Ромен Роллан "Кола Бруньон", Горький "Детство", "В людях", "Мои университеты" и др."

    "Нечаева" в перечне сдавших книги – это, несомненно, Валентина Александровна Нечаева, в прошлом – активная читательница Центральной городской библиотеки, в 1937 году ставшая ее заведующей вплоть до 1968 года.

    О Наталии Яковлевне Гореловой, упомянутой в заметке, известно не очень много.

    Согласно материалам Центральной городской библиотеки, посвященным работе учреждения в годы войны, она вместе с другими работниками библиотеки проводила громкие читки на рабочих местах на предприятиях, в том числе и оборонных (связано это было с острой нехваткой книг, особенно технической литературы, несмотря на активную работу "передвижек" – передвижных библиотек). А когда в одном из госпиталей Нижнего Тагила выздоравливающие раненые выразили желание заниматься русским языком, Наталия Яковлевна проводила для них уроки.

    Инициатива школы №1, поддержанная центральной городской библиотекой, была одобрена горкомом ВКП(б),в результате была развернута массовая работа по сбору литературы: на базе центральной библиотеки в Сталинском районе Нижнего Тагила организовали пункт приема книг.

    Библиотека в годы войны, помимо выдачи книг и их учета, занималась и огромной массовой работой: проведением лекций, бесед, докладов, громких читок, выставок, а также сбором книг жителям районов, пострадавших от оккупации, и для посылок на фронт.

    О том, какое значение имела книга во время войны, красноречиво свидетельствует письмо уже упоминавшегося Д.В. Боташева, адресованное заведующей центральной городской библиотекой В.А. Нечаевой:

    "Уважаемая Валентина Александровна!

    Разрешите передать Вам и Вашим сотрудникам горячий фронтовой привет! В нашей боевой службе, подчас тяжелой и опасной, так приятны короткие минуты отдыха (...) Как много, оказывается, любителей чтения! Мои друзья шлют Вам низкий поклон, а особенно я – Ваш "кадровый читатель.

    Д.В. Боташев.

    10 апреля 1944 года".

    Неизвестно, сколько точно в итоге собрали книг тагильчане в 1942 году для восстановления библиотек в районах, освобожденных от фашистских захватчиков. Думается, что не так уж это и важно. Важны добрая воля и душевный порыв откликнувшихся людей, а также та радость, которую принесли жителям разоренной земли книги, собранные в Нижнем Тагиле.

Мария ГАБТРАХМАНОВА, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал".

    При подготовке публикации были использованы материалы музея "История образования в г. Нижний Тагил" МБОУ СОШ "Средняя школа №1 им. Н. К. Крупской", МБУК "Центральная городская библиотека", МКУ "Нижнетагильский городской исторический архив", МКУК "Нижнетагильский музей-заповедник "Горнозаводской Урал".

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №38(315) от 16.11.2017.

 

 

Главная страница