Марта за рулем полуторки
Войну 17-летняя Марина Якименко провела за рулем полуторки в пожарной охране Нижнего Тагила. Однажды приехала на техосмотр, а механики не то всерьез, не то шутя спрашивают: "А где водитель?" Хрупкую девушку не было видно в кабине
Сейчас ей уже 93 года. Война случилась в начале жизни. После нее было столько событий – безуспешные попытки вернуться в родной Краснодарский край, потом замужество, рождение детей, получение новой профессии. Многое забылось, так что воспоминания о военных годах приходится восстанавливать по крупицам.
Из Крыма на Урал
– Вся семья бабушки жила в Краснодарском крае, в станице Нововеличковской. Но она никогда не хотела жить в совхозе. Стремилась уехать и получить образование. Однако о каком обучении можно говорить, если тебе 15 лет, мама умерла, у мачехи своих двое детей, денег нет, да еще война на подходе, – говорит ее внучка Марина Александровна.
Но характер Марина Георгиевна проявила и в 15 лет уехала из родной станицы в Керчь. Работала на виноградниках, затем на железной дороге стрелочницей. Когда грянула война, попыталась уйти на фронт – 17-летняя девчонка прибавила себе один год и обрезала косы, чтобы выглядеть взрослее. Но ее, к счастью, не взяли.
Трудовая книжка
Вместо этого обрела новую родину. Летом 1941 года сотрудников Крымской железной дороги эвакуировали на Урал. Марина Якименко поехала одна – отец был на фронте (он погиб в 1942 году), брат и сестры остались вместе с мачехой. Теплых вещей с собой никаких не взяла – то ли собиралась в спешке, то ли взять особо было нечего. Приехала в Нижний Тагил в ноябре в легком платье и кофточке. Добрые люди помогли: добыли молоденькой южанке одежду потеплее.
Сначала Марина Георгиевна была трудоустроена на железную дорогу, но уже в декабре назначена учеником шофера. Мужчин не хватало, поэтому рулить "полуторками" доверяли девушкам. За рулем она провела до 1949 года – до самого декретного отпуска.
От тех лет у Марины Георгиевны осталось второе имя на немецкий лад – Марта. Она не помнит, как оно появилось. Может, это наивная попытка маскировки на случай нападения врага, предполагает внучка Марины Георгиевны. Но та только пожимает плечами. В любом случае, до сих пор все старые знакомые называют ее именно так.
Последний свидетель
Судя по всему, Марина Георгиевна была в числе первых в Тагиле водителей пожарных машин. В начале войны к тушению еще привлекались конно-бочечные ходы – повозки, которые тянули лошади. Они были заменены только в 1943 году. К концу войны в пожарных частях было уже 14 автомобилей.
– На водительские права нас учили бесплатно. Машины были полуторки, они не возили воду, а только перекачивали. В машине был насос для перекачивания воды, а в кузове – скамейки для перевозки людей. Когда выезжали на тушение, там сидели пожарные, – вспоминает Марина Георгиевна.
Пожарная часть, в которой она работала, по ее воспоминаниям, находилась в поселке. Скорее всего, это часть на Вые, в районе ДК "Юбилейный". Раньше на месте ДК стояла Выйско-Никольская церковь, пожарная часть была неподалеку. Историк Юрий Соргин в книге "Пожары и пожарные Нижнего Тагила" указывает адрес: Фрунзе, 63.
Марина Георгиевна была очевидцем одного из самых страшных пожаров за историю Тагила прошлого столетия. В апреле 1944 года огонь охватил доменную печь на НТМК.
В официальном донесении было сказано: "Из-за халатности дежурного по водонасосной станции прекратилась подача воды для охлаждения второй доменной печи. Создалась угроза не только остановки печи, но и в результате прогорания стенок ее полного обрушения. Вызванным к месту происшествия пожарным Тагильского гарнизона пришлось в неимоверно сложных условиях обеспечивать охлаждение домны" (цитата по книге "Укротители огня" Бориса Рябинина, 1979 год). Тушили больше суток. Марина Георгиевна вспоминает, что по тревоге тогда был поднят весь гарнизон. Сама она, конечно, не тушила огонь, но столб огня и дыма помнит – было очень страшно.
Марина Георгиевна в свои 93 года читает и следит за новостями по телевизору, воспитывает трех правнуков. В 89 летала на самолете в Краснодарский край к родным. Недолгое время сидела за рулем легкового автомобиля, когда сын купил "Жигули". Но к водительской профессии больше не вернулась – очень трудно. Вместо этого освоила швейное дело и работала в ателье.
Белые страницы
Иногда сотрудникам пожарной охраны приходится быть детективами – восстанавливать картину событий из обрывочных сведений. В 70-80-е годы был уничтожен архив пожарной охраны с начала XX века. Тем большую ценность приобретают воспоминания очевидцев событий, ставших историей. Марина Георгиевна – одна из них.
Коллектив пожарной части, где Марина Георгиевна (вторая справа) работала шофером.
Но живых свидетелей остались единицы. Утраченные данные можно восполнить только всем городом. В каждой семье есть личный архив, в котором хранятся свидетельства прошедших времен, поэтому пожарная охрана Нижнего Тагила объявила конкурс "Белые страницы".
Его цель – восполнить информацию о сотрудниках пожарной охраны, тех, кто в годы Великой Отечественной войны воевал на фронте, и тех, кто защищал от пожаров город, о крупных пожарах, происшедших в годы войны.
В музее пожарной охраны хранится список пожарных, которые не вернулись с фронта. Известны только их фамилии и инициалы: Алексеев И.Г., Бусыгин Г.М., Врачев Б.Г., Гусев Б.Д., Забелин Я.Ф., Панфилов Е.Я., Попов А.А., Романов А.В., Сулимов С.И., Сурин Г.М., Шабаев Я.И.
Ольга ДУМЧЕНКОВА.
ФОТО НИКОЛАЯ АНТОНОВА.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 04.05.2017.