Звучащее диво XX века
В жизни старого Екатеринбурга часто происходили события, которые надолго становились темой для разговоров. Таким стало 23 августа 1890 года, когда впервые на уральской земле прозвучал человеческий голое в механической записи. Здесь под девизом "Диво XX века" была показана мировая новинка -фонограф Эдисона. Это забавное событие в местной газете "Деловой корреспондент" было запечатлено так: "Сеанс прошел живо и заинтересовал публику. Во всяком случае, был полезнее и занятнее вечеров в Харитоновском саду с его выдохшимися куплетистами, гармонистами из лакеев, безголосыми певцами, кавказскими атлетами и прочими...".
Путь этого технического новшества от Америки до Урала был долгим. Ведь свой фонограф американец Томас Эдисон впервые демонстрировал еще в 1877 году. Принцип действия его величайшего изобретения был таков: на оловянную фольгу (позднее на воск), плотно намотанную на латунный валик, стальной иглой наносилась звуковая дорожка, потом воспроизводилось все, что было произнесено в рожок аппарата. Такие восковые фонограммы донесли до нас голоса Л. Н. Толстого, А.П. Чехова и Других известных деятелей русской культуры.
Фонограф Эдисона с несколькими звуковыми валиками сохранился в старейшем в нашем крае Нижнетагильском государственном музее-заповеднике горнозаводского дела Среднего Урала. В его коллекции есть и другая техника для воспроизведения звука.
- Таких стальных пластинок у нас девятнадцать штук, - рассказывает Александр Смирнов, научный сотрудник музея, держа в руках тонкий металлический диск. - Размер его заметно превышает современную большую грампластинку. Весь он испещрен маленькими прямоугольными отверстиями. Оттого, как они расположены, и зависит, какая музыка зазвучит.
Александр Сергеевич аккуратно установил диск в небольшом деревянном ящике, затем, очень осторожно вращая изогнутую металлическую ручку, ведь полифон - вещь старинная, музейная, завел пружину механизма. Потом плавно отпустил рычажок тормоза, и... диск закрутился. Комнату заполнила приятная и очень знакомая музыка - вальс "На голубом Дунае" И. Штрауса. Маленькие крючочки цеплялись за отверстия диска, сделанного из прочной стали, и издавали многоголосый звон.
Граммофон из коллекции Нижнетагильского государственного музея-заповедника горнозаводского дела Среднего Урала
Так впервые я познакомился с полифоном, пришедшим в музей из девятнадцатого века. По воспоминаниям очевидцев, этот звучащий инструмент в народе называли "музыкальным ящиком". Хранящаяся в Нижнем Тагиле диковинка до музея имела прописку в Висиме - на родине Д.Н. Мамина-Сибиряка. Долгое время полифон находился в семье старожила поселка М. Ильиной. По ее рассказам, до революции "ящик" принадлежал висимским купцам и заменял в местном кинематографе тапера. А потом перекочевал в жилой дом и превратился в семейную реликвию.
В России полифоны никогда не изготовляли. В страну они поступали из-за границы и были большой редкостью, особенно в провинции. На висимском инструменте изображен знак фирмы "Стелла" ("Звезда"). Судя по надписи на полированной металлической табличке, полифон сделан по английскому патенту в Швеции. Имеется еще одна табличка - бронзовая, на которой указано: "Юлий Генрих Циммерман".
- Это был известный музыкальный издатель, - поясняет А. Смирнов. - В конце XIX столетия Циммерман организовал в Санкт-Петербурге, Москве, Лейпциге и Лондоне торговлю музыкальными инструментами.
В звучащей коллекции музея есть еще один полифон, который попал в нее значительно раньше. Размером он вдвое меньше, также выпущен фирмой "Стелла" и принадлежал потомкам знаменитой тагильской династии художников Худояровых.
Однако "звучащим дивом XX века", которое завоевало весь земной шар, стал граммофон. В 1888 году его впервые показал в действии Эмиль Берлине? - немецкий инженер, работавший в США. Для записи звука он использовал цинковый диск, покрытый тонким слоем воска. Его преимущество перед детищем Эдисона было в том, что с такого диска можно было снять копию-матрицу, которая позволяла тиражировать запись на целлулоиде, эбоните и на других пригодных для такой цели материалах. Первая в мире граммофонная пластинка, автором которой является Берлинер, хранится в Вашингтоне, в Национальном музее США. Она односторонняя, в таком виде музыкальные диски выпускались в течение пятнадцати лет со дня изобретения. Аппарат для проигрывания записей назвали граммофоном. Электронная версия historyntagil.ru. Его громоздкая труба-рупор позволяла получать достаточно громкий звук. По сообщению журнала "Новости граммофонов", к 1907 году только в Россию было завезено почти полмиллиона таких ящиков с трубой. В музыкальной коллекции Пермского краеведческого музея я видел вполне исправный граммофон, на котором экскурсовод прокрутил уникальную одностороннюю пластинку с записью песни "Как король шел на войну" в исполнении Федора Шаляпина. Изобретение Берлинера постепенно совершенствовалось. Русский инженер Василий Ребиков применил компактный гнутый звуковой рупор. А в 1907 году на фирме братьев Пате (Франция) рупор убрали внутрь корпуса. Такой видоизмененный граммофон стали называть патефоном. ...До сих пор я храню в памяти наш семейный, обтянутый синим дерматином патефон. В квартире ему отводилось самое почетное место. Пластинки были толстые и тяжелые. На диске они вращались очень быстро, так что почти перед каждой нужно было снова крутить ручкой, до упора заводить пружину. Бывало, как только забудешь про завод, так вскоре пластинка начинала "басить". Особой заботы требовала стальная игла, которая устанавливалась в специальное гнездо на мембране, но имела один недостаток: быстро тупилась.
...Инженерная мысль не стоит на месте, совершенствуется техника звукозаписи, отвечая требованиям времени, В конце пятидесятых годов прошлого века патефон ушел на заслуженный отдых и занял место в музее. На смену ему пришел электропроигрыватель, затем - магнитофон.
Марлис РАФИКОВ.
Фото автора.
Литература: Газета "Горный край" от 09.01.04.