Городской транспорт в Нижнем Тагиле

    В июне 2014-го муниципалитет заключил семилетний договор на право перевозки пассажиров с пятью предприятиями: "Союзом-НТ", СТК "Строитель", "Фирмой ТАС", Тагилтранскомом и "Тагильским трамваем". По статистике, озвученной начальником управления городским хозяйством Владимиром Юрченко, сейчас ежедневно выходят в рейс 667 единиц автотранспорта и 57 трамваев. Самый крупный автопарк у "Союза-НТ" – 250 машин, 20о – у "Фирмы ТАС".

    В 2016 году тагильчане совершили более 30 млн поездок, причем трамваем пользовались в два раза реже, чем автобусами. Это вполне объяснимо, ведь маршрутов и подвижного состава у электротранспорта гораздо меньше. Стоит отметить, что только у "Тагильского трамвая" цифры точные: было продано 9 888 368 билетов, у остальных перевозчиков данные приблизительные, полученные путем математических вычислений (22 466 200 поездок).

    В 2016 году в управление городским хозяйством поступило 205 жалоб тагильчан на работу транспорта, это всего 3% от всех обращений. Львиная доля содержала просьбы организовать новые маршруты или оборудовать остановочные комплексы. Остальных волновали оплата проезда и нарушение графика движения автобусов и маршруток.

    Все автобусы оборудованы системой ГЛОНАСС, данные поступают на компьютер. Специалисты управления городским хозяйством и диспетчеры автопредприятий видят все перемещения, не выходя из кабинетов.

    Остро встал вопрос с перевозкой детских групп. В Нижнем Тагиле только 51 автобус подходит для этих целей: 32 школьных, десять принадлежат Уралвагонзаводу, четыре – НТМК и пять – частникам.

    По договору с администрацией города в течение семи лет каждая транспортная организация должна обновить 20% подвижного состава из расчета один ПАЗик средней вместимости вместо трех ГАЗелей. Прошло два с половиной года, за это время "Строитель" приобрел 30 машин, "Фирма ТАС" – 25, Тагилтранском и "Союз-НТ" – по 20.

    Муниципальному предприятию "Тагильский трамвай" поставили задачи на ближайшие два года: движение должно осуществляться с 5.30 утра и до 23.00, с уменьшенным интервалом. Основная задача трамвайщиков – добиться интервала движения от 3 до 15 минут на разных маршрутах. Поставлена задача выйти к 2018 году на малозагруженных маршрутах на режим ожидания трамвая 15 минут, на 10-м маршруте – 3-4 минуты, на 3-м, 15-м – 7-8 минут.

    Сегодня на линию могут выходить сразу 100 вагонов. Фактический ежедневный выпуск подвижного состава – 57 вагонов, которые совершают более 24 тысяч рейсов в месяц. За два года специалисты НТ МУП "Тагильский трамвай" планируют увеличить эту цифру до 30 тысяч. Замена старых вагонов продолжается. По лизинговой схеме в Нижний Тагил поступило 30 новых полунизкопольных вагонов 71-407 производства "Уралтрансмаша".

    После 2013 года город уже приобрел 10, 5 и 20 новых вагонов, в 2017 году купили еще 30. Примечательно то, что они самые дешевые – с участием федеральной программы по поддержке производителя и обошлись бюджету в 10 млн рублей каждый. До этого покупали по 17 млн 300 тысяч (сейчас они стоят 23,5 млн).

    Если брать бюджет трамвайщиков, в прошлом году они сработали на минус 2 миллиона, что для пассажирского транспорта практически ноль с учетом того, что у предприятия еще есть социальная нагрузка, связанная с обеспечением автобусными маршрутами Серебрянки и Верхней Ослянки. Областные перевозчики отказались от них, потому что дорога не готова, и плечо для жителей двух сел подставил Тагил.

    110 километров трамвайных путей для Тагила – не предел. Администрация города вместе с трамвайщиками предлагает обсудить возможность строительства новых линий – например, закольцевать 10-й и 15-й маршруты, пустить электротранспорт в Алтайский микрорайон, по Тагилстрою, восстановить сообщение между Северным поселком и центром.

    Подготовлены планы по перспективному строительству трамвайных линий на Вагонке и ГГМ. Есть, как минимум, три перспективных направления.

Планируемые пути выделены сиреневым цветом

Планируемые пути выделены сиреневым цветом

    Первое – Дзержинский район. С учетом большой плотности застройки напрашивается ветка в Алтайский микрорайон, т.е. планируется новая трамвайная линия в Алтайском микрорайоне. Новое трамвайное кольцо начнется от пересечения Ленинградского проспекта и улицы Юности, от Ленинградского проспекта до улицы Автомобилистов или Валегинской, затем продолжится до Алтайской, Юности и завершится на пересечении Ленинградского проспекта и улицы Юности. Точками притяжения станут несколько жилых домов, шесть детских садов, две школы, бассейн, Дворец ледового спорта и торговые центры.

Планируемые пути выделены сиреневым цветом

Планируемые пути выделены сиреневым цветом

    Также планируется замыкание имеющейся (нынешний десятый маршрут) новой веткой по улицам Ильича, Чайковского, Свердлова, т.е. когда-то планировавшееся, но недостроенное кольцо. Для пассажиров оно всегда удобнее, чем буква "С" (нынешний десятый маршрут). Планируемая линия – депо Вагонка, улицы Свердлова, Чайковского, Ильича до пересечения с улицей Зари – охватит 100 многоквартирных домов, четыре детских сада и школу.

    Еще одно кольцо – это уже Гальяно-Горбуновский массив. Уральский и Октябрьский проспекты имеют трамвайные пути. Кольцо с охватом Черноисточинского шоссе и улицы Дружинина было бы для пассажиров привлекательным. Линия – Черноисточинское шоссе и улица Дружинина обеспечит полный охват микрорайона, где не проходит ни один автобусный маршрут. Рядом находятся рынок "Гальянский", взрослая поликлиника на ГГМ, почтовое отделение, торговые комплексы, жилые дома, школа № 80 и три детских сада. Также намечено продлить существующие пути по Уральскому проспекту в сторону микрорайона Муринские пруды с выходом на Черноисточинское шоссе и улицу Дружинина. Но схема строительства трамвайной линии – Уральский проспект – улица Муринская – Черноисточинское шоссе – может быть пересмотрена в связи с отсутствием технической возможности трассировки из-за проложенных сетей ООО "Водоканал-НТ".

    Все эти ветки довольно небольшие – 2-2,5 километра. По экспертной оценке, строительство 7,5 км путей обойдется в 400 млн рублей.

    На Тагилстрое протяженность трамвайных путей может быть увеличена почти на три километра. Они должны соединить улицы Металлургов, Гастелло и Гвардейский бульвар.

    Конкретные трассы движения трамваев могут быть изменены после завершения экономических расчетов и с учетом пожеланий тагильчан.

    Мнения тагильчан, разместивших свои отклики на официальном сайте города:

    "Расширение – это хорошо, но когда уже запустят маршрут с ГГМ на Выю? Приходится добираться на маршрутках, ведь на трамвае с пересадкой получается дороже. С удовольствием бы многие ездили на трамвае" (Андрей).

    "Просто прекрасные планы! На улице Дружинина много домов, а транспорт по ней никакой не движется. Всеми руками ЗА! Скорее бы!" (Татьяна).

    "Давно назрела необходимость линии по пр. Вагоностроителей до ул. Зари. Места очень много. Это центральная улица Вагонки, здесь и техникум, и роддом, и травматология, и военкомат, и "Россия", и будущий большой район "Тимирязевский"... Будет пользоваться большим спросом, посмотрите на забитые до отказа маршрутки, идущие друг за другом вдоль этой возможной ветки" (Житель центра Вагонки).

    Уникальный момент: более 70 процентов путей в Нижнем Тагиле обособлены, и это положительно сказывается на скорости трамваев. Хотя есть проблемы с состоянием самих путей, и предприятие будет этим заниматься. Предлагается в 2017 году обособить трамвайные пути сплошной линией разметки. Запланировано установить четыре остановочных комплекса, а также вымостить брусчаткой девять переездов.

    Полученные в последние годы вагоны пока на гарантии, но не за горами, когда вся ремонтная база, начиная от тестирующего оборудования, потребует обновления. И с выходом в день 57 вагонов, а к 2018 году – 64-х, согласно технологии, в парке должно быть за сотню вагонов. Кроме того, 44 усть-катавских эксплуатируются давно и требуют проведения контрольно-восстановительного ремонта.

    С 2017 года трамвайщикам переданы на обслуживание посадочные площадки и павильоны, где нет коммерческих точек, автомобильные переезды, которые теперь мостятся брусчаткой. "Тагильский трамвай" работает стабильно: 532 человека обеспечены в городе работой, а это, по нашим временам, важный социальный фактор.

    Сейчас более 70% остановочных комплексов не соответствует нормативам. До 2018 года все 303 остановки будут благоустроены. Уже приобрели и установили 11 комплексов: на улице Фрунзе у нового моста, в микрорайоне Рудника III Интернационала, на Вагонке, у педагогического института, около "Современника" и на Уральском проспекте. 61 конечную перевозчики должны оборудовать туалетами.

Татьяна ШАРЫГИНА, Владимир МАРКЕВИЧ.

    ФОТО СЕРГЕЯ КАЗАНЦЕВА.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 02.02.2017; 16.02.2017;16.03.2017.

На 10-й маршрут вышли новые "двойники"

    Во вторник, 30 мая 2017 года, в Нижнем Тагиле на маршрут №10 вышли новые сдвоенные трамваи.

    По словам директора МУП "Тагильский трамвай" Игоря Темнова, в нашем городе впервые в России выпустили на линию соединенные трамваи серии 71-407 с низкопольной центральной площадкой. Всего на десятый маршрут будет выведено шесть "двойников". Для сцепки вагонов задействовано дополнительное оборудование, которое позволяет водителю трамвая управлять вторым вагоном.

    В городе за короткий срок удалось не только обновить парк трамваев, но и подстанции. Осталось провести реконструкцию путей и контактной сети, ведь трамвай способен передвигаться со скоростью 70 км в час, а по факту – 30-40. Особенно удобен новый трамвай с низкопольной секцией мамам с колясками и людям с ограниченными возможностями.

    – Пришло время менять "старичков", откатавших под 30 лет и давно выработавших свой ресурс, – подчеркнул Игорь Темнов.

    В 2017 году Нижний Тагил получил в лизинг 30 новых трамваев, произведенных на Уралтрансмаше. Каждый – на 25 посадочных мест с максимальной вместимостью 190 человек. Срок службы вагонов этой серии – до 20 лет.

Владимир ПАХОМЕНКО.

    ФОТО АВТОРА.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 01.06.2017.

Едем на трамвае!

    Настоящий "тектонический" сдвиг происходит в пассажирском транспорте Нижнего Тагила: трамваи привычно ходят строго по графику (если не форс-мажорные обстоятельства).

    И это действительно достижение "Тагильского трамвая".

    В городе десятилетиями копилась провинциальная отсталость и уже вроде бы вошла в норму, а тут "вдруг" что-то стало меняться: дороги, площади, места отдыха тагильчан... Тагил начал ориентироваться на лучшие образцы современной городской среды. И трамвай, у которого в Тагиле 80-летняя история и развитая сеть маршрутов, оказался востребованным.

    Потерять трамвай было бы недальновидно. А ведь могли. В 2011 году в городе вообще поднимался вопрос о закрытии в Тагиле трамвайного движения. Не закрыли, но от этого легче не стало. Были бы рады даже одному новому вагону! Приходилось эксплуатировать физически и морально устаревшие усть-катавские трамваи еще из советской эпохи: с дырами в обшивке, с неплотно прилегавшими дверьми – ветер так и свистел...

    И вот с 2013 года начал воплощаться в жизнь проект "Тагильский трамвай". Только в 2017 году на тагильские пути встали сразу 30 новых, низкопольных в средней части, вагонов производства Уралтрансмаша (вдобавок к уже полученным ранее 35-ти). Они реально вышли на маршруты, для чего была проведена огромная организационная работа.

    И вот он, "тектонический сдвиг": в расписание некоторых маршрутов можно особенно и не смотреть. В течение четверти часа, а то и меньше, трамвай придет и так!

Главный трамвайщик Нижнего Тагила Игорь Темнов

Главный трамвайщик Нижнего Тагила Игорь Темнов

    Например, в 2013-м, 15-й маршрут в час пик обслуживало восемь поездов с интервалом 11-12 минут, на 12-м было четыре поезда – они приходили на остановки раз в полчаса.

    Теперь на 15-й в час пик выходит 14 поездов (с 17-м маршрутом), интервал доводится в самые напряженные отрезки до 7-8 минут. Восемь поездов с интервалом 14-15 минут курсируют на 12-м маршруте. Даже если не знаешь расписания, немного подождав, все равно уедешь на трамвае, например, с вокзала на Вагонку или на ГГМ.

Это только часть нового парка вагонов, которым располагает сегодня муниципальное предприятие "Тагильский трамвай"

Это только часть нового парка вагонов, которым располагает сегодня муниципальное предприятие "Тагильский трамвай"

    Был сделан большой шаг вперед, когда на 15-м маршруте избавились от "обедов". Шли к этому долго. В расписаниях были две "дыры". Интервал составлял в среднем 11-12 минут, но вагоны вставали на обед после утреннего и перед вечерним часами пик – примерно с 9 до 11 и с 13 до 15-ти. И трамвай с ГГМ обратно уже не возвращался – появлялась так называемая "дыра". Теперь на 15-м маршруте пассажиры не ощущают, что водитель и кондуктор ушли на обед: вместо них заступает подменная бригада, и вагон продолжает свою работу без простоев. Это дало стабильный интервал на протяжении всего дня. Кроме того, вечером трамваи стали ходить дольше: подменный водитель днем работает за обедающего, а вечером докатывает смену утреннего водителя: это дает еще несколько рейсов.

    Такое стало возможным и благодаря подготовке новых водительских кадров, чем настойчиво занимается руководство "Тагильского трамвая". Было бы еще больше водителей – еще бы уменьшили интервалы. Проблемы здесь остаются, но перемены налицо.

    Даже возвращаются те, кто работал раньше.

    Вечером интенсивность движения электротранспорта в Тагиле пока что заметно ниже. Но, например, сойдя с электрички, в будни и в выходные можно доехать на 12-м до Пихтовых гор с вокзала примерно в 20 и в 21 час. Быстро добраться на Вагонку на маршрутке в это время бывает сложновато.

    А с Новой Кушвы до ГГМ последний трамвай отправляется в будни – в 22.29, в выходные дни – в 22.15. Словом, все, что в его нынешних силах, "Тагильский трамвай" для вечерних пассажиров делает.

    Еще бы пути получше на проблемных участках. Лишние минуты в дороге тоже влияют на приоритеты пассажира.

    Но, может, это только нам в Тагиле кажется, что мы сделали почти невероятное? Вовсе нет. Тагильский опыт возрождения трамвая могут взять на вооружение в столице Урала. Нынешним летом трамвайный цех Уралтрансмаша посетила делегация администрации Екатеринбурга. Как рассказал тогда гостям генеральный директор предприятия Владимир Городилов, уралтрансмашевские трамваи, удобные для передвижения пожилых, а также людей с ограниченными физическими возможностями, эксплуатируются, например, в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Нижнем Тагиле... Как отмечалось на встрече, в Свердловской области есть хороший пример обновления городской трамвайной сети – целевая программа "Тагильский трамвай", такая же нужна и Екатеринбургу.

    Да, наш электротранспорт за неполные четыре года изменился круто.

Это только часть нового парка вагонов, которым располагает сегодня муниципальное предприятие "Тагильский трамвай"

Это только часть нового парка вагонов, которым располагает сегодня муниципальное предприятие "Тагильский трамвай"

    Даже внешне видно: и молодежи стало больше ездить! Как-никак, и вагончики новые, и ходят они почаще. Ездить молодым именно в трамвае становится даже престижно.

    С 18.07.2017, ориентировочно на две недели, закрыто движение на линии Тагилстроя для проведения ремонта трамвайных путей, также остается закрытым движение трамваев по улице Победы, части улицы Космонавтов, поэтому будет невозможно движение электротранспорта и по всему проспекту Мира.

    Вводится временный маршрут №16а "Новая Кушва – вокзал – пр. Ленина – ул. Островского – ВМЗ", закрывается временный маршрут №2 "Тагилстрой – пр. Ленина – ул. Островского".

    С четверга, 13 июля, изменяется расписание утренних дежурных поездов. Расписание маршрутов 1, 12, 15, достается прежним.

    Движение трамваев по улицам Фрунзе и Космонавтов до кольца ВМЗ пока сохраняется ориентировочно до 20 июля, после чего и этот участок тоже будет закрыт на ремонт.

Владимир МАРКЕВИЧ.

ФОТО СЕРГЕЯ КАЗАНЦЕВА, ЕЛЕНЫ ПЕШКОВОЙ.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 13.07.2017.

 

 

Главная страница