Конечная остановка. Следующая – транспортный коллапс?

    Нижний Тагил практически оказался в тисках транспортной монополии. Улицы города заполонили маршрутки. Ждёт ли нас транспортный коллапс? Или альтернатива многочисленным Газелям всё же будет найдена? Всё в руках городской администрации.

Гуд бай, трамвай!

    Электротранспорт в городе – на грани вымирания. Несколько маршрутов уже отменены из–за убыточности. По остальным трамваи ходят всё реже и реже. Сейчас на все маршруты в будние дни выходят 40 вагонов, а в выходные – вдвое меньше. И в дальнейшем в управляющей компании городским электротранспортом обещают только сокращение рейсов. Гибель трамваев в Нижнем Тагиле началась с того момента, когда они перешли в частную собственность, а все льготы на проезд были отменены. Муниципалитет не вправе помогать деньгами частному предприятию. А платить колоссальные суммы за льготников, которые, возможно, трамваем и не пользуются – это расточительность, уверена глава города Валентина Исаева:

    – Конечно, это для трамвайщиков доход. Очень удобно. Люди берут порой проездной билет а поедут раз в месяц. Ну, что за богатый бюджет, который таким образом будет деньгами распоряжаться? Я категорически против прямых дотаций. Мы частному предприятию не имеем права давать дотации.

    В результате УК ГЭТ сейчас еле сводит концы с концами. Без убытков работает только вагонский 10–й маршрут. Трамвайщики начали обращаться за помощью в муниципалитет и городскую Думу. Но вместо помощи – только волна упрёков. УК ГЭТ обвинили в чрезмерно раздутом штате. По мнению Валентины Исаевой, когда из 600 сотрудников только 100 вагоновожатых, то получается, что "на одного с сошкой – семеро с ложкой".

    – Чиновники и депутаты совершенно забыли о том, что кроме вагоновожатых есть ещё кондукторы, ремонтники, диспетчеры, – возмущён генеральный директор УК ГЭТ Вадим Жариков. – Бухгалтеров, кадровиков и управленцев от силы набирается человек 30.

    Для сравнения Вадим Жариков приводит статистику Екатеринбурга, где трамвай считается безубыточным транспортом. Там из почти 3800 трамвайщиков только 750 – водители. Соотношение примерно пропорционально тому, что наблюдаем в Тагиле.

    Ещё одно обвинение муниципалитета в адрес УК ГЭТ – это неэффективный менеджмент. По мнению градоначальницы, можно найти способы повышения рентабельности маршрутов. Например, выводить больше вагонов в часы пик. По словам Вадима Жарикова, на предприятии постоянно мониторят пассажиропотоки. И благодаря этому анализу рейсы, которые возят максимум 10 человек, скоро будут отменены. Они не просто не окупаются, а приносят ещё больший убыток.

Трамвай и Wi–Fi

    А как в других городах? Вот, к примеру, в Магнитогорске трамваи перевозят почти половину всех жителей города.

    – В советские времена перевозили 80 процентов пассажиров. Но теперь улицы заполонили маршрутки, прямо как саранча, другого слова не найти, – говорит первый заместитель директора "Маггортранса" Виктор Бородулин. – Многим на них быстрее и удобнее ехать. Часто у людей уже свои машины есть. На трамваях стали ездить реже.

    Но в администрации города решили: трамвай – визитная карточка Магнитогорска. Муниципалитет принял программу поддержки, финансирующую капремонты путей и обновление парка. В Магнитогорске сохранены льготы на проезд, которые трамвайщикам компенсирует город. Ездят бесплатно и пенсионеры, и школьники. Есть льгота для студентов. В результате успешно функционируют 39 маршрутов, которые покрывают почти все жилые массивы. В трамвайном парке – 200 вагонов.

    Забыла одну маленькую, но существенную деталь: трамвай в Магнитогорске – муниципальный. Но иначе этому транспорту не выжить, уверен Виктор Бородулин. Трамвай – экологически чистый транспорт, может ходить в любую погоду и любое время суток. Поэтому его нельзя терять.

    То же говорит и директор нижнетагильской УК ГЭТ Вадим Жариков. Он уверен – трамваи даже в Европе убыточны, но их там поддерживают из муниципальных бюджетов.

    Кстати, в Магнитогорске в трамваях сделали точки доступа Wi–Fi, чтобы привлечь в этот транспорт студентов и школьников. Проект разработали в службе инвестпроектов и стратегического развития муниципалитета. Частному и убыточному предприятию Нижнего Тагила самому такой проект не осилить, считает Вадим Жариков. Да и поедут в трамвае студенты, только если вагон идёт до института. А в Нижнем Тагиле трамвайные пути от двух основных вузов, ох, как далеко. И это одна из проблем всех трамваев – они не обладают той гибкостью, которая есть у маршрутов автотранспорта.

    В тагильские трамваи пассажиров пока привлекают только снижением цены. Других способов найти не могут. Второй месяц проезд в "тройке" стоит вместо 12–ти рублей 10. Число пассажиров выросло, говорит Вадим Жариков. Но ровно на столько, чтобы покрыть расходы на эту разницу в цене.

Матчасть

    Тагильчане не ездят в трамваях потому, что часто это действительно долго и неудобно, признаёт Вадим Жариков. Причин этого целых три: изношенные пути, старые вагоны и разметка городских улиц. Поясню сразу третью причину, поскольку первые две более–менее понятны. В других городах трамвайные пути отделяют от проезжей части бордюром или разметкой. В результате во время пробок или ДТП трамвай становится самым быстрым из наземных видов транспорта – машины ему не мешают. Вот чем объясняется популярность этого способа передвижения в Екатеринбурге.

    В Нижнем Тагиле трамвайные пути очень редко отделены от проезжей части. Похвастаться этим может разве что Вагонка. Там, напомню, и местный трамвайный маршрут пользуется неизменным спросом. А вот для "тройки", делающей круг через центр города, Выю и Красный Камень – это самый больной вопрос. С завидной регулярностью ДТП происходят на путях трамвая. Вагон может простоять часа три.

    "Если человек сел в вагон, а тот простоял даже час, этот пассажир уже больше в трамвай не вернётся", – уверен Вадим Жариков. Он уверяет – тагильские трамвайщики обращались в ГИБДД с просьбой провести сплошную линию, отделяющую рельсы от проезжей автомобильной части дороги. Результата нет.

    Ещё раз вспомним Магнитогорск, где трамвайный парк и пути обновляют за счёт городского бюджета. Вагоны в парке Нижнего Тагила, в основном, старые. Мягкие сиденья,изувеченные вандалами, давно заменены на твёрдые, деревянные. Немного поправят дело обещанные администрацией города 10 вагонов, которые купят в лизинг к 2012 году. Они тёплые и комфортные. Но… по некоторым маршрутам, например по кольцу 3–го, такой вагон не пройдёт. Он слишком современный для изношенного, годами не ремонтированного пути. Электроника этих вагонов такого стресса не выдерживает и отказывает. А на ремонты пути, как и на обновление парка, собственных денег у УК ГЭТ нет. Зарплату бы выплатить.

    Мэр Валентина Исаева признаёт – ситуация с трамваями очень тяжёлая. Но вернуть их в муниципалитет, по её словам, означает ещё увеличить налоги. Поэтому позиция градоначальницы тверда – трамвай останется частным. Без права на помощь из городской казны.

    Валентина Исаева уверена – в масштабах страны Тагил не единственный, где тихо умирает трамвай. По её мнению, нужно добиться дотаций из бюджета государства или регулировки цен на энергоресурсы. Город же пока собирается сделать небольшой шаг навстречу трамвайщикам. В муниципалитете готовится положение о льготном проезде. Но выглядеть это будет как адресная помощь конкретным людям, обратившимся в соцзащиту. И категорий таких льготных пассажиров будет совсем немного – малоимущие, многодетные семьи и школьники. Но ориентировочную дату рассмотрения документа мэр назвать затруднилась, поскольку пока даже на такую меру в городе денег нет.

Тагильчане за трамвай

    Электротранспорт тагильчанам уже не нужен – отвыкли. Об этом заявила мэр Валентина Исаева на встрече с журналистами. Она напомнила, что в своё время, зимой, заставила очистить от снега рельсы, ведущие на Тагилстрой. Трамвай пошёл. Но без пассажиров. Глава даже сослалась на то, что муниципалитет проводил мониторинг, который показал, что в трамвае нуждаются только пенсионеры – они надеются на какую-нибудь льготу.

    Споры о том, нужен ли трамвай городу, идут и в Интернете. Кто–то, вспоминая старые времена, говорит, что не готов ждать по полчаса вагон, в который потом народу набьётся, как сельдей в бочку. Мол, к маршрутке только вышел – она уже тут как тут. И быстро почти до подъезда довозит.

    Но таких – меньшинство. Конечно, в том виде, в каком трамвай ходит сейчас, он нужен лишь в качестве красивого исторического памятника. При условии, что он будет приходить регулярно в часы пик, тагильчане ездить в трамвае готовы. Но главное, о чём мечтают люди – чтобы на трамвайчике снова можно было уехать в любой район города и в любое время суток.

    Особенно часто про это вспоминают жители Вагонки, задержавшиеся в центре часов до 9 вечера. На маршрутки в Дзержинский район выстраиваются огромные очереди. Видимо, в УК ГЭТ не знают, что вся очередь в это время поглядывает на остановку – не пойдёт ли трамвай. Но его нет. Эти очереди доказывают: узкие места в транспортной системе города есть, и их можно расширить благодаря трамваям. Может быть, не все обвинения в адрес менеджмента трамвайщиков так несправедливы?

Привет, маршрутки!

    Пока администрация обвиняет трамвайщиков в неэффективном управлении, а те сетуют, что город никак не помогает выжить, тагильчане рискуют оказаться заложниками транспортной монополии. Доля муниципального транспорта на улицах города настолько мала, что её никто не замечает. Автобусы ПОПАТа можно по пальцам пересчитать. Если трамвай "вымрет", это будет ещё одним огромным проигрышем маршруткам. А когда альтернатива этому частному виду транспорта исчезнет окончательно, нам придётся играть по их правилам.

    Уже приходится. Вспомним те дни, когда ГИБДД решила с утра проверить исправность выходящих на линию машин. Сколько людей тогда вовремя не попало на работу, потому что водители Газелей решили переждать проверку и выйти на маршруты попозже?

    Другой пример – 10–й маршрут газелей на Вагонке. Он ходит по кольцу только в одну сторону. Если человек хочет попасть с Ленинградского проспекта на улицу Ильича, ему придётся ехать с пересадкой и платить дважды. На одном и том же 10–м маршруте. Потому что конечная остановка этих газелей находится ровно посередине – у центральной проходной УВЗ.

    Тагильчане уверены: в обилии маршруток – причина многих пробок и ДТП. По крайней мере, такое мнение они высказывают на городских Интернет–форумах. К слову, опросы показывают – порядка 63 процентов жителей города уверены, что альтернатива маршруткам нужна. Они, например, готовы ехать в полном автобусе и стоя, лишь бы не ожидать по 40 минут маршрутку на Вагонку. Доказательство этого видела своими глазами – в 9 вечера воскресенья по чистой случайности прошедший мимо вокзала автобус собрал почти всех дачников, приехавших на электричках из садов и не дождавшихся маршруток. Не секрет, что водители вечером считают невыгодными пустые рейсы с Вагонки, чтобы забрать пассажиров от вокзала.

    Ещё одна причина, почему тагильчане жаждут альтернативы газелям – возможность передвигаться на общественном транспорте в неурочное время, не переплачивая за такси. Маршрутки перестают ходить в 9–10 часов вечера. В эфире одной из местных радиостанций глава города заявила, что в Чехии после 22 часов людей на улицах нет. Намёк понятен. Но справедлив ли он для промышленного города, где люди на предприятиях трудятся и в ночные смены?

    Когда в местных СМИ поднимался вопрос об очередях на вагонские маршрутки, заместитель главы города по городскому хозяйству и строительству Владимир Белов заявил, что проверит перевозчиков. И что те, кто не удовлетворяет требованиям, освободят маршруты. Значит, при желании муниципалитет может контролировать перевозки. И, в теории, может допускать на рынок только добросовестных перевозчиков. Но пока что Тагил опровергает основные экономические постулаты. У нас есть спрос, но он почему–то не рождает предложений.

Ольга СМЕЛОВА.

    Фото Андрея Гоголева.

Литература: Газета "Весь Тагил" от 11.08.2011, №31(54).

Главная страница