Как повезут? Как повезет!
Жить в нашей стране, области, городе – особенно городе! – довольно дорого и пока не очень уютно. И всё потому, что все мы теряем рычаги управления ситуацией. Общество вместе с местными властями как–то незаметно скидывает с себя обязанности обустройства нашей жизни. Сегодня все самые социально значимые программы с лёгкой руки местных властей и нашего недогляда передаются на решение в частные, подчас не самые чистые, руки.
Возьмем городской общественный транспорт. Есть такая проблема в нашем городе? Нет такой проблемы. Потому что общественного транспорта в Нижнем Тагиле практически нет. Вдумайтесь: в огромном городе, раскинувшемся на площади в четыре тысячи квадратных километров, нет общественного транспорта!
Еще в девяностых годах как–то тихо и незаметно исчезли автобусы. Потом стали все менее и менее заметными трамваи. На Тагилстрое, например, трамвай давно стал почти музейной редкостью. –На чем же мы передвигаемся? На маршрутных такси.
Помню удивлённый вопрос одного хорошего знакомого, приехавшего в гости в наш город: "А что, у вас есть только маршрутки"? И действительно: пожалуй, только они и есть. Администрация города по-тихому скинула с себя обременительную обязанность, отдав пассажирские перевозки частным компаниям. Которые возят, как хотят.
А нам до этого никакого дела? Пусть так и возят? Так может быть, найдена идеальная схема транспортного обслуживания для одного отдельно взятого города? Не будем спешить с выводами.
Не маршруткой единой
Начнём по порядку. Нижний Тагил сегодня напоминает собой типичный российский город конца девятнадцатого века. Транспортная проблема тогда решалась извозчиками. Сегодняшние извозчики – это "газелисты". "Без роду без племени", без оглядки на реалии и правила. Довозящие до места по принципу "эх, прокачу". Но... Не всё так просто.
Первый и самый простой вопрос: почему извозчики были обречены? Поверьте, совсем не по причине цены. Ну сколько может вместить в себя повозка? Ну четыре, ну пять человек. Представьте сколько необходимо этих самых повозок для организации массового перемещения населения. Город тех времён просто бы встал. Но теперь ситуация практически аналогичная.
Если решать транспортную проблему только силами "современных извозчиков", то от количества их "повозок" город встанет. Уже сегодня на привокзальной площади одновременно собирается до двухсот (!) "газелей". И, как правило, на одной и той же остановке, рассчитанной, максимум, на два транспортных средства, одновременно собирается до пяти–шести маршруток одновременно. Они встают в длинные очереди, хвосты которых заканчиваются на перекрёстках, а то и вовсе высаживают–принимают пассажиров со второго, а то и третьего ряда, вызывая заторы, создавая аварийные ситуации для других участников дорожного движения буквально на ровном месте.
Второй момент, касающийся тех же маршруток – отсутствие минимального порядка в их передвижении. Они останавливаются, где Бог на душу положит. После этой фразы, я прям таки уже слышу возмущённые возгласы несогласия: "Как можно! Не посягайте на святое! Это ведь так удобно!" Удобно? Возможно. Только ведь бросать мусор куда попало или испражняться немедленно там, где застала нужда, не утруждая себя поиском урны или туалета, тоже удобно. Только почему–то большинство из нас этого не делает. Значит, не всё, что удобно – разумно. Так почему мы поощряем подобные "удобства" пассажиров маршруток?..
В общем, первый вывод очевиден. Порядок с маршрутками наводить необходимо. Но его наведение невозможно без развития сети муниципального транспорта. Не нужно вообще отказываться от маршруток. Нужно просто вернуть их в естественную, довольно узкую нишу автоперевозок. Заставить их хозяев выполнять необходимый набор требований, обязательных в современном городе: от следования строго по маршруту и расписанию до соблюдения нормального технического состояния транспортных средств и уровня профессионализма водителей. Ведь не секрет, что почти половина ДТП происходит с участием маршрутных такси. И я не думаю, что для всех нас, от простого пассажира до службы надзора ГИБДД, упорядочение работы маршруток будет слишком сложным.
При этом в город должны вернуться автобусы большой вместимости и трамваи. Иначе Тагил постоянно будет пребывать в состоянии, близком к транспортному коллапсу. Пока этот коллапс действительно не наступит.
Однако и это лишь половина проблемы, обязательной к решению муниципальным транспортом. Не забывайте ещё об одном немаловажном факте – социальной значимости муниципального автотранспорта.
Маршрутки – это транспорт, говоря без обиняков, для молодых и здоровых. В нашем большом, очень протяжённом по расстояниям городе, целый класс населения лишен возможности передвигаться в пределах своего населённого пункта, не говоря уже про межгород. В современном городе – в том числе в России – ни автобус, ни троллейбус, ни трамвай не будет выпущен на улицы, если в нём не предусмотрена функция доставки не только немощных людей, но и инвалидов на колясках.
Почему инвалид в каком-нибудь Берне, или хоть в Набережных Челнах может себе позволить роскошь передвижения, причём не только в рамках своего города, а такой же тагильчанин не может? Считаю, что такое положение дел неправильно. Городу нужен нормальный муниципальный транспорт, способный удовлетворить потребности всех тагильчан, независимо от возраста и социального статуса. Муниципалитет не имеет права лишать горожан права на передвижение.
Конечно, гораздо проще поступить по принципу "нет человека – нет проблемы". То есть, раз у городской администрации сегодня нет денег на содержание муниципального транспорта, так и прикрыть этот транспорт. Только ведь это метод того цыгана, который корову есть отучал, потому что денег на корм не было. Если помните, эксперимент кончился тем, что корова сдохла.
Андрей МУРИНОВИЧ.
Литература: Газета " На наших улицах " от 04.03.2011, №1.