С конвейера на фронт
Великий подвиг, совершенный нашим народом в годы Великой Отечественной войны, был невозможен без самоотверженного труда в тылу: на предприятиях, в шахтах, рудниках, в научных институтах, на полях колхозов и совхозов. Женщины, старики, подростки заменили ушедших на фронт. Невиданными в истории темпами был осуществлен перевод предприятий на производство военной продукции. В этой огромной работе участвовал и я.
В середине сентября 1941 года Государственный Комитет Обороны СССР приказал развернуть на Уралвагонзаводе производство танков Т-34 и самолетов Ил-2 (штурмовиков). На новом месте были восстановлены Харьковский танковый завод им. Коминтерна, два авиационных завода №381 и 282 и другие из Мариуполя, Киева, Москвы, Ленинграда. Все они влились в один Уральский танковый завод №183 им. Коминтерна.
На новом месте
Владислав Челышев. Фото 1942 г.
Нарком танковой промышленности В.П. Малышев рассмотрел и утвердил схему размещения эвакуированных предприятий на территории завода №183. Производство вагонов остановили, 25 сентября 1941 г. с конвейера сошли последние 22 вагона.
Я работал на Уралвагонзаводе в инструментальном и сборочном цехах. Эшелоны из западных районов страны приходили на завод почти ежедневно. Люди выскакивали из теплых, обжитых за долгую дорогу товарных вагонов и, задохнувшись от морозного воздуха, растерянно оглядывались вокруг. Вот он какой – Урал! Чуть осмотревшись, они видели широкую заснеженную улицу (теперь ул. Ильича), обледенелые деревянные тротуары, упиравшиеся в заводские проходные. Уральская тайга подступала почти к самому заводу.
Приезжих расселяли. Строили для них временное жилье, землянки, бараки. Были выстроены поселки 8а и 9. В центре стояли дощатые павильоны, там детям эвакуированных выдавали по миске горячего супа и куску черного пирога с клюквой. Некоторые семьи расселяли у жителей города.
Даешь танки!
Благодарность за труд. 27 мая 1945 г.
С каждым днем на заводе нарастал аврал. Местные и приезжие выгружали с платформ станки, оборудование, заготовки, ящики с инструментом. Рыли котлованы под фундаменты новых цехов и станков, устанавливали оборудование. Медлить было нельзя: бои шли на подступах к Москве.
Вскоре из запасных частей, доставленных харьковскими танкостроителями, из бронированных плит, прокатанных в Нижнем Тагиле, были собраны первые машины.
Через два месяца после демонтажа в Харькове, 18 декабря 1941 года, с конвейера сошел первенец тагильского производства. Выбрызгивая из-под гусениц снежные вихри, он промчался по заводу, возвещая о том, что скоро фронт получит наши "тридцатьчетверки".
"Даешь танки!" Этот призыв вдохновил на трудовой подвиг всех, кого оставила страна в тылу для обеспечения фронта вооружением, техникой, в том числе и нас – 16-летних мальчишек и девчонок. И днем и ночью на заводе находились директор Ю. Максарев, парторг ЦК ВКП(б) С. Скачков. Жарко было в кузнечном цехе. Кузнецы А. Коваленко и Ф. Устинов на 3-тонном молоте начали давать первые поковки. Карусельщик А. Богомолов, не жалея времени, обучал учеников.
Эшелоны с оборудованием по пути следования на Урал бомбили. Во время одной из бомбежек был уничтожен шлифовально-планетарный станок. И вот мастер В. Радченко изготовил "самодельник", который делал детали для сборки боевых машин.
Поначалу не все ладилось. То с отливкой башен, то с поставкой деталей к ним. Не справлялись со сборкой башен. Не укладывались и в график. Только в феврале 1942 года завод впервые справился с заданием, и 1 марта было отгружено требуемое количество танков фронту. Все больше и больше уходило из заводских ворот боевых машин. Особо быстро возросла их сборка после прибытия на завод академика Евгения Оскаровича Патона. Он внес большой вклад в разработку научных основ технологии сварки специальных сталей.
Мы трудились по 16-18 часов. Спали прямо в цехе. Конвейер сборки работал с полной нагрузкой. Ежедневно с него сходило более 30 машин. Наша бригада под руководством мастера Хрипко занималась установкой аккумуляторов, дополнительных баков, регулировкой жалюзи подачи воздуха для завода двигателя.
После установки башни ее укрепляли к корпусу машины и проверяли, как ведут себя подшипники при повороте башни, регулировали движение пушки, открытия и закрытия люков башни.
Вы нужны здесь
Молодежь во главе с комсомольскими вожаками Ниной Пернач, Григорием Ващенко и Петром Шебановым вела борьбу за экономию. Искали и находили резервы для увеличения выпуска танков. На трудовые сбережения молодежи в 1942 году сверх плана построили и передали на фронт 40 боевых машин, а в 1943-м – уже 50 машин. Развернулось движение комсомольско-молодежных фронтовых бригад. К началу 1945 года на заводе их было 850, а в дни вахты "Штурм Берлина" перевалило за тысячу.
В феврале 1943 года Свердловский, Челябинский и Пермский обкомы ВКП (б) выступили с предложением создать за счет внутренних ресурсов трех областей добровольческий танковый корпус. У танкостроителей появилась возможность попасть на фронт. В парткомы, комитеты комсомола, в дирекцию и районные военкоматы поступили тысячи заявлений. В числе добровольцев были и мы с товарищем по бригаде Федей Ширинкиным. Но нас оставили работать. Начальник цеха 130 Василий Петрович Горбунов и бригадир Гудимов заявили: "Вы нам здесь нужны как специалисты".
Большим событием для меня стало вручение грамоты лучшего стахановца цеха 130 в 1944 году за образцовую работу по выпуску боевой продукции.
В.П. Челышев. Фото 80-х годов.
Серьезные трудности пришлось преодолевать и при выпуске самолетов Ил-2. Здесь допустили брак при штамповке и термосработке броневых листов, не была отработана технология.
В считанные месяцы Нижний Тагил превратился в кузницу боевой техники для фронта: Ил-2, Т-34, снаряды для "катюш", различные боеприпасы. Металлурги завода им. Куйбышева – обер-мастер Семен Иванович Дементьев, старший горновой Григорий Усольцев, подручная горнового комсомолка Фаина Шарунова в сотрудничестве с учеными Уральского филиала Академии наук СССР 30 августа 1941 года провели первую плавку феррохрома, который шел для создания мощной брони.
9 мая 1945 года на заводской площади состоялся митинг. Сюда пришли, чтобы встретить долгожданный час Победы. Была радость со слезами на глазах. Помню, опустели цехи. Почти сутки на заводе было тихо. Люди отдыхали. Директор завода Ю.Е. Максарев, по предложению министра танкостроения В.А. Малышева, выдал людям все, что было в запасе, чтобы они встретили праздник так, как подобает победителям.
26 мая 1945 года с конвейера УВЗ №183 имени Коминтерна сошел юбилейный танк. В его сборке принимал участие и я. Нам было известно, что по конвейеру идет этот танк, но какой конкретно – не знали. Его "обули", и он временно стоял в тамбуре цеха №130.
8 сентября 1946 года, в 19 часов, водитель Андрей Бондаревский завел его на постамент перед центральной проходной. Этот танк в день 50-летия Победы сошел с пьедестала и прошел своим ходом в колоннах тагильчан. Это еще раз доказывает высокое качество выпускаемых заводом боевых машин Т-34.
27 мая 1945 года за номером 1878 мне была вынесена благодарность "За безупречную работу на заводе 183 по выпуску первоклассных танков в период Великой Отечественной войны". Благодарность подписали директор завода Ю.Е. Максарев, парторг ЦК ВКП (б) П. Полозов, председатель завкома Гусейнов, комсорг ЦК ВЛКСМ Н. Пернач.
В июле 1946 года меня пригласили в исполнительный комитет городского Совета, и его председатель вручил медаль и удостоверение "За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" за номером П-481189 (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 года "О награждении медалью").
Для страны и для нас начиналась мирная жизнь.
Владислав Павлович ЧЕЛЫШЕВ, бывший слесарь-сдатчик завода №183, ветеран Вооруженных сил.
ФОТО ИЗ АРХИВА АВТОРА.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 14.05.2015.