Крылья Тагила

    Ошибается тот, кто думает, что Нижний Тагил не имеет отношения к авиации. Имеет, да еще какое!

    В 2004 году исполняется 70 лет нижнетагильскому аэроклубу и 40 лет первому пассажирскому авиарейсу Нижний Тагил - Свердловск.

    А начиналось все в далеком 1916 году, когда екатеринбургские энтузиасты-авиалюбители купили три аэроплана французского производства "Фарман", а поручик Муратов повез в Петроград прошение о вступлении Екатеринбурга во Всероссийский союз аэроклубов.

    А в небе Нижнего Тагила самолеты появились в августе 1918 года.

    Но постоянные крылья наш город приобрел в 1934 году, когда по постановлению Совета Народных Комиссаров СССР был открыт нижнетагильский аэроклуб. Первые самолеты для него - три У-2 - были куплены на взносы предприятий и частных лиц. Первый выпуск пилотов - 30 человек - состоялся в 1935-м. Среди них были одна девушка - З. Долженкова и первый тагильский ас Н. Алексеев, сбивший японского полковника на Халхин-Голе.

    В 1936 году наш аэроклуб получает еще два У-2. А Уралвагонзавод открывает у себя филиал клуба, закупив на собственные средства два самолета и пять планеров. Филиал стал готовить не летчиков, а парашютистов.

    В 1939 году Нижний Тагил имел уже 30 самолетов и подготовил 300 пилотов. С началом войны на базе аэроклуба был сформирован 698-й легкобомбардировочный полк, принявший затем участие в битве за Москву. А в 1943 на тагильском аэродроме базируется калужский авиаполк, готовивший ежегодно 50 пилотов планеров и 400 парашютистов.

Взлет пассажирского Ли-2 с Гальянского аэродрома, 60-е годы.

Взлет пассажирского Ли-2 с Гальянского аэродрома, 60-е годы.

    Еще в годы войны Нижний Тагил стал крупным авиаиндустриальным центром. В 1942-м у нас на базе эвакуированного ленинградского авиазавода выпускались штурмовики Ил-2. И даже, об этом уж точно мало кто знает, первые советские реактивные истребители - прототипы Би-1! Их было собрано восемь штук. Когда на фронте стало полегче, завод вывезли обратно, а часть специалистов перевели на Верх-Нейвинский авиазавод - смежник ташкентского авиапроизводства грузопассажирских Ли-2 (лицензионной версии знаменитого Дугласа).

    В послевоенные годы аэроклуб подготовил 13 мастеров спорта СССР и тысячи разрядников. В 80-х из-за застройки Гальяно-Горбуновского массива аэродром перебазировался в Быньги, где и по сей день продолжает свою плодотворную деятельность.

    Меньше повезло с историей авиапассажирских перевозок. С 20 июня 1964 года с Гальянского аэродрома начал совершать рейсы на Свердловск серебристый Ли-2. Любители воздушных сообщений экономили добрый десяток часов. Самолет совершал рейсы дважды в день, а билет стоил всего пять рублей.

Планеристы Нижнего Тагила, 1936 год.

Планеристы Нижнего Тагила, 1936 год.

    Свой аэродром имело и село Петрокаменское. Асфальтового шоссе и комфортабельных автобусов тогда не было, и самолет до Свердловска был самым оптимальным транспортным средством. А полетное время занимало всего 30 минут.

    С появлением же шоссе, автобусов, скоростных электричек в 70-х годах нужда в самолетах якобы отпала...

    В 1990 году Нижний Тагил посетил М.С. Горбачев. Среди его обещаний, так и не выполненных, было и такое: переоборудовать военный аэродром Сокол на прием Ту-134 с рейсами в Москву и Ленинград. Электронная версия historyntagil.ru. Разговоры об этом ходили еще в 80-х. Планировали построить в Тагиле большой авиазавод. В связи с такими планами СПТУ №89 в 1984 году даже провело набор авиамехаников. Но надеждам не суждено было сбыться.

    Сейчас наступило новое время. У города с каждым годом крепнут внешнеэкономические связи, развивается туризм. Большой интерес вызывает международная военная выставка. И, быть может, Тагил вскоре вновь обретет свои крылья.

Сергей ПУДОВКИН.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 28.04.04.

Главная страница