Городской транспорт в Нижнем Тагиле
В июне 2014-го муниципалитет заключил семилетний договор на право перевозки пассажиров с пятью предприятиями: "Союзом-НТ", СТК "Строитель", "Фирмой ТАС", Тагилтранскомом и "Тагильским трамваем". По статистике, озвученной начальником управления городским хозяйством Владимиром Юрченко, сейчас ежедневно выходят в рейс 667 единиц автотранспорта и 57 трамваев. Самый крупный автопарк у "Союза-НТ" – 250 машин, 20о – у "Фирмы ТАС".
В 2016 году тагильчане совершили более 30 млн поездок, причем трамваем пользовались в два раза реже, чем автобусами. Это вполне объяснимо, ведь маршрутов и подвижного состава у электротранспорта гораздо меньше. Стоит отметить, что только у "Тагильского трамвая" цифры точные: было продано 9 888 368 билетов, у остальных перевозчиков данные приблизительные, полученные путем математических вычислений (22 466 200 поездок).
В 2016 году в управление городским хозяйством поступило 205 жалоб тагильчан на работу транспорта, это всего 3% от всех обращений. Львиная доля содержала просьбы организовать новые маршруты или оборудовать остановочные комплексы. Остальных волновали оплата проезда и нарушение графика движения автобусов и маршруток.
Все автобусы оборудованы системой ГЛОНАСС, данные поступают на компьютер. Специалисты управления городским хозяйством и диспетчеры автопредприятий видят все перемещения, не выходя из кабинетов.
Остро встал вопрос с перевозкой детских групп. В Нижнем Тагиле только 51 автобус подходит для этих целей: 32 школьных, десять принадлежат Уралвагонзаводу, четыре – НТМК и пять – частникам.
По договору с администрацией города в течение семи лет каждая транспортная организация должна обновить 20% подвижного состава из расчета один ПАЗик средней вместимости вместо трех ГАЗелей. Прошло два с половиной года, за это время "Строитель" приобрел 30 машин, "Фирма ТАС" – 25, Тагилтранском и "Союз-НТ" – по 20.
Муниципальному предприятию "Тагильский трамвай" поставили задачи на ближайшие два года: движение должно осуществляться с 5.30 утра и до 23.00, с уменьшенным интервалом. Основная задача трамвайщиков – добиться интервала движения от 3 до 15 минут на разных маршрутах. Поставлена задача выйти к 2018 году на малозагруженных маршрутах на режим ожидания трамвая 15 минут, на 10-м маршруте – 3-4 минуты, на 3-м, 15-м – 7-8 минут.
Сегодня на линию могут выходить сразу 100 вагонов. Фактический ежедневный выпуск подвижного состава – 57 вагонов, которые совершают более 24 тысяч рейсов в месяц. За два года специалисты НТ МУП "Тагильский трамвай" планируют увеличить эту цифру до 30 тысяч. Замена старых вагонов продолжается. По лизинговой схеме в Нижний Тагил поступило 30 новых полунизкопольных вагонов 71-407 производства "Уралтрансмаша".
После 2013 года город уже приобрел 10, 5 и 20 новых вагонов, в 2017 году купили еще 30. Примечательно то, что они самые дешевые – с участием федеральной программы по поддержке производителя и обошлись бюджету в 10 млн рублей каждый. До этого покупали по 17 млн 300 тысяч (сейчас они стоят 23,5 млн).
Если брать бюджет трамвайщиков, в прошлом году они сработали на минус 2 миллиона, что для пассажирского транспорта практически ноль с учетом того, что у предприятия еще есть социальная нагрузка, связанная с обеспечением автобусными маршрутами Серебрянки и Верхней Ослянки. Областные перевозчики отказались от них, потому что дорога не готова, и плечо для жителей двух сел подставил Тагил.
110 километров трамвайных путей для Тагила – не предел. Администрация города вместе с трамвайщиками предлагает обсудить возможность строительства новых линий – например, закольцевать 10-й и 15-й маршруты, пустить электротранспорт в Алтайский микрорайон, по Тагилстрою, восстановить сообщение между Северным поселком и центром.
Подготовлены планы по перспективному строительству трамвайных линий на Вагонке и ГГМ. Есть, как минимум, три перспективных направления.
Планируемые пути выделены сиреневым цветом
Первое – Дзержинский район. С учетом большой плотности застройки напрашивается ветка в Алтайский микрорайон, т.е. планируется новая трамвайная линия в Алтайском микрорайоне. Новое трамвайное кольцо начнется от пересечения Ленинградского проспекта и улицы Юности, от Ленинградского проспекта до улицы Автомобилистов или Валегинской, затем продолжится до Алтайской, Юности и завершится на пересечении Ленинградского проспекта и улицы Юности. Точками притяжения станут несколько жилых домов, шесть детских садов, две школы, бассейн, Дворец ледового спорта и торговые центры.
Планируемые пути выделены сиреневым цветом
Также планируется замыкание имеющейся (нынешний десятый маршрут) новой веткой по улицам Ильича, Чайковского, Свердлова, т.е. когда-то планировавшееся, но недостроенное кольцо. Для пассажиров оно всегда удобнее, чем буква "С" (нынешний десятый маршрут). Планируемая линия – депо Вагонка, улицы Свердлова, Чайковского, Ильича до пересечения с улицей Зари – охватит 100 многоквартирных домов, четыре детских сада и школу.
Еще одно кольцо – это уже Гальяно-Горбуновский массив. Уральский и Октябрьский проспекты имеют трамвайные пути. Кольцо с охватом Черноисточинского шоссе и улицы Дружинина было бы для пассажиров привлекательным. Линия – Черноисточинское шоссе и улица Дружинина обеспечит полный охват микрорайона, где не проходит ни один автобусный маршрут. Рядом находятся рынок "Гальянский", взрослая поликлиника на ГГМ, почтовое отделение, торговые комплексы, жилые дома, школа № 80 и три детских сада. Также намечено продлить существующие пути по Уральскому проспекту в сторону микрорайона Муринские пруды с выходом на Черноисточинское шоссе и улицу Дружинина. Но схема строительства трамвайной линии – Уральский проспект – улица Муринская – Черноисточинское шоссе – может быть пересмотрена в связи с отсутствием технической возможности трассировки из-за проложенных сетей ООО "Водоканал-НТ".
Все эти ветки довольно небольшие – 2-2,5 километра. По экспертной оценке, строительство 7,5 км путей обойдется в 400 млн рублей.
На Тагилстрое протяженность трамвайных путей может быть увеличена почти на три километра. Они должны соединить улицы Металлургов, Гастелло и Гвардейский бульвар.
Конкретные трассы движения трамваев могут быть изменены после завершения экономических расчетов и с учетом пожеланий тагильчан.
Мнения тагильчан, разместивших свои отклики на официальном сайте города:
"Расширение – это хорошо, но когда уже запустят маршрут с ГГМ на Выю? Приходится добираться на маршрутках, ведь на трамвае с пересадкой получается дороже. С удовольствием бы многие ездили на трамвае" (Андрей).
"Просто прекрасные планы! На улице Дружинина много домов, а транспорт по ней никакой не движется. Всеми руками ЗА! Скорее бы!" (Татьяна).
"Давно назрела необходимость линии по пр. Вагоностроителей до ул. Зари. Места очень много. Это центральная улица Вагонки, здесь и техникум, и роддом, и травматология, и военкомат, и "Россия", и будущий большой район "Тимирязевский"... Будет пользоваться большим спросом, посмотрите на забитые до отказа маршрутки, идущие друг за другом вдоль этой возможной ветки" (Житель центра Вагонки).
Уникальный момент: более 70 процентов путей в Нижнем Тагиле обособлены, и это положительно сказывается на скорости трамваев. Хотя есть проблемы с состоянием самих путей, и предприятие будет этим заниматься. Предлагается в 2017 году обособить трамвайные пути сплошной линией разметки. Запланировано установить четыре остановочных комплекса, а также вымостить брусчаткой девять переездов.
Полученные в последние годы вагоны пока на гарантии, но не за горами, когда вся ремонтная база, начиная от тестирующего оборудования, потребует обновления. И с выходом в день 57 вагонов, а к 2018 году – 64-х, согласно технологии, в парке должно быть за сотню вагонов. Кроме того, 44 усть-катавских эксплуатируются давно и требуют проведения контрольно-восстановительного ремонта.
С 2017 года трамвайщикам переданы на обслуживание посадочные площадки и павильоны, где нет коммерческих точек, автомобильные переезды, которые теперь мостятся брусчаткой. "Тагильский трамвай" работает стабильно: 532 человека обеспечены в городе работой, а это, по нашим временам, важный социальный фактор.
Сейчас более 70% остановочных комплексов не соответствует нормативам. До 2018 года все 303 остановки будут благоустроены. Уже приобрели и установили 11 комплексов: на улице Фрунзе у нового моста, в микрорайоне Рудника III Интернационала, на Вагонке, у педагогического института, около "Современника" и на Уральском проспекте. 61 конечную перевозчики должны оборудовать туалетами.
Татьяна ШАРЫГИНА, Владимир МАРКЕВИЧ.
ФОТО СЕРГЕЯ КАЗАНЦЕВА.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 02.02.2017; 16.02.2017;16.03.2017.
На 10-й маршрут вышли новые "двойники"
Во вторник, 30 мая 2017 года, в Нижнем Тагиле на маршрут №10 вышли новые сдвоенные трамваи.
По словам директора МУП "Тагильский трамвай" Игоря Темнова, в нашем городе впервые в России выпустили на линию соединенные трамваи серии 71-407 с низкопольной центральной площадкой. Всего на десятый маршрут будет выведено шесть "двойников". Для сцепки вагонов задействовано дополнительное оборудование, которое позволяет водителю трамвая управлять вторым вагоном.
В городе за короткий срок удалось не только обновить парк трамваев, но и подстанции. Осталось провести реконструкцию путей и контактной сети, ведь трамвай способен передвигаться со скоростью 70 км в час, а по факту – 30-40. Особенно удобен новый трамвай с низкопольной секцией мамам с колясками и людям с ограниченными возможностями.
– Пришло время менять "старичков", откатавших под 30 лет и давно выработавших свой ресурс, – подчеркнул Игорь Темнов.
В 2017 году Нижний Тагил получил в лизинг 30 новых трамваев, произведенных на Уралтрансмаше. Каждый – на 25 посадочных мест с максимальной вместимостью 190 человек. Срок службы вагонов этой серии – до 20 лет.
Владимир ПАХОМЕНКО.
ФОТО АВТОРА.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 01.06.2017.
Едем на трамвае!
Настоящий "тектонический" сдвиг происходит в пассажирском транспорте Нижнего Тагила: трамваи привычно ходят строго по графику (если не форс-мажорные обстоятельства).
И это действительно достижение "Тагильского трамвая".
В городе десятилетиями копилась провинциальная отсталость и уже вроде бы вошла в норму, а тут "вдруг" что-то стало меняться: дороги, площади, места отдыха тагильчан... Тагил начал ориентироваться на лучшие образцы современной городской среды. И трамвай, у которого в Тагиле 80-летняя история и развитая сеть маршрутов, оказался востребованным.
Потерять трамвай было бы недальновидно. А ведь могли. В 2011 году в городе вообще поднимался вопрос о закрытии в Тагиле трамвайного движения. Не закрыли, но от этого легче не стало. Были бы рады даже одному новому вагону! Приходилось эксплуатировать физически и морально устаревшие усть-катавские трамваи еще из советской эпохи: с дырами в обшивке, с неплотно прилегавшими дверьми – ветер так и свистел...
И вот с 2013 года начал воплощаться в жизнь проект "Тагильский трамвай". Только в 2017 году на тагильские пути встали сразу 30 новых, низкопольных в средней части, вагонов производства Уралтрансмаша (вдобавок к уже полученным ранее 35-ти). Они реально вышли на маршруты, для чего была проведена огромная организационная работа.
И вот он, "тектонический сдвиг": в расписание некоторых маршрутов можно особенно и не смотреть. В течение четверти часа, а то и меньше, трамвай придет и так!
Главный трамвайщик Нижнего Тагила Игорь Темнов
Например, в 2013-м, 15-й маршрут в час пик обслуживало восемь поездов с интервалом 11-12 минут, на 12-м было четыре поезда – они приходили на остановки раз в полчаса.
Теперь на 15-й в час пик выходит 14 поездов (с 17-м маршрутом), интервал доводится в самые напряженные отрезки до 7-8 минут. Восемь поездов с интервалом 14-15 минут курсируют на 12-м маршруте. Даже если не знаешь расписания, немного подождав, все равно уедешь на трамвае, например, с вокзала на Вагонку или на ГГМ.
Это только часть нового парка вагонов, которым располагает сегодня муниципальное предприятие "Тагильский трамвай"
Был сделан большой шаг вперед, когда на 15-м маршруте избавились от "обедов". Шли к этому долго. В расписаниях были две "дыры". Интервал составлял в среднем 11-12 минут, но вагоны вставали на обед после утреннего и перед вечерним часами пик – примерно с 9 до 11 и с 13 до 15-ти. И трамвай с ГГМ обратно уже не возвращался – появлялась так называемая "дыра". Теперь на 15-м маршруте пассажиры не ощущают, что водитель и кондуктор ушли на обед: вместо них заступает подменная бригада, и вагон продолжает свою работу без простоев. Это дало стабильный интервал на протяжении всего дня. Кроме того, вечером трамваи стали ходить дольше: подменный водитель днем работает за обедающего, а вечером докатывает смену утреннего водителя: это дает еще несколько рейсов.
Такое стало возможным и благодаря подготовке новых водительских кадров, чем настойчиво занимается руководство "Тагильского трамвая". Было бы еще больше водителей – еще бы уменьшили интервалы. Проблемы здесь остаются, но перемены налицо.
Даже возвращаются те, кто работал раньше.
Вечером интенсивность движения электротранспорта в Тагиле пока что заметно ниже. Но, например, сойдя с электрички, в будни и в выходные можно доехать на 12-м до Пихтовых гор с вокзала примерно в 20 и в 21 час. Быстро добраться на Вагонку на маршрутке в это время бывает сложновато.
А с Новой Кушвы до ГГМ последний трамвай отправляется в будни – в 22.29, в выходные дни – в 22.15. Словом, все, что в его нынешних силах, "Тагильский трамвай" для вечерних пассажиров делает.
Еще бы пути получше на проблемных участках. Лишние минуты в дороге тоже влияют на приоритеты пассажира.
Но, может, это только нам в Тагиле кажется, что мы сделали почти невероятное? Вовсе нет. Тагильский опыт возрождения трамвая могут взять на вооружение в столице Урала. Нынешним летом трамвайный цех Уралтрансмаша посетила делегация администрации Екатеринбурга. Как рассказал тогда гостям генеральный директор предприятия Владимир Городилов, уралтрансмашевские трамваи, удобные для передвижения пожилых, а также людей с ограниченными физическими возможностями, эксплуатируются, например, в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Нижнем Тагиле... Как отмечалось на встрече, в Свердловской области есть хороший пример обновления городской трамвайной сети – целевая программа "Тагильский трамвай", такая же нужна и Екатеринбургу.
Да, наш электротранспорт за неполные четыре года изменился круто.
Это только часть нового парка вагонов, которым располагает сегодня муниципальное предприятие "Тагильский трамвай"
Даже внешне видно: и молодежи стало больше ездить! Как-никак, и вагончики новые, и ходят они почаще. Ездить молодым именно в трамвае становится даже престижно.
С 18.07.2017, ориентировочно на две недели, закрыто движение на линии Тагилстроя для проведения ремонта трамвайных путей, также остается закрытым движение трамваев по улице Победы, части улицы Космонавтов, поэтому будет невозможно движение электротранспорта и по всему проспекту Мира.
Вводится временный маршрут №16а "Новая Кушва – вокзал – пр. Ленина – ул. Островского – ВМЗ", закрывается временный маршрут №2 "Тагилстрой – пр. Ленина – ул. Островского".
С четверга, 13 июля, изменяется расписание утренних дежурных поездов. Расписание маршрутов 1, 12, 15, достается прежним.
Движение трамваев по улицам Фрунзе и Космонавтов до кольца ВМЗ пока сохраняется ориентировочно до 20 июля, после чего и этот участок тоже будет закрыт на ремонт.
Владимир МАРКЕВИЧ.
ФОТО СЕРГЕЯ КАЗАНЦЕВА, ЕЛЕНЫ ПЕШКОВОЙ.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 13.07.2017.